• апреля 20, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    В интересах безопасности

    Подписано постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов метрополитена.Подписанным постановлением утверждены также требования для различных…
  • апреля 20, 2017 В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

    Разделить понятия

    В Комитете СФ по социальной политике прошло заседание, на котором обсуждались вопросы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности и здоровья детей. Особое внимание при этом было уделено осуществлению организованных перево-зок групп детей…
  • апреля 20, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Приоритетное право

    Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в части, касающейся каботажа».Законопроект разработан с целью закрепления за судами, плавающими под…
  • апреля 20, 2017 67

    Хроника 17 – 23 апреля 2017 года

    В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему совершенствования законодательства в области оказания медпомощи на транспорте.
    Состоялся очередной съезд Союза транспортников России.
    В Москве прошла Международная выставка по транспорту и логистике «ТрансРоссия–2017».
    На Казанском вокзале столицы прошел «Пассажирский форум–2017».

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Вези или плати!

Вези или плати!В выборе инструментов финансирования
инфраструктурных проектов
есть существенная доля риска.

Вези или плати!Инвестиции в инфраструктуру железнодорожного транспорта можно разделить на четыре категории. Это государственные инвестиции за счет средств бюджета, инвестиции за счет средств ОАО «РЖД», частные инвестиции на развитие подъездных путей и объектов инфраструктуры общего пользования, инвестиции в рамках государственно–частного партнерства. Поскольку бюджетные средства ограничены, ОАО «РЖД» в одиночку явно не потянет ликвидацию всех «узких мест» инфраструктуры, а проекты ГЧП пока не нашли широкого применения на практике, остается искать возможности привлечения частного капитала.

Инвестиции со скидкой

Директор департамента транспорта компании «РУСАЛ» Мария Никитина, говоря о частных инвестициях, сообщила, что сегодня технические условия примыкания, выдаваемые ОАО «РЖД», как правило, содержат требования по развитию объектов инфраструктуры общего пользования в районе примыкания за счет средств грузоотправителя, осуществляющего примыкание.
Вместе с тем порядок возврата инвестируемых грузоотправителем средств в развитие инфраструктуры общего пользования на законодательном уровне отсутствует. Финансирование мероприятий, связанных с выполнением работ по развитию инфраструктуры общего пользования в месте примыкания, должно осуществляться за счет средств ОАО «РЖД», а строительство подъездных путей, в том числе оборудование точки примыкания, – за счет грузоотправителя.
В случае отсутствия у ОАО «РЖД» возможности обеспечить свою часть работы в необходимые сроки, ее по договоренности сторон может выполнить грузоотправитель, считает Мария Никитина. При этом стороны должны заключить соответствующее инвестиционное соглашение, в котором оговариваются условия и стоимость строительства, сроки выполнения работ, компенсация затрат грузоотправителя. Последнее может осуществляться владельцем инфраструктуры общего пользования за счет предоставления инвестору различного рода скидок в рамках установленного тарифного коридора в течение срока окупаемости построенных или реконструированных объектов инфраструктуры. Либо необходимо оговорить иной порядок возврата средств грузоотправителю.
Если усовершенствовать соответствующую нормативно–правовую базу, то эта категория инвестиций может стать довольно эффективной и популярной.

Под «твердый» залог

В типичной схеме инвестиций в инфраструктурный сектор 7% занимает проектное финансирование, а 3% – кредиты (70% при этом – бюджет, а 20% – собственные средства). Как увеличить две первые цифры и получить как можно больше средств из дополнительных источников?
Директор дирекции инфраструктурных проектов департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка Сергей Молочных подчеркивает, что при инвестиционном кредитовании банки обращают внимание в первую очередь на низкую долговую нагрузку и обеспечение (наличие альтернативных «твердых» залогов). А также, на опыт работы на рынке проекта не менее трех лет, наличие минимального набора ковенант, лояльное отношение к качеству проработки проекта, наличие исходно–разрешительной документации (ИРД).
При проектном финансировании банкиров привлекает опыт работы на рынке проекта не менее трех–пяти лет, значимая доля (не менее 2–3% федерального рынка, и/или не менее 10% регионального рынка) на рынке проекта, собственное участие в проекте – не менее 30%. Также приветствуется наличие полного пакета ИРД и проектно–сметной документации, ключевых контрактов инвестиционной фазы до начала кредитования. Наличие прозрачного источника уплаты процентов на инвестиционной фазе (поручители, депозиты и т. д.), земельного участка в собственности или долгосрочной аренде под всеми объектами строительства определенно привлечет инвестора.
Дополнительные критерии для сделок проектного финансирования – это готовность конечных бенефициаров – физических лиц предоставить личное поручительство, залог 100% акций/долей компании–заемщика, готовность соблюдать ковенанты на совершение всех кредитно–существенных сделок, привлечь независимого строительного консультанта, а также страховать строительно–монтажные риски и все имущество проекта.
В качестве позитивного примера заинтересованности инвесторов был приведен проект строительства ВСЖМ–1 – высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт–Петербург, который планируется реализовать на основе ФЗ № 115 «О концессионных соглашениях». Срок концессии при этом – 30 лет. Государство планирует профинансировать до 70% от капитальных затрат в виде капитального гранта на строительной фазе. Платежи за доступность/гарантия минимального дохода – на стадии эксплуатации.

Особые отношения

Привлечение средств частных инвесторов в железнодорожные проекты также можно инициировать с помощью долгосрочных обязательств о гарантированной оплате предоставляемых услуг доступа к железнодорожной инфраструктуре – так называемых обязательств Take or Pay, которые железнодорожники окрестили «вези или плати» и сейчас активно разрабатывают.
Старший юрист компании «Вегас – Лекс» Денис Штирбу разъясняет суть договора на условиях Take or Pay. Он подразумевает наличие особых условий в структуре отношений сторон, согласно которым одна сторона обязуется поставлять товар или услугу по определенной цене в определенном объеме, а другая сторона обязуется приобретать указанный объем товаров или услуг. В том случае, если покупатель не приобретает определенный объем товаров, он должен выполнить обязательства по выплатам в пользу поставщика в оговоренном условиями размере.
Анализ норм гражданского права в совокупности с нормами законодательства о железнодорожном транспорте РФ позволяет говорить о том, констатирует Денис Штирбу, что заключение соглашения с условиями Take or Pay в российской правовой системе возможно реализовать путем заключения долгосрочного договора об организации перевозок со следующим условием. Должно быть закреплено обязательство отправки грузовладельцем определенного количества грузов и материальной ответственности за неисполнение данного условия.
Риски, связанные с применением модели Take or Pay в договорах об организации перевозки, таковы: коммерческие, структурно–правовые, внешние, а также риски непредвиденных обстоятельств. Коммерческие риски связаны преимущественно с оценкой эффективности проекта и лежат в сфере финансового планирования. Это риски повышения затрат, роста цен на электроэнергию, топливо, запасные части, риски банкротства и ликвидации грузовладельца. Для их минимизации необходимо проводить всесторонний мониторинг финансовых показателей и предусмотреть механизм изменения условий договора.
К структурно–правовым рискам относятся риски, связанные с судебной защитой и реализацией мер по обеспечению обязательств. Для споров в сфере железнодорожного транспорта предусмотрен претензионный порядок разрешения спора, а срок исковой давности при этом – один год. Так что сторонам требуется максимально быстрое реагирование на возникновение нештатных ситуаций.
Внешние риски – это изменение глобальных условий от выявления по результатам геологической разведки несоответствия данных прогнозируемой грузовой базы реальным обстоятельствам до изменения финансовой и налоговой политики. Риски непредвиденных обстоятельств понятны всем: ограничения перевозок могут сопутствовать интересам национальной безопасности, устранению последствий чрезвычайных ситуаций и так далее. Здесь необходимо заранее предусмотреть альтернативный маршрут.
При этом соглашения об организациях перевозок с условиями Take or Pay позволяют перевозчику/владельцу инфраструктуры привлекать внебюджетное финансирование под гарантированные поступления от эксплуатации инфраструктуры. Наличие таких соглашений позволяет подтвердить окупаемость создаваемого железнодорожного объекта, что упрощает привлечение государственного финансирования и обеспечивает эффективное расходование бюджетных средств, направленных в первую очередь на востребованные рынком проекты.

Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»

12.07.2012

№ 16 (979) 17 – 23 апреля 2017 года

Новости 196

На раскачку времени нет

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным…
Транспортная политика 204

ДНК общественного транспорта

В России внедряется социальный стандарт транспортного обслуживания населения. К основным проблемам, затрудняющим использование общественного…
Воздушный транспорт 242

Черная полоса для отрасли осталась позади

Такое мнение высказал на брифинге руководитель Росавиации. По традиции после завершения коллегии Федерального агентства воздушного транспорта его…
Образование 187

Следующая станция – университет

Факультет довузовской подготовки МИИТа поможет школьнику подтянуть знания по физике, математике и информатике. Выбор будущей профессии является…
Безопасность 193

В поисках баланса

между требованиями транспортной безопасности и рентабельностью работы субъектов отрасли. В Санкт–Петербурге завершил работу VII Международный…
Спорт 164

Золотая награда министра

Cборная Минтранса России успешно выступила на турнире Правительства РФ «Росич». Cборная Минтранса России приняла участие в официальном футбольном…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все