Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Завершается подготовка нацпроекта «Внутренний водный транспорт»

Основная миссия формируемого в настоящее время национального проекта «Внутренний водный транспорт» — развитие регионов Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности страны с помощью интеграции в этот процесс внутренних водных путей. Разрабатываемый документ обсуждается на различных дискуссионных площадках, процесс его подготовки находится на особом контроле у руководства страны.


Внутренние водные пути — важная часть транспортной системы страны, они охватывают 60 субъектов Федерации. При этом 75% внутренних водных путей являются безальтернативными транспортными артериями.

Этот факт особо подчеркнул руководитель Росморречфлота Александр Пошивай, говоря о целях и параметрах нового нацпроекта на форуме «Транспорт России». Он сообщил, что работа над нацпроектом ведется по поручению Президента РФ Владимира Путина. Суть поручения — для достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» разработать национальный проект, направленный на развитие внутреннего водного транспорта и финансовое обеспечение содержания внутренних водных путей, предусмотрев в нем мероприятия по ликвидации лимитирующих участков, в том числе на внутренних водных путях Единой глубоководной системы европейской части РФ.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

Существовавший ранее федеральный проект содержал отдельные мероприятия, направленные на решение частных задач. Национальный проект охватывает весь спектр развития отрасли, касается не только транспортной составляющей, но и других взаимосвязанных аспектов, включая экологию, безопасность судоходства, развитие инфраструктуры. А самое главное, что эти вопросы решаются комплексно как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Потенциал внутреннего водного транспорта сегодня используется всего на 20%. Тогда как весь мир сейчас его развивает как альтернативу наземному.

Главные вызовы, на которые предстоит ответить при реализации национального проекта, — это старение речного флота и высокий технический износ судовых гидротехнических сооружений.
Количество годных к эксплуатации судов внутреннего водного транспорта снизилось, по данным государственной регистрации судов, с 2000 года на 28%. При этом 13 704 выбыли, а 4 568 были построены. Средний возраст судов — более 40 лет. Необходимо интенсивное обновление флота. Минимальная потребность строительства до 2030 года: 680–700 единиц грузового флота, из них минимум 300 — самоходный флот, 40–45 единиц пассажирского и 175 — технического. При этом важно заложить основу для долгосрочного развития судостроения. Но чтобы получить эти заказы, необходимо вернуть веру судовладельцев в то, что внутренние водные пути будут развиваться, заявил Александр Пошивай.

Что касается СГТС, 86% из них — это каналы, плотины, дамбы, насосные станции, ГЭС — имеют комплексное назначение, в том числе для обеспечения энерго- и водоснабжения населенных пунктов. И только 14% (судоходные шлюзы, грузоподъемники) используются исключительно в целях судоходства. Содержание СГТС необходимо осуществлять вне зависимости от интенсивности судоходства. Сегодня более 42% СГТС — старше 76 лет, а срок их службы — 100 лет. В национальный проект заложен ремонт 191 объекта, которые необходимо привести в нормативное состояние.

Регионы чрезвычайно заинтересованы в развитии внутренних водных путей, конкретные предложения уже поступили от 37 субъектов РФ. Они сводятся к нескольким позициям:

  • развитие пассажирских перевозок (субсидирование, прокладывание новых пассажирских маршрутов)
  • развитие грузовых перевозок (улучшение судоходных условий, новые грузовые маршруты)
  • строительство (реконструкции) портов, пассажирских причалов, вокзалов, грузовых терминалов
  • строительство флота: пассажирских и круизных, грузовых и прочих судов
  • развитие и улучшение ВВП (путевые работы, строительство гидроузлов).

АЛТАЙСКИЙ ПРОРЫВ

Министр транспорта Алтайского края Александр Дементьев, выступая на отраслевой конференции «Водный транспорт. Приоритеты развития», напомнил историю речного транспорта региона: в 1991 году протяженность обслуживаемых путей составляла более 950 км, из которых 819 км были обеспечены гарантированным габаритом. Транспортный поток насчитывал более 6,5 млн тонн. Навигация длилась около 200 дней. К 2015 году ситуация изменилась и стала критичной — длина путей с гарантированным габаритом снизилась до 600 км, объем перевозки грузов сократился до 350 тыс. тонн.
И тогда по инициативе Минтранса России было подписано уникальное трехстороннее соглашение о сотрудничестве в сфере развития инфраструктуры ВВП между краевым правительством, ФБУ «Администрация Обского БВП» и предпринимателями: судовладельцами и владельцами организаций, производящих инертные материалы. Перевозчики взяли на себя обязательство ежегодно увеличивать грузооборот, а администрация края в свою очередь обязалась частично компенсировать средства на дноуглубительные и руслоисправительные работы. И если в 2015 году согласно договоренностям обязательства транспортников составляли 150 тыс. тонн грузов, то в 2019 году были перевезены уже 960 тыс. тонн, а в 2021–2022 годах Алтайский край планирует
выйти на 1 млн тонн грузов, которые перевезут рекой.
В 2018 году соглашение было заключено уже на федеральном уровне, финансовые потоки формируются из поступлений, которые администрация края перечисляет сначала в центр, а потом они возвращаются Росморречфлотом вкупе с государственным заданием для администрации Обского бассейна, плюс предприниматели вкладывают свои средства в укрепление береговой инфраструктуры и развитие флота. Общий объем финансирования из всех источников с 2015 по 2020 год превысил 300 млн руб.

Принятые меры позволили переориентировать большую часть грузов в Алтайском крае на речной транспорт и тем самым разгрузить более 780 км дорог, способствуя тем самым еще и увеличению туристического потока.

Александр Дементьев отметил, что все мероприятия, выполняемые в Алтайском крае, соответствуют основным требованиям, обозначенным в концепции будущего нацпроекта «Внутренний водный транспорт».

БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ

Структура нацпроекта, рассказал Александр Пошивай, предполагает в его составе три федеральных проекта:
• «Развитие сети внутренних водных путей» — увеличение пропускной способности, цифровизация сети путей, увеличение эффективности работы транспортного флота при улучшении качественных параметров путей;
• «Развитие грузовых, пассажирских перевозок и инфраструктуры внутреннего водного транспорта» — снятие пиковых нагрузок с автомобильных и железных дорог, в том числе на подходах к морским портам, снижение расходов федерального бюджета на транспортную инфраструктуру, формирование основы для развития международных транспортных коридоров, усиление экспортного потенциала страны за счет синергии с Северным морским путем;
• «Повышение уровня безопасности и экологичности внутреннего водного транспорта» — создание современного «зеленого» флота, загрузка отечественных верфей, импортозамещение, развитие внутреннего и въездного туризма, рост темпов судостроения до 70 единиц в год, снижение воздействия парниковых газов до 70%.

В результате реализации нацпроекта перевозки пассажиров должны вырасти с 11 млн человек в 2020 году до 14,8 млн человек в 2030-м (+35%); перевозки грузов — с 118 млн тонн до 200 (+70%); грузооборот — с 64 млрд ткм до 122 (+90%).

На Единой глубоководной системе европейской части РФ к 2030 году не должно остаться внутренних водных путей с ограничением пропускной способности, сейчас их количество составляет 75%. Не должно остаться и внутренних водных путей, не удовлетворяющих потребностям перевозок, сейчас их 7 тыс. км.
Среди основных эффектов от реализации нацпроекта, считает Александр Пошивай, — создание опорной сети внутренних водных путей. Предполагается, что она будет разделена на две части: европейскую и сибирскую. Специфика первой — высокая интенсивность работы и необходимость обеспечивать требуемые глубины, вторая связана в первую очередь с невозможностью использовать альтернативные виды транспорта.
Предстоит снять инфраструктурные ограничения в критических точках, которые делают опорные пути уязвимыми, — это Багаевский гидроузел и Нижегородский опорный гидроузел, который находится в Городце, где тот печально знаменитый 40-километровый участок отделяет Городец от Нижнего Новгорода и практически разрезает Волгу пополам. Тогда появится возможность выйти на плавное устойчивое обеспечение глубин судовых ходов, преломить отношение к строительству транспортного флота при поддержке судостроительной отрасли, а в итоге выполнить продекларированную миссию национального проекта — развитие регионов России и обеспечение национальной безопасности страны.

Инга ДМИТРИЕВА

Полностью статью «Без альтернативы» можно прочитать №52 2020 г., оформив подписку на газету «Транспорт России».



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться