Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

«Цифровой» формат транспорта

Стратегия Минтранса обретает реальность

Недавнее заседание Общественного совета при Минтрансе России впервые за долгое время состоялось в очной форме. Причина понятна: сложная эпидемиологическая ситуация, которая не давала возможности основательно обсудить ряд очень важных для отрасли вопросов, связанных в частности с цифровизацией транспортного комплекса страны. В рамках этого направления Минтранс России разработал и приступил к реализации стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли, получившей одобрение Правительства РФ и высокую заинтересованность и поддержку со стороны бизнес–сообщества. Как отметил во время заседания Общественного совета министр транспорта РФ Виталий Савельев, любой проект, разработанный в министерстве, требует тщательной проработки, особенно когда по ряду позиций речь идет о безопасном и комфортном передвижении пассажиров. Важное место в стратегии отведено также полной замене бумажного документооборота на электронный, созданию единого цифрового пространства для мультимодальных перевозок и многому другому.

В разработке стратегии приняли участие руководители и эксперты более 200 предприятий различных отраслей. За короткий промежуток времени проведено свыше 80 обсуждений и стратегических сессий. Для подготовки документа на базе ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ) сформирован управляющий комитет, который  продолжит работу по реализации проектов стратегии. Кроме того, Минтранс России готовит финансово–экономическое обоснование и совместно с Минфином России сформирует предложения об источниках финансирования проектов. На площадке ассоциации «ЦТЛ» совместно с ведущими отраслевыми и IТ–компаниями Минтранс проработает дорожные карты по всем стратегическим направлениям.

Но вернемся к заседанию Общественного совета, в котором принял участие его председатель, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Его научная точка зрения на новации, ежедневно появляющиеся в транспортной сфере, а тем более в области IT–технологий, позволит четче расставить приоритеты и дать оценку многим явлениям, о которых мы подчас даже не задумываемся.

Блинкин 02 09 2021

ОБОЛОЧКА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Для министра цифровизация – личный приоритет. С апреля 2009 года по ноябрь 2020–го Виталий Савельев был генеральным директором ПАО «Аэрофлот», и то, что ему удалось сделать здесь в плане цифровизации, вывело компанию в число мировых лидеров в этом направлении. Аэрофлот имеет очень высокий мировой рейтинг и находится в первой тройке лучших в мире. А по ряду позиций даже всех опережает. Кроме того, вопросами цифровизации в министерстве занимается заместитель министра транспорта РФ Кирилл Богданов, который вместе с Виталием Савельевым создавал суперсовременную цифровую оболочку в ПАО «Аэрофлот». Отсюда и желание провести такую реорганизацию в отраслевом масштабе.

Цифровая оболочка, в которую «упаковываются» все транспортные услуги, в корне изменила очень многое в системе логистики в части пассажирских и грузовых перевозок. К слову, погрузив полностью в «цифру» все грузовые перевозки, в самое ближайшее время удастся избавиться от грандиозного количества бумажных носителей, такой документооборот вовсе исчезнет.

В мире эта революция началась с контейнерных перевозок, в которых задействованы сотни тысяч контейнеров, передвигающихся опять же по сотням тысяч километров дорог, в том числе и российских. Следующее погружение в «цифру» касается пассажирских перевозок.

Но есть такие виды транспортных услуг, которые без цифровой оболочки вообще не могли бы существовать. Скажем, сервис такси. Не забыты еще времена, когда мы заказывали такси на завтра или выходили на улицу, махали рукой и «свободный шеф» вез нас, куда нам было надо. Теперь любой пользователь такси может все эти процедуры осуществить путем нажатия одной кнопки на смартфоне.

Впрочем, то, о чем идет речь, можно считать лишь малой частью программы, которая находится в процессе реализации Минтрансом. Но одно дело говорить о перспективах цифровизации отрасли, а другое – рассуждать о сегодняшней ситуации в ней. Программа очень конкретная и в отношении транспортной оболочки транспортно–логистического центра, и в отношении предоставления пассажирских услуг, в том числе международных и междугородных. В свете обширной реформы общественного транспорта во многих городах России рассматриваются вопросы о создании магистральных и подводящих маршрутов.

КОГДА ИНИЦИАТИВЫ НЕ НАКАЗУЕМЫ

Основная задача цифровой стратегии трансформации транспортной отрасли Минтранса России – повышение конкурентоспособности и привлекательности транспортно–логистических услуг за счет масштабного применения цифровых технологий. Проект направлен на снижение транспортно–логистических затрат, рост средней скорости движения пассажирских и грузовых перевозок, повышение мобильности населения, а также снижение аварийности на дорогах.

Составляющие проекта – шесть приоритетных инициатив цифровой трансформации транспортной отрасли, реализация которых должна быть обеспечена до 2030 года. Это «Беспилотники для пассажиров и грузов», «Зеленый цифровой коридор пассажира», «Бесшовная грузовая логистика», «Цифровое управление транспортной системой Российской Федерации», «Цифровизация для транспортной безопасности», «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры». Реализация этих направлений строится на приоритетном использовании отечественного программного обеспечения и массовом применении технологии искусственного интеллекта.

В планах Минтранса, так сказать, «поэтажное» продвижение всего комплекса.

Следующая инициатива – «Цифровизация для транспортной безопасности». Речь – о защищенности транспортных объектов от незаконного вмешательства. Если раньше, скажем, диверсант мог выкрутить гайку из стыка рельсов или организовать взрыв пакета, нашпигованного поражающими элементами, то теперь есть возможность цифрового вмешательства, что, пожалуй, гораздо страшнее прежних угроз. Соответственно, транспортная безопасность – многоаспектна, в том числе в области кибербезопасности. Здесь фронт работы огромен и, похоже, бесконечен, поскольку встречаются броня и снаряд.

Инициатива «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры» уже сегодня позволяет решать задачу по оперативному управлению как в конкретных случаях, так и в случаях масштабного характера. Скажем, управлять контейнерным потоком – случай конкретный. А цифровой двойник транспортной инфраструктуры позволяет понять, в каком состоянии она находится вся и что ей может грозить.

Итак, из шести направлений пять – это направления сегодняшнего дня. Без цифровых дневников, без киберзащиты уязвимых транспортных структур, без «зеленого» коридора для пассажиров сегодня уже не обойтись. А вот что касается инициативы «Беспилотники для пассажиров и грузов», то в ней переплелись вопросы определенной перспективы с аспектами, которые можно реализовывать уже сегодня.

Валерий БУДУМЯН, обозреватель «ТР»

Полностью статью «Цифровой» формат транспорта» можно прочитать в №35 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

998

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться