Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Где найти островок безопасности?

Пассажиры городского транспорта беззащитны перед уличным потоком.

Пассажира общественного транспорта надо любить. Именно он является основным представителем работающих индивидуумов, которые не хотят или не могут себе позволить иметь личный автомобиль. Тем не менее условия жизни этой категории горожан комфортом и удобством отнюдь не отличаются. К слову, даже самому завзятому новосибирскому автомобилисту приходится хотя бы несколько раз в жизни стать пассажиром общественного транспорта. И тут он начинает понимать, что жизнь не удалась…
Потому что единицу общественного транспорта приходится ожидать в условиях, максимально приближенных к боевым. Под дождем и снегом, в холод и зной десятки тысяч новосибирцев передвигаются на работу и с работы, в магазины и места общественного отдыха. При этом время, необходимое для ожидания прибытия транспорта, они вынуждены проводить преимущественно стоя на открытом воздухе. Нет, никто ничего не имеет против закаливания организма, но в 30–40–градусный мороз или 40–градусную летнюю жару как–то не очень хочется этим заниматься даже здоровым людям.
Картину посадки и высадки пассажиров общественного транспорта в третьем по величине городе России описать нельзя. Это надо наблюдать. И по необходимости участвовать.
Итак, подходим к остановке в час пик. Лучше вечером, когда все, уставшие, едут с работы. Остановки общественного транспорта сделаны, как специально, под один, максимум два автобуса или троллейбуса. Остальная проезжая часть отгорожена металлическими барьерами высотой в метр. В районах большого скопления потенциальных пассажиров вдоль такого заграждения выстраиваются одновременно более десятка автобусов и троллейбусов.
Все происходящее заставляет вспоминать сюжеты из популярных фильмов про африканскую саванну, когда огромные стада слонов пытаются прорваться через узкое ущелье к заветному водопою… Сходство еще больше усиливают истошные вопли автобусных клаксонов, так как каждый водитель норовит задержаться на остановке подольше, чтобы набить салон до отказа, а в это время остальные непрерывно сигналят… Живущие в ближайших домах люди, кажется, готовы поставить памятник за свой счет тому чиновнику, который догадается установить знаки «Подача звукового сигнала запрещена» рядом с остановками.
В это время пассажиры рвутся к своим автобусам и троллейбусам. Те, кто помоложе, с разбегу берут барьеры. Те, кто постарше, выскакивают через проход и, протискиваясь между барьерами и автобусами, пробираются к своему транспорту. В это время очередная единица общественного транспорта трогается с места и очередной пассажир, чтобы не быть раздавленным, испуганно прижимается к барьеру… Прибавьте к этому тот удивительный факт, что сами остановки расположены в большинстве случаев сразу же за перекрестками, а пешеходные переходы посередине самих остановок, и вы поймете, что жизнь пассажира в Новосибирске далеко не сахар.
Мало того, почти на всех остановках стоят частные автомобили и таксисты–бомбилы, которые усложняют и без того тяжелую жизнь пассажиров. А ведь п. 12.4 «Правил дорожного движения» гласит: «...Остановка запрещается: на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; ближе 15 м от остановочных площадок, а при их отсутствии – от указателя остановки маршрутных транспортных средств (кроме остановки для посадки или высадки пассажиров…)». «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в ст. 12.19, п. 4 предусматривает соответствующий штраф за подобное нарушение.
Итак, риторический вопрос: как организовано взаимодействие между муниципальными властями и органами ГАИ–ГИБДД в Новосибирске, если эти требования повсеместно просто игнорируются? И если «газели» и «пазики» еще способны «выруливать» в таких условиях с остановок, то большие автобусы при непрерывном потоке движущихся легковых автомобилей будут вынуждены либо долго стоять, выжидая удачный момент для начала движения, либо, что называется, «лезть» напролом по принципу «у кого бампер шире, тот и прав…» Ну и как это влияет на состояние безопасности движения?
Сами остановки в Новосибирске – это не место для ожидания и посадки в транспорт. Это, во–первых, место приобретения пива и сигарет, во–вторых, место для отправления естественных надобностей, в–третьих, место посиделок и ночевки бомжей. Кстати, почему в сибирских условиях никому не приходит в голову делать остановки общественного транспорта в таком виде, чтобы они могли защищать пассажиров от дождя и снега? А уж о том, чтобы они были еще и теплыми, речь вообще не идет…
Об остановках трамвая можно рассказать лишь только то, что их нет. Люди вынуждены зачастую ожидать этот вид транспорта, стоя прямо на проезжей части между мчащимися рядом автомобилями. Так называемых островков безопасности просто нет. Уж не потому ли в Новосибирске каждый год имеют место случаи выезда личного и общественного транспорта на остановки, причем зачастую заканчивающиеся увечьями и даже гибелью людей?
Как известно, согласно строительным нормам и правилам (СНиП 2.07.01–89, СНиП II–60–75) остановки общественного транспорта не должны размещаться ближе 20 метров от перекрестков, длина площадки должна быть не менее 20 метров. В Новосибирске на основных магистралях проходит много крупногабаритного пассажирского транспорта (троллейбусов и автобусов), и длина остановок здесь по расчетам должна быть значительно больше 30 метров. Остановочные карманы, предназначенные для того, чтобы пассажирский транспорт не создавал помехи основному потоку транспорта, в подавляющем большинстве случаев либо отсутствуют, либо их размеры и размещение не соответствуют требованиям ПДД и СниП. Таким образом, узкая посадочная площадка при большом пассажиропотоке вынуждает людей выходить на проезжую часть остановочного кармана и даже основной полосы дороги, невольно подвергая опасности свою жизнь. Водители пассажирского транспорта, в свою очередь, вынуждены осуществлять посадку и высадку пассажиров не только со второго, но иногда и с третьего ряда движения, что способствует повышению вероятности совершения дорожно–транспортных происшествий, связанных в том числе и с гибелью людей. Однако эти требования в нашем городе не выполняются. Разумеется, после всего сказанного уже не стоит удивляться тому факту, что на остановках напрочь отсутствуют указатели маршрутов, а зачастую и сами названия остановок, из–за чего путешествие на общественном транспорте превращается в решение уравнения со многими неизвестными.
Передвижение пассажиров общественного транспорта в Новосибирске отличается сложностью, напряженностью и высокой интенсивностью. Это обусловлено большой протяженностью маршрутов, недостаточной в сравнении с существующей величиной транспортных потоков шириной улиц, дефицитом остановочных карманов, плохим состоянием дорожного покрытия на целом ряде участков городских магистралей. Дело в том, что по нормативам плотность улично–дорожной сети принимается в пределах не менее 4–5,5 км на 1 кв. км, реальная же величина этого показателя в Новосибирске – от 0,52 до 0,59 км на 1 кв. км, что является одним из наименьших показателей среди всех крупных городов России. С периода начала 90–х, когда всяк пожелавший открывал коммерческие автобусные маршруты, сложилось так, что в городе наиболее рентабельными и прибыльными являются сверхдлинные маршруты. Так, по данным специалистов новосибирской мэрии, самые длинные автобусные маршруты имеют протяженность от 35 до 50 км! И все они, как правило, проходят по центру города, где стоят в бесконечных пробках. Новосибирцы активно протестуют по этому поводу на городских форумах.
При всем при этом общественный муниципальный транспорт в городе заметно сократился. За последние годы исчезли 10 троллейбусных маршрутов, не стало 17 муниципальных автобусных маршрутов. А трамвайная сеть не только не развивается, а лишь сокращается.
Огромные жилые массивы, такие как Родники, Снегири, Пашино и другие, где проживают десятки тысяч человек, остались совсем без муниципального транспорта. И там ходит только коммерческий, стоимость проезда в котором составляет 16 рублей для автобуса, 20–40 рублей для маршрутного такси. Проезд в метрополитене – 14 рублей. По данным Новосибирскстата, средняя заработная плата в Новосибирске в январе этого года составляла 17 043,5 руб. Нехитрый расчет показывает, что в Новосибирске доступность общественного транспорта определяется цифрой в 1065 поездок. Но это еще не все, эту цифру можно смело уменьшить в два раза! Так как редко кто сможет добраться до работы и обратно только на одном виде транспорта, притом преимущественно коммерческого…
Может, поэтому Новосибирск стал первым городом России, где была образована общественная организация «Комитет по защите прав пассажиров и пешеходов»!
Словом, критерий доступности коммунального транспорта превращается в Новосибирске из чисто технического термина в фактор социальной стабильности.

Юрий КАРНОВСКИЙ
Новосибирск


просмотры:

238

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться