Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Тенденции со знаком плюс

Новые реальности. Новые возможности

Российский лизинговый рынок в целом за прошлый год снизился на 6%, в первую очередь из–за сокращения объемов крупных сделок в сегментах железнодорожной и авиатехники, а также недвижимости. Наибольшее сокращение произошло в сегменте лизинга недвижимости (–87%), что обусловлено высокой базой 2019 года. Снижение объемов сделок крупнейших государственных компаний в таких крупных корпоративных сегментах, как железнодорожная техника и авиатехника, продолжается с середины 2019 года. Введенные карантинные ограничения и падение спроса на услуги перевозчиков усугубили положение и привели к сокращению объема нового бизнеса в данных сегментах на 26% и 15% соответственно.

Кризис, естественно, не мог не сказаться на качестве лизингового портфеля. Так, увеличилась доля проблемных договоров розничных лизинговых компаний – на 01.01.2021 она составила 10% портфеля, а у корпоративных – 23%.

Падение рынка лизинговых услуг произошло, хотя и не такое значительное, как можно было бы ожидать. И это снижение активизировало участников рынка к расширению перечня услуг, улучшению их качества, поиску новых направлений.

В прошлом году рынком лизинга заинтересовался частный капитал. Речь идет о частных инвестициях, в отличие от привычного кредитования. Кроме того, лизинговые компании стали более активно использовать собственный капитал и облигационные займы. С одной стороны, их стимулировало уменьшение ставки на долговом рынке, с другой – снижение возможностей банковского финансирования из–за сокращения числа небольших региональных банков.

Одним из главных трендов прошедшего года стал операционный лизинг, то есть лизинг на срок меньше, чем срок службы оборудования. И в ближайшие годы эта тенденция может продолжиться, если в экономике сохранятся низкие процентные ставки. Востребованность операционного лизинга не только растет в автолизинге, но и распространяется на другие сегменты транспортной техники.

Пандемия усилила тренд на цифровизацию бизнеса лизинговых компаний. Активизация банков на лизинговом рынке приведет к еще большему укреплению тенденции на цифровизацию бизнеса и развитие уровня дистанционных услуг лизинговых компаний, в чем они пока сильно уступают кредитным организациям. По итогам 2020–го доля компаний, заключающих через дистанционное обслуживание более половины всех сделок, составила 23% против 4% в 2019–м. При этом пандемия в 2020 году только ускорила наметившийся ранее тренд на цифровизацию бизнеса – помимо удобства для клиентов, повышается эффективность внутренних процессов в компании и снижаются затраты.

Развитие тенденции на диджитализацию и автоматизацию бизнеса, в том числе внедрение системы электронного документооборота, позволяет снизить сроки рассмотрения сделок, обеспечить онлайн–одобрение простых сделок и дистанционный осмотр предметов лизинга.

Вывод, который можно сделать по итогам деятельности отечественного рынка лизинга в целом, следующий: рынок незначительно просел в количественном отношении в 2020 году, он улучшает качество услуг и усиливает свои позиции в финансовой сфере.

Что касается прогноза рынка лизинга на 2021 год, то обратимся к исследованию агентства «Эксперт РА», составленному в двух вариантах (базовом и консервативном). В основе того и другого варианта лежат основные макроэкономические предпосылки и факторы.

Согласно базовому прогнозу агентства объем нового бизнеса по итогам 2021 года прирастет на 10–15% и составит около 1,6 трлн руб. При этом большие темпы роста (выше 15%) возможны за счет разовых крупных сделок лидеров, динамика которых не будет отражать реального состояния всего рынка. Незначительный рост рынка (менее 10% при достижении объемов рынка менее 1,5 млрд руб.) возможен в случае низких темпов вакцинации, дальнейшего ослабления курса рубля и падения среднегодовой цены на нефть марки Brent за отметку в 55 долл. за баррель.

В прогнозе по железнодорожному сегменту агентство предполагает сохранение слабого спроса на грузоперевозки угля и нефтепродуктов, в совокупности составляющих порядка 50% всех грузоперевозок, а также постепенный рост пассажиропотока, во многом зависящего от скорости ослабевания эпидемиологических рисков. Тем не менее к концу 2021 года железнодорожный сегмент сократится до 20% на фоне сохранения низких арендных ставок на полувагоны при их профиците из–за слабого восстановления спроса на железнодорожные перевозки.

Авиасегмент, как известно, наиболее сильно пострадал от пандемии в связи с закрытием границ и введенными ограничениями на перевозки (снижение пассажирооборота составило минус 55% за 2020 год). Основным поддерживающим фактором для объемов авиализинга являются поставки отечественных SSJ100, по которым существуют риски их переноса на 2022–2023 годы в случае слабого восстановления авиаотрасли, а также госгарантии на закупку вертолетов. Увеличение пассажиропотока на фоне смягчения рисков эпидемиологической ситуации, а также выделение правительством госгарантий на приобретение самолетов SSJ100 позволят авиасегменту по итогам 2021–го показать рост на уровне 50%. Но надо понимать, что такой существенный рост объясняется низкой базой.

Автолизинг по итогам 2021 года по–прежнему останется одним из драйверов рынка. Потребность в обновлении устаревшего парка автомобилей, различные государственные программы поддержки окажут помощь этому сегменту. Это касается лизинга автобусов и тролейбусов. Высокий уровень износа общественного транспорта в городах России с одной стороны, субсидирование этого сегмента со стороны государства – с другой будут и впредь обеспечивать спрос на услуги лизинговых компаний. Основываясь на базовом сценарии развития, автосегмент по итогам 2021 года покажет рост более чем на 20%.

Правовое обеспечение лизинговой деятельности – тема отдельного разговора. Так, проект поправок к закону «О лизинге» был принят в первом чтении еще весной 2019 года. К законопроекту (а именно в таком состоянии он находится) есть вопросы по существу.

Для создания здоровой конкурентной среды на рынке лизинговых услуг должны быть компании второго эшелона, малые и средние. Вопрос их существования – это вопрос финансирования.

Основная проблема состоит в том, что банки практически не предоставляют для них финансирование больше, чем на 3 года, в то время как лизинговые контракты (если не брать автолизинг) имеют гораздо большую длительность (5–7 лет).

Малые и средние компании хотят быть полноправными участниками лизингового бизнеса, а не просто механизмом, с помощью которого можно получить через лизинговую компанию регресс для лизингополучателя. Этот сегмент игроков рынка работает с малым и даже микробизнесом, и в данном случае ни о каком кредитном регрессе для клиентов речь идти не может.

Инициатива должна исходить от лизингового сообщества с тем, чтобы сформировать совместно с банковскими структурами методологические рекомендации, каким образом оценивать качество лизингодателей и какие вообще подходы использовать к структурированию финансирования малых и средних лизинговых компаний, как в новой реальности банки с учетом всех рисков и интересов сторон могут финансировать малые и средние лизинговые компании.

Таким образом, отечественный рынок лизинга, пережив трудный период 2020 года, развивается.

Полностью статью «Тенденции со знаком плюс» можно прочитать в №34 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

801

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться