Научно-практический семинар «Применение модификаторов на основе переработанной шинной резины в дорожном асфальтобетоне» прошел в Москве. Мероприятие было организовано ассоциацией «Р.О.С.АСФАЛЬТ» при поддержке Минтранса России, Росавтодора, ГК «Автодор». В нём приняли участие представители производителей асфальтобетонных смесей, научных сообществ, дорожные строители и другие специалисты.
Разговор на семинаре получился острым с самого начала, доклады перемежались спорами, порой весьма жесткими. Вопросы, поднятые на семинаре, действительно, непростые, и главный из них: почему технология, внесенная в реестр передовых и инновационных, имеющая позитивный опыт использования за рубежом и в нашей стране, не развивается, не применяется так широко, как это могло бы быть? Должно ли быть государственное регулирование и в каком виде? Как бороться с недобросовестными производителями, дискредитирующими продукт — модификаторы, изготовленные с использованием переработанной резины? Как стимулировать появление конкуренции на рынке производителей резиновой крошки? И, главное, как, решая экологические вопросы, не забыть о главном — качестве и безопасности автомобильных дорог?
Собравшимся был представлен опыт Белоруссии, о нем рассказал директор «БелдорНИИ» Виктор Шумчик. А также полувековой опыт применения технологий использования переработанных шин при изготовлении дорожного покрытия в США, с которым в режиме видеосвязи участников семинара познакомили председатель фонда прорезиненного асфальта, профессор университета Аризоны Джордж Уэй и директор этого фонда Джордж Соуз.
Выступивший с приветственным словом к участникам семинара заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Евгений Носов предостерег собравшихся от того, чтобы решение проблемы утилизации начало превалировать над вопросами качества дорог.
«Дорожная отрасль не должна стать тем местом, которое можно превратить в свалку бытовых отходов. Ключевая задача для нас — увеличение срока службы дорог. Мы не отвечаем за свалки, мы отвечаем за дороги».
Евгений Носов
Мысль о том, что в дороги нужно направлять не отходы, а хорошо подготовленный и стабильный материал, ставший результатом переработки вторичного сырья, поддержал представитель Минпромторга России Владимир Марьев. «Нельзя навязывать дорожной отрасли необходимость использования вторичных ресурсов, — отметил он. — Надо понять, почему тема не развивается серьезно, а у нее есть перспективы. К ней нужно подходить системно и совместно, на государственном уровне. Экономика замкнутого цикла — это не раздельный сбор отходов, а вовлечение вторичных ресурсов в промышленный оборот».
По мнению президента ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николая Быстрова, единственный путь внедрения данной технологии — научно-технический, без принуждения со стороны государства, но, в то же время, не без государственной поддержки. И она должна проявляться, прежде всего, в стимулировании грамотного и ответственного подхода к экологии. Так, увеличение платы за землю, на которой располагаются техногенных отходы, в том числе и резиновые покрышки, способствовало бы поиску решений по их применению. Кроме того, на семинаре звучали предложения:
• Распространить применение экологического сбора и на тех, кто производит модификаторы на основе амортизированных шин.
• Ввести ограничительные меры для тех, кто пытается получить прибыль на отходах.
• Запретить добывать природные ресурсы там, где есть возможность использовать вторичные.
Результатом научно-практического семинара стала резолюция, основной пункт которой — создание рабочей группы по исследованию, продвижению, контролю применения технологии использования переработанных шин в модификаторах асфальтобетонного покрытия, а также взаимодействию по этому вопросу с представителями профильных министерств.