В Сочи прошел форум дорожных инициатив, организованный Госкомпанией «Автодор».
В начале июня внимание дорожного сообщества было приковано к проходившему в Сочи форуму дорожных инициатив «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве». Организатором мероприятия выступила Госкомпания «Автодор» при поддержке Правительства РФ, Минтранса и Минстроя России. Уже девятый год форум является одной из ведущих площадок для обсуждения ключевых вопросов дорожного хозяйства, открытого диалога представителей власти и бизнеса, а также всестороннего обмена опытом между ведущими отраслевыми компаниями.
Центральным мероприятием форума стала пленарная дискуссия «Соединяя регионы/Маршрут «Россия», а что за ним?». Вначале была озвучена приветственная телеграмма Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина к участникам мероприятия. В приветствии отмечалось, что экономический рост, повышение деловой активности и конкурентоспособности отечественных производителей, обороноспособность страны и благополучие граждан во многом зависят от развития отечественного дорожного комплекса. По поручению Президента России был разработан и принят пятилетний план, который определяет количество и срок сдачи дорожных объектов. Эта масштабная программа позволит обеспечить качественными магистралями все субъекты РФ. На ее реализацию выделяются значительные средства. Важно продолжить активную работу по улучшению транспортной доступности регионов, ускоренному развитию автодорожной сети, прежде всего опорных магистралей, соединяющих территорию страны, а также коридоров «Запад – Восток» и «Север – Юг», которые откроют новые возможности для расширения взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами.
По видео–конференц–связи к участникам форума обратился заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. Он подчеркнул, что в России в последние годы развернуто беспрецедентное дорожное строительство. Так, за 2022 год был уложен рекордный объем асфальта при капитальном ремонте – более 176 млн кв. м. При этом дорожники на два года раньше срока достигли паспортного показателя нацпроекта «Безопасные качественные дороги» по доведению до нормативного состояния 50% региональных дорог. Новые технологии отрасли, как никогда, сегодня необходимы, потому что дорожникам нужно повышать качество трасс, проводить полное импортозамещение.
По словам заместителя председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Ирека Ялалова, одной из приоритетных целей отрасли в ближайшее время должно стать доведение качества региональных и муниципальных дорог до уровня федеральных трасс. Тиражировать наиболее успешные практики в регионах и муниципалитетах – совместная задача. Надо создавать такую нормативно–правовую базу, при которой дороги в России были бы везде одинаковыми по качеству.
Строительство транспортной инфраструктуры в последние годы стало драйвером развития экономики России. Многие показатели нацпроекта «Безопасные качественные дороги» уже достигнуты. Более того, работа идет с опережением. До конца этого года должна быть введена в эксплуатацию трасса М–12 Москва – Казань. А в следующем году она будет продлена до Екатеринбурга. Задача дорожников – несмотря на сложности, сохранить набранный темп работ, подчеркнул заместитель директора Департамента строительства Правительства РФ Григорий Волков.
С учетом изменившихся геополитических условий поставлена задача также активно развивать коридор «Север – Юг». Этим летом ожидается ввод в эксплуатацию двух обходов: Аксая и дальнего западного обхода Краснодара на М–4 «Дон», а в перспективе планируется строительство обходов Астрахани, Дербента, Хасавюрта и Грозного. Григорий Волков отметил, что эти объекты включены в пятилетний план до 2027 года в связи с лимитами финансирования, но премьер–министром дано поручение максимально приблизить запуск этих объектов, поэтому рассматривается возможность привлечения внебюджетных средств, чтобы начать их реализацию уже в следующем году.
Помощник Президента РФ Игорь Левитин призвал соблюдать баланс, чтобы не было разрыва между построенными новыми дорогами и качеством содержания действующих трасс. Он напомнил, что 85% федеральных и региональных дорог должны быть в нормативном состоянии. «И здесь надо жестко стоять на этой цифре. В противном случае мы потеряем сеть», – высказал опасение Игорь Левитин.
«Контролирующие органы заинтересованы в ускоренном принятии объектов и согласовании проектов, – включился в дискуссию начальник ФАУ «Главгосэкспертиза России» Игорь Манылов. – Активно взаимодействует с дорожниками и Главгосэкспертиза». Он выразил надежду, что в дальнейшем это сотрудничество должно продолжиться, в том числе и при развитии цифровых сервисов в сфере проверки, одобрения и корректировки проектов.
Председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко подчеркнул, что 2023 год станет для компании рекордным по количеству вводимых автодорог – более 800 км трасс I технической категории. Одновременно стоит задача не только строить новые дороги, но и внедрять комплекс услуг для автомобилистов. Именно поэтому трасса М–12 сразу строится с покрытием сотовой связи, АЗС и площадками отдыха, которые еще будут развиваться и наполняться инфраструктурой: мотелями и другими сервисами. В прошлом году был сдан первый участок трассы М–12 Москва – Казань протяженностью 107 км. За счет того, что заранее было предусмотрено выделение земли под площадки отдыха и АЗС, на 51–м км была сразу же открыта автозаправка, а буквально на днях будет введена еще одна.
В этом году проведены уже 16 конкурсов, известны интересанты по строительству АЗС на других участках М–12, рассказал Вячеслав Петушенко. На участке до Арзамаса, который планируется запустить к началу сентября, в качестве первой очереди будут запущены 14 АЗС через каждые 80–100 км. В следующем году построят еще 10 автозаправок. Также вдоль трассы устанавливаются вышки сотовой связи. Словом, как только запустят движение на том участке, там уже будут АЗС, связь, площадки для отдыха и автостоянки.
Большое внимание на пленарном заседании было уделено вопросу безопасности дорожного движения. Заместитель начальника ГУОБДД МВД России Олег Понарьин отметил, что в течение 2010?2020 годов в России в два раза снизилась смертность в ДТП, а за время реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» количество погибших на дорогах ежегодно сокращается на 700?900 человек. Госавтоинспекция России намерена уделять особое внимание пропаганде безопасности и внедрению интеллектуальных транспортных систем на дорогах, которые, по словам Олега Понарьина, должны компенсировать ошибки водителей.
Далее дискуссионная часть форума была разделена на несколько тематических площадок и «круглых столов». Основными темами для обсуждения стали обеспечение потребностей отрасли в дорожно–строительной технике, эффективное внедрение современных ИТС, использование актуальных инновационных практик в дорожном строительстве, кадровая политика в отрасли и профильное образование, развитие придорожного сервиса.
На сессии «Фокус на сервис – клиентоцентричность дорожного сервиса как основа бизнеса» ведущие эксперты отрасли обсудили системный подход к развитию придорожного сервиса. Вячеслав Петушенко подчеркнул, что компания рассматривает проезд по скоростной дороге как инфраструктурную услугу. При строительстве автомагистрали М–12 применен комплексный подход, учтены потребности автолюбителей и туристов.
Игорь Левитин привел пример дорожной сети в Сочи, которая была построена перед зимней Олимпиадой 2014 года и придала импульс развитию всего Черноморского побережья. Это подтверждает, что развитая транспортная инфраструктура дает нам возможность не только активно передвигаться по территории страны, но и стимулирует развитие экономики регионов, по которым проходят коммуникации. Однако пора научиться «упаковывать» продукт, предлагаемый автодорогой.
По оценке заместителя председателя правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов Госкомпании «Автодор» Константина Макиева, в зоне тяготения скоростных автодорог проживают свыше 50 млн человек, или треть населения России. Это потенциальные пользователи дорог Автодора. Портрет типичного пользователя скоростных трасс примерно такой: это женатый мужчина, у которого есть дети. Как правило, он житель Москвы или Подмосковья, Санкт–Петербурга или Ленинградской области. Лишь четвертая часть пользователей платных дорог живут в других субъектах РФ. Задача госкомпании – предложить такие условия, чтобы всем этим гражданам было удобно передвигаться по скоростным трассам и останавливаться в пути.
Что хотят пользователи? По словам генерального директора ООО «Автодор–Девелопмент» Анастасии Козловой, опросы показали, что для них в первую очередь важны АЗС, точки горячего комплексного питания, охраняемые стоянки, станции технического обслуживания. «Мы хотели бы собрать всех, кто предоставляет услуги придорожного сервиса, на одной площадке многофункциональной зоны (МФЗ), потому что чем меньше примыканий к дороге, тем выше безопасность», – пояснила Анастасия Козлова.
Такая зона станет для водителя единственной точкой остановки на дороге. Специалисты компании предлагают также на базе МФЗ создавать транспортно–пересадочные узлы с локальными автобусными маршрутами, инфраструктурой, через которую можно предлагать интересные экскурсии по местным достопримечательностям, организовать продажу локальных продуктов. Таким образом, МФЗ станут точками притяжения, где можно будет ознакомиться с туристическим потенциалом региона и попробовать национальные продукты.
Современную дорогу нельзя рассматривать без интеллектуальных транспортных систем. За годы своего развития ИТС в России не раз доказывали свою экономическую эффективность и социальную значимость, отметила заместитель председателя правления по интеллектуальным транспортным системам и цифровизации Госкомпании «Автодор» Виктория Эркенова, выступая в рамках сессии «Современная дорога. Что от этого получит пользователь». Среди ключевых аспектов применения ИТС – повышение безопасности движения, обеспечивающееся использованием инновационных технологий по прогнозируемому определению потенциальных аварийных ситуаций и принятию опережающих решений по их предотвращению; увеличение эффективности транспортных потоков, достигающееся динамическим управлением по полосам движения, а также скоростью и плотностью потока; повышение экологической эффективности за счет исключения остановок транспортных средств в случае применения безбарьерной системы взимания платы и другие. Эти аспекты создают устойчивый спрос на инновации, влияющий на экономическое и инновационное развитие отраслей экономики.
Росавтодор и отраслевое сообщество ведут постоянную работу по актуализации нормативно–технических документов с учетом повышающихся требований к материалам и работам, отметил начальник Управления научно–технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Сергей Гошовец. Так, ведомством реализуется Стратегия инновационной деятельности в области дорожного хозяйства на период 2021–2025 годов. Выполнение этой программы идет с опережением графика. Необходимо, чтобы потребительские свойства наших дорог (такие как безопасность, комфортность и скорость) росли наравне с тем, как растут технические показатели, уровни долговечности и содержания. Это является одним из наших приоритетных векторов развития.
Предложенные на форуме представителями государства и бизнеса решения лягут в основу дальнейших изменений в научно–технической политике отрасли, цифровизации, развитии инфраструктуры скоростных дорог и новых программ по повышению безопасности дорожного движения для пользователей.
Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР».
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.