• мая 25, 2017 В КРЕМЛЕ

    Подготовка к Госсовету

    Помощник Президента России, секретарь Государственного совета Игорь Левитин провел второе заседание рабочей группы по подготовке заседания президиума Государственного совета на тему «О…

  • мая 25, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Предоставят субсидии

    субсидии Подписано постановление Правительства РФ о порядке предо- ставления субсидий из федерального бюджета российским органи- зациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство)…

  • мая 25, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Белорусам – зеленый свет

    В Госдуму РФ поступил законопроект «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», который предлагает не распространять на граждан Белоруссии закон о…

  • мая 25, 2017 13

    Хроника 22 – 28 мая 2017 года

    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Мадрид.
    В Новосибирске прошел VI Международный форум «Транспорт Сибири» с участием заместителя министра транс- порта РФ Валерия Окулова.
    В Краснодаре прошел Совет главных инженеров органов управления дорожного хозяйства Росавтодора.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Вези или плати!

Вези или плати!В выборе инструментов финансирования
инфраструктурных проектов
есть существенная доля риска.

Вези или плати!Инвестиции в инфраструктуру железнодорожного транспорта можно разделить на четыре категории. Это государственные инвестиции за счет средств бюджета, инвестиции за счет средств ОАО «РЖД», частные инвестиции на развитие подъездных путей и объектов инфраструктуры общего пользования, инвестиции в рамках государственно–частного партнерства. Поскольку бюджетные средства ограничены, ОАО «РЖД» в одиночку явно не потянет ликвидацию всех «узких мест» инфраструктуры, а проекты ГЧП пока не нашли широкого применения на практике, остается искать возможности привлечения частного капитала.

Инвестиции со скидкой

Директор департамента транспорта компании «РУСАЛ» Мария Никитина, говоря о частных инвестициях, сообщила, что сегодня технические условия примыкания, выдаваемые ОАО «РЖД», как правило, содержат требования по развитию объектов инфраструктуры общего пользования в районе примыкания за счет средств грузоотправителя, осуществляющего примыкание.
Вместе с тем порядок возврата инвестируемых грузоотправителем средств в развитие инфраструктуры общего пользования на законодательном уровне отсутствует. Финансирование мероприятий, связанных с выполнением работ по развитию инфраструктуры общего пользования в месте примыкания, должно осуществляться за счет средств ОАО «РЖД», а строительство подъездных путей, в том числе оборудование точки примыкания, – за счет грузоотправителя.
В случае отсутствия у ОАО «РЖД» возможности обеспечить свою часть работы в необходимые сроки, ее по договоренности сторон может выполнить грузоотправитель, считает Мария Никитина. При этом стороны должны заключить соответствующее инвестиционное соглашение, в котором оговариваются условия и стоимость строительства, сроки выполнения работ, компенсация затрат грузоотправителя. Последнее может осуществляться владельцем инфраструктуры общего пользования за счет предоставления инвестору различного рода скидок в рамках установленного тарифного коридора в течение срока окупаемости построенных или реконструированных объектов инфраструктуры. Либо необходимо оговорить иной порядок возврата средств грузоотправителю.
Если усовершенствовать соответствующую нормативно–правовую базу, то эта категория инвестиций может стать довольно эффективной и популярной.

Под «твердый» залог

В типичной схеме инвестиций в инфраструктурный сектор 7% занимает проектное финансирование, а 3% – кредиты (70% при этом – бюджет, а 20% – собственные средства). Как увеличить две первые цифры и получить как можно больше средств из дополнительных источников?
Директор дирекции инфраструктурных проектов департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка Сергей Молочных подчеркивает, что при инвестиционном кредитовании банки обращают внимание в первую очередь на низкую долговую нагрузку и обеспечение (наличие альтернативных «твердых» залогов). А также, на опыт работы на рынке проекта не менее трех лет, наличие минимального набора ковенант, лояльное отношение к качеству проработки проекта, наличие исходно–разрешительной документации (ИРД).
При проектном финансировании банкиров привлекает опыт работы на рынке проекта не менее трех–пяти лет, значимая доля (не менее 2–3% федерального рынка, и/или не менее 10% регионального рынка) на рынке проекта, собственное участие в проекте – не менее 30%. Также приветствуется наличие полного пакета ИРД и проектно–сметной документации, ключевых контрактов инвестиционной фазы до начала кредитования. Наличие прозрачного источника уплаты процентов на инвестиционной фазе (поручители, депозиты и т. д.), земельного участка в собственности или долгосрочной аренде под всеми объектами строительства определенно привлечет инвестора.
Дополнительные критерии для сделок проектного финансирования – это готовность конечных бенефициаров – физических лиц предоставить личное поручительство, залог 100% акций/долей компании–заемщика, готовность соблюдать ковенанты на совершение всех кредитно–существенных сделок, привлечь независимого строительного консультанта, а также страховать строительно–монтажные риски и все имущество проекта.
В качестве позитивного примера заинтересованности инвесторов был приведен проект строительства ВСЖМ–1 – высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт–Петербург, который планируется реализовать на основе ФЗ № 115 «О концессионных соглашениях». Срок концессии при этом – 30 лет. Государство планирует профинансировать до 70% от капитальных затрат в виде капитального гранта на строительной фазе. Платежи за доступность/гарантия минимального дохода – на стадии эксплуатации.

Особые отношения

Привлечение средств частных инвесторов в железнодорожные проекты также можно инициировать с помощью долгосрочных обязательств о гарантированной оплате предоставляемых услуг доступа к железнодорожной инфраструктуре – так называемых обязательств Take or Pay, которые железнодорожники окрестили «вези или плати» и сейчас активно разрабатывают.
Старший юрист компании «Вегас – Лекс» Денис Штирбу разъясняет суть договора на условиях Take or Pay. Он подразумевает наличие особых условий в структуре отношений сторон, согласно которым одна сторона обязуется поставлять товар или услугу по определенной цене в определенном объеме, а другая сторона обязуется приобретать указанный объем товаров или услуг. В том случае, если покупатель не приобретает определенный объем товаров, он должен выполнить обязательства по выплатам в пользу поставщика в оговоренном условиями размере.
Анализ норм гражданского права в совокупности с нормами законодательства о железнодорожном транспорте РФ позволяет говорить о том, констатирует Денис Штирбу, что заключение соглашения с условиями Take or Pay в российской правовой системе возможно реализовать путем заключения долгосрочного договора об организации перевозок со следующим условием. Должно быть закреплено обязательство отправки грузовладельцем определенного количества грузов и материальной ответственности за неисполнение данного условия.
Риски, связанные с применением модели Take or Pay в договорах об организации перевозки, таковы: коммерческие, структурно–правовые, внешние, а также риски непредвиденных обстоятельств. Коммерческие риски связаны преимущественно с оценкой эффективности проекта и лежат в сфере финансового планирования. Это риски повышения затрат, роста цен на электроэнергию, топливо, запасные части, риски банкротства и ликвидации грузовладельца. Для их минимизации необходимо проводить всесторонний мониторинг финансовых показателей и предусмотреть механизм изменения условий договора.
К структурно–правовым рискам относятся риски, связанные с судебной защитой и реализацией мер по обеспечению обязательств. Для споров в сфере железнодорожного транспорта предусмотрен претензионный порядок разрешения спора, а срок исковой давности при этом – один год. Так что сторонам требуется максимально быстрое реагирование на возникновение нештатных ситуаций.
Внешние риски – это изменение глобальных условий от выявления по результатам геологической разведки несоответствия данных прогнозируемой грузовой базы реальным обстоятельствам до изменения финансовой и налоговой политики. Риски непредвиденных обстоятельств понятны всем: ограничения перевозок могут сопутствовать интересам национальной безопасности, устранению последствий чрезвычайных ситуаций и так далее. Здесь необходимо заранее предусмотреть альтернативный маршрут.
При этом соглашения об организациях перевозок с условиями Take or Pay позволяют перевозчику/владельцу инфраструктуры привлекать внебюджетное финансирование под гарантированные поступления от эксплуатации инфраструктуры. Наличие таких соглашений позволяет подтвердить окупаемость создаваемого железнодорожного объекта, что упрощает привлечение государственного финансирования и обеспечивает эффективное расходование бюджетных средств, направленных в первую очередь на востребованные рынком проекты.

Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»

12.07.2012

№ 21 (984) 22 – 28 мая 2017 года

Транспортная политика 27

Новые символы Дона

Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Ростов–на–Дону Максим Соколов принял участие в церемонии открытия движения по…
Новости 26

И опыт, и молодость

В Краснодаре прошел Всероссийский конкурс «Лучший водитель автобуса» Более 50 лучших водителей автобусов со всей страны боролись за призовой фонд в 1…
Автомобильный транспорт 24

Рекомендации для оптимизации

Их обсудили на конференции, посвященной управлению грузовым автопарком Конференция «Управление грузовым автопарком», прошедшая недавно в…
Рынок услуг 25

Высок ли сервис на высоте?

В Москве прошел второй Международный форум Sky Service–2017 Прошедший форум – мероприятие не только полезное и интересное, но и красивое. Форум стал…
Факультет.ru 25

Подкрепиться и не разориться

Зачем студенты ПГУПСа рисуют плакаты, которые украсят стены столовых На дорогу от дома до Петербургского госуниверситета путей сообщения Императора…
Безопасность 27

«Подвиги» автохамов

Долго ли еще терпеть их грубость, наглость т безнаказанность? Владимир Путин призвал бороться c автохамством «не только силой закона», но…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все