• февраля 21, 2018 В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

    Изменят порядок

    Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка формирования региональных дорожных фондов.
    Цель законопроекта – определение дополнительных источников доходов дорожных фондов…

  • февраля 21, 2018 В ГОСДУМЕ РФ

    Для экономии средств

    Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения объектов инфраструктуры воздушного и железнодорожного…

  • февраля 21, 2018 В МИНТРАНСЕ РОССИИ

    Учрежден знак

    В ознаменование 95–летия гражданской авиации учрежден памятный знак «95 лет гражданской авиации». Соответствующий приказ подписал министр транспорта РФ Максим Соколов.
    Памятным знаком награждаются за…

  • февраля 21, 2018 59

    Хроника 19 – 25 февраля 2018 года

    Объявлен прием заявок в состав Общественного совета при Министерстве транспорта РФ (15 человек).
    Обновленный после масштабной реконструкции в рамках подготовки к ЧМ–2018 аэропорт Саранска принял первый рейс.
    Система контроля дорожных фондов начала работу в тестовом режиме.

Наши сайты

AD200 60  new logo id

  • mintrans new
  • rostransnadzor
  • rosavia
  • roasavtodor
  • morereshka
  • roasavtotrans
  • rosgeldor

Все дело в операторах?

Все дело в операторах?И риторические вопросы иногда требуют ответов.

Все дело в операторах?Нефть и нефтепродукты – груз во всех отношениях важный и интересный для железных дорог. Поэтому ставшая уже традиционной Международная научно–практическая конференция, инициатором которой выступило НП «Гильдия экспедиторов», неизменно собирает всех заинтересованных участников перевозочного процесса. Сколько, по каким участкам железных дорог возят нефть сейчас и будут возить в перспективе, на каких тарифных условиях, каким подвижным составом? Эти и другие вопросы рассматривали участники конференции.
Первый вице–президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов кратко обрисовал нынешнюю ситуацию с перевозками нефтяных грузов по сети железных дорог. По сравнению с 2003 г. погрузка нефтяных грузов в 2011 г. возросла на 21,5%, до 250 млн т. Прогноз на 2012 г. – 255 млн т. Причем в отличие от общей погрузки, которая за этот период то возрастала, то уменьшалась, у погрузки нефтепродуктов все время была положительная динамика.
Что же, по мнению одного из руководителей железных дорог, является сдерживающим фактором в развитии перевозок такого востребованного груза? Прежде всего, конечно, конкуренция с трубопроводным транспортом, тариф на прокачку по которому существенно ниже, чем доставка по железной дороге. Заметим попутно, что железная дорога «отыгрывает» по качеству, так как в отличие от трубы качество загруженного и выгруженного сырья совпадает. Но самая главная проблема – это «узкие места» на сети железных дорог. В целом по всем дорогам за 10 лет с 2005 г. до 2015 г. при ограниченных инвестициях протяженность узких участков возрастет на 7,2 тыс. км.
Начальник Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» Павел Иванов прежде чем перейти к наболевшей теме – управлению порожними вагонами, рассказал о положении дел на рынке железнодорожных нефтеперевозок.
Доля нефтеналива в 2011 г. составила 20% от общей суточной погрузки на железной дороге – большая доля только у угля – 24%. На экспорт и во внутреннем сообщении погрузки почти совпадают – разница составляет не более 2%. Погрузка нефтепродуктов ведется по всем без исключения железным дорогам – на первом месте по объемам с большим отрывом идет Куйбышевская железная дорога (102,1 тыс. т в сутки), затем Свердловская (79,5 тыс. т), Горьковская и Московская, соответственно 46,2 тыс. т и 46,4 тыс. т. Что касается маршрутизации, то при ее среднем уровне по железной дороге 41,5% уровень маршрутизации при перевозке нефтеналивных грузов составляет 43,9%. Для сравнения – такие массовые грузы, как железная руда, каменный уголь и удобрения, имеют показатели 84%, 76% и 55% соответственно. И связано это с тем, что на основных магистралях, по которым перевозятся нефтепродукты, ее уровень гораздо ниже, чем средний – например, на Свердловской железной дороге – около 30%. Так что с точки зрения организации перевозок нефтеналивных грузов резервы есть, и немалые.
Что касается парка цистерн, то расклад по собственникам такой. Из общего количества цистерн в 266 тыс. ед. на долю ОАО «РЖД» приходится 68 тыс. ед., или 26%. Далее на еще 11 компаний приходится от 10% до 1% от всего парка – в целом 47%. И, наконец, 72,7 тыс. ед., или 27% от общего количества, находятся во владении остальных собственников. И вот с этого момента – расклада собственников – начинается самое интересное. Судите сами – с 2007 г. инвентарный парк постоянно снижается: с 585 тыс. ед. до 93 тыс. ед. в 2011 г. За этот же период приватный парк увеличился с 348 тыс. ед. до 996 тыс. ед. Но при этом среднесуточная погрузка за этот же период снизилась с 3683 тыс. т (7,7%) до 3401 тыс. т. Именно в этот период зародилось противоречие между практически стабильной грузовой базой и растущим либерализованным рынком железнодорожных перевозок, когда появилась возможность приобретать в собственность подвижной состав, правда, без особой уверенности в его использовании. В таком случае, зачем же частные операторы приобретают вагоны, полувагоны, цистерны? Во–первых, объемы перевозок в перспективе могут увеличиться, во–вторых, подвижной состав – это ликвидный актив, т. е. это вложение средств, в–третьих, неиспользуемый подвижной состав бесплатно находится как на путях РЖД, так и на подъездных путях, что позволяет держать его про запас.
При нормируемом парке в 940 тыс. ед., включая вагоны, полувагоны, цистерны и т. д., порожних вагонов насчитывается 575 тыс. ед., т. е. 60% (схема). Даже если брать в расчет только инфраструктуру РЖД, то 30% вагонного парка на ее путях не используется!
В 2012 г. ситуация по сравнению с прошедшим годом не улучшилась – избыточное перемещение порожних полувагонов только в январе этого года составило 3340 ед. в сутки, что равно 48 порожним составам.
Начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД», исходя из всего вышесказанного, предлагает хотя бы в течение месяца вернуться к старой доброй «шахматке» с тем, чтобы скоррелировать количество вагонов и грузов. Календарное месячное планирование позволит избежать избыточного порожнего парка вагонов, принятых к перевозке и не погруженных, но находящихся на инфраструктуре РЖД.
Вывод из всего этого напрашивается один – порожние вагоны, не включенные в план перевозок, должны не находиться на инфраструктуре ОАО «РЖД», а числиться в нерабочем парке (резерв).
Ситуация, которая сегодня сложилась на рынке железнодорожных перевозок, – неоднозначная. С одной стороны, рынок перевозок на железной дороге либерализуется, появляется большое количество независимых операторов, практически весь подвижной состав находится в частных руках. А с другой – сама идеология железнодорожного перевозочного процесса в условиях инфраструктурных ограничений требует централизации в организации перевозок. На практике это означает привлечение вагонов приватного парка ОАО «РЖД» на условиях аренды.
Заместитель начальника департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО «РЖД» Александр Хатьянов представил модель формирования тарифа в условиях привлечения вагонов приватного парка на рынке.
Согласно методологии построения Прейскуранта № 10–01 тариф за перевозку грузов в вагонах общего парка исчисляется как сумма плат за использование инфраструктуры и локомотивов железных дорог (тарифы группы И) и за использование вагонного парка железных дорог (тарифы группы В).
ОАО «РЖД» будет привлекать парк приватных вагонов на основе их аренды у различных собственников в условиях демонополизации рынка предоставления подвижного состава. При этом при перевозке грузов с использованием такой схемы уровень вагонной составляющей определяется в соответствии с принципами, заложенными в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. № 1051 «О порядке привлечения открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» железнодорожного подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе».

*  *  *

По окончании конференции и у меня, да и, наверное, у всех ее участников сложилось мнение, что все проблемы, которые возникают на железной дороге сегодня, связаны с невозможностью эффективной организации движения приватного подвижного состава в условиях инфраструктурных ограничений. Обострение этой проблемы напрямую связано с появлением и развитием института независимых операторов.
Предвидели ли разработчики реформ, что развитие пойдет по такому пути, а если предвидели, то почему не были приняты превентивные меры? Вопрос риторический, но сложившаяся ситуация требует ответа.

Вагонный парк (на 01.02.2012), тыс. ед

Таблица 

Ирина ПОЛЯКОВА,
обозреватель «ТР»,
кандидат экономических наук

14.03.2012

С ЮБИЛЕЕМ! НАШИ ПАРТНЕРЫ ПОЗДРАВЛЯЮТ ГАЗЕТУ С 20-ЛЕТИЕМ
Коллективу транспортной еженедельной
Уважаемые друзья! От имени Ученого совета
Уважаемые коллеги! Примите самые искренние
Коллективу газеты «Транспорт России» Уважаемые
Уважаемый Юрий Викторович!   От имени
Коллективу газеты «Транспорт России» Уважаемые
Коллективу газеты «Транспорт России» Уважаемые
Уважаемый Юрий Викторович! От имени Ученого
Благодаря профессионализму вашего коллектива
От лица Компании «ВТМ дорпроект» поздравляю
Аэропорт «Архангельск» поздравляет с 20-летним
От лица компании «Русгортранс» сердечно
Коллектив аэропорта Толмачёво (Новосибирск)
Уважаемый Юрий Викторович и редакция газеты
От всего коллектива компании «ICF - Международные
  • Prev

№ 8 (1023) 19 – 25 февраля 2018 года

Новости 128

Вырабатывать новые подходы

В Сочи прошел Российский инвестиционный форум. На форум съехались почти 5 тыс. участников. Среди них – более тысячи предпринимателей из нашей страны,…
ЧМ-2018 134

Работа проведена колоссальная

К началу Чемпионата мира по футболу – 2018 вся транспортная инфраструктура будет готова. Министр транспорта РФ Максим Соколов выступил на заседании…
Финансы. Инвестиции. Налоги 175

Деньги на инфраструктуру

Рынок находится в поисках новых механизмов ГЧП. В условиях бюджетных ограничений одним из важнейших вопросов развития дорожной инфраструктуры…
Транспорт и общество 120

Транспортная доступность – категория нравственная

Для решения проблем социальной адаптации маломобильных граждан в МАДИ создан Межотраслевой ресурсный центр. Сегодня в России более 230 тыс. человек…
Безопасность 123

Залог за «пьяную езду»

О новых законодательных инициативах в области дорожной безопасности. В информационном агентстве «Россия сегодня» состоялась пресс–конференция. С…
Спорт 124

Приглашаем всех. Это будет зрелище!

14 апреля пройдет футбольный турнир на призы газеты «Транспорт России». Обращениеминистра транспорта Российской Федерации Уважаемые…