• мая 18, 2017 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Даны поручения

    Председатель Правительства РФ дал поручения по итогам совещания о крупных проектах развития транспортной инфраструктуры. В частности, Минтрансу России совместно с высшими исполнительными органами…

  • мая 18, 2017 В ГОСДУМЕ РФ

    Рассмотрели перспективы

    Экспертный совет Госдумы по авиационной промышленности рассмотрел госпрограмму «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы». На заседании было отмечено, что общий объем…

  • мая 18, 2017 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Утверждена методика

    Подписан приказ Министерства транспорта РФ об утверждении методики расчета показателей государственной программы «Развитие транспортной системы». Настоящая методика устанавливает порядок…

  • мая 18, 2017 60

    Хроника 15 – 21 мая 2017 года

    Президент России подписал Указ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
    Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Пекин.
    Российские парусники «Мир» и «Надежда» продолжают учебные экспедиции.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

Вокруг Байкала

Вокруг БайкалаВ Париже, в резиденции Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ во Франции состоялась презентация туристических возможностей озера Байкал.

Вокруг БайкалаВ Париже, в резиденции Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации во Франции состоялась презентация туристических возможностей озера Байкал, Республики Бурятия и потенциала Кругобайкальской железной дороги.
Мероприятие прошло под эгидой Ассоциации «Франко–российский диалог». На нем присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации во Франции Александр Орлов, президент Республики Бурятия Вячеслав Наговицын и другие официальные лица.
О туристических возможностях Кругобайкальской железной дороги рассказал начальник Восточно–Сибирской железной дороги Василий Фролов. Он сообщил, что в скором времени любой желающий сможет приехать сюда, остановиться в комфортабельной гостинице, чтобы насладиться красивыми пейзажами, свежим воздухом и чистейшей водой самого глубокого в мире озера, а также рыбалкой или охотой.
Для популяризации Кругобайкальской магистрали было принято решение включать ее во все туристические поездки по Транссибу, тупиковым ответвлением которого она является.
Легендарная 90–километровая Кругобайкальская магистраль была построена в начале прошлого века и является признанным памятником архитектуры и истории. По насыщенности инженерными сооружениями она не имеет себе равных в стране и стоит в одном ряду с самыми сложными горными дорогами мира.
Особую «изюминку» путешествию по ней добавляют почти тысяча гигантских оригинальных искусственных сооружений – тоннелей, галерей, мостов и подпорных стенок. Без них работа дороги в столь сложных геологических условиях была бы невозможна.
По Кругобайкальской дороге, начинающейся от станции Слюдянка на главном ходу Транссиба и заканчивающейся у самого берега озера, сейчас курсируют только туристические поезда. Для путешественников в них есть все необходимое – ресторан, удобные купе–люкс, душевые кабины. Непосредственно в зоне прохождения магистрали расположены турбазы и мини–отели, что также должно благоприятно повлиять на развитие туристического маршрута.
Кругобайкальская железная дорога является особым видом недвижимого имущества ОАО «РЖД» – объектом культурного наследия, обладающим историко–архитектурной, научной и мемориальной ценностью, имеющим особое значение для истории и культуры Российской Федерации. Указом Президента РФ комплекс Кругобайкальской железной дороги объявлен памятником архитектуры и градостроительства федерального (общероссийского) значения. Территория памятника – это вся территория дороги.
В связи с пересеченным характером местности и обилием водотоков на Кругобайкальской дороге были построены 469 водопропускных сооружений – мостов, труб, лотков, виадуков. Здесь установлены единственные в России каменные арочные виадуки. Они сложены из цельного (большого размера) бутового и тесаного камня. Своды каменных мостов, чтобы выдерживать беспрерывные сотрясения, должны были быть исключительно прочными и крепкими. Отверстиям для пропуска воды придавался вид сферической арки, поэтому издалека они выглядят легкими сооружениями, являясь на самом деле достаточно массивными. Массивность и большие объемы каменной кладки пришли от римской архитектуры. Новой формой, введенной римлянами, было применение в мостах полуциркульных сводов.
Мост через бухту Березовую на 100–м километре Кругобайкальской железной дороги – это единственный мост в истории российского мостостроения начала ХХ века, переброшенный через бухту величайшего «сибирского моря». Установка мостового пролета, а также перенос его на новое место – эти уникальные в технологическом плане операции представляют особый интерес с точки зрения мировой истории техники и российского мостостроения.
Крутой подводный склон и большая глубина бухты (до 28 м) не позволяли устанавливать промежуточные опоры для моста. Решено было ставить мост на два невысоких каменных устоя в скалистых выступах берега. Фактически для него совсем не потребовалось опор. Пролет Березовского моста был одним из самых длинных в России того периода. В мае 1904 года детали моста доставили в район бухты Березовой. В течение двух месяцев он был собран с помощью специального деревянного крана.
Затем началась основная операция по надвижке моста вдоль пути на 145 м вперед. Это была технически очень сложная операция, которая потребовала точнейших инженерных расчетов, колоссального напряженного труда инженеров и рабочих, осуществлявших эту операцию. С помощью рельсов, катков, домкратов и ручных лебедок началась накатка многотонной конструкции с одного берега на другой с применением специальных подвижных опор, устроенных на понтонах. И когда ферма своим передним концом уже упиралась в противоположный берег, методом притопления понтонов камнями и мешками с песком ферму установили на каменные устои байкальской бухты. Так в течение трех дней была произведена сложнейшая по тем временам и уникальнейшая техническая операция, подготовленная и выполненная инженерами путей сообщения.
К началу 1914 года в обход бухты Березовой был построен тоннель под два пути сразу, и потребность в мостовом переходе через бухту отпала. Начальником работ по постройке второго пути КБЖД, по сути, и была решена судьба Березовского моста – «нести дальнейшую службу» на реке Выдриной. Там он и стоит до сих пор.
Тоннели и галереи Кругобайкальской железной дороги представляют большой интерес в историко–техническом плане, поскольку облик большинства из них сохранился в первозданном виде, что и послужило одним из оснований для характеристики данного участка дороги как заповедного.
Почти все тоннели и галереи имеют порталы, отделанные природным камнем. Тоннели сооружались в сложных геологических условиях. Приходилось бороться не только с вывалами, но и трещинами и просачиванием воды. Стоимость строительства одного метра некоторых тоннелей не может сравниться с таким же показателем у знаменитых тоннелей Швейцарии.
Тоннель № 18 известен тем, что именно здесь произошла стыковка Транссибирской магистрали, после чего Великий Сибирский железнодорожный путь стал сплошным, поскольку закончилась прокладка сложнейшего участка Кругобайкальской железной дороги, соединившей западную и восточную части пути, разорванные Байкалом.

Инга ДМИТРИЕВА,
обозреватель «ТР»

14.06.2012

№ 20 (983) 15 – 21 мая 2017 года

Транспортная политика 146

«Таврида» станет главной дорогой Крыма

Состоялась рабочая поездка министра транспорта РФ Максима Соколова в Республику Крым.Максим Соколов вместе с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым…
Новости 154

Транспорт глазами молодых

В конкурсе, который прошел в гимназии МИИТа, приняли участие школьники из десяти регионов страны. В гимназии МИИТа прошел финальный тур II…
Воздушный транспорт 162

Траектория взлета

Что мешает развиваться рынку беспилотников?Состоялась IV международная конференция «Беспилотная авиация – 2017», организованная…
Автомобильные дороги 160

Трудности перехода

Когда буксуют нормативы – страдают дороги.Уже два года дорожная отрасль России работает по межгосударственным стандартам, обеспечивающим соблюдение…
Подготовка кадров 166

Колыбель для «синих воротничков»

Ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, профессор Борис ЕЛИСЕЕВ о проблемах довузовского образования.…
Безопасность 178

Разговор на равных

Такую возможность получил автобизнес при общении с контролирующими органами.В Москве прошло первое публичное обсуждение итогов…
Показать все

Документы Министерства транспорта РФ

Показать все