Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Красная нить качества

Качество дорожных работ и уровень подготовки кадров были в центре внимания участников форума.

То, что качество построенной или отремонтированной автомобильной дороги напрямую зависит от квалификации дорожников, – неоспоримая истина. Поэтому объединение на пленарном заседании прошедшего недавно форума в одной теме вопросов повышения долговечности автотрасс и кадрового обеспечения отрасли – не случайное совпадение. Организатором форума «Дорожное строительство в России: инновации, технологии, качество», состоявшегося при поддержке Минтранса России, Росавтодора, Госдумы РФ, ТК № 418 «Дорожное хозяйство», РУТа (МИИТ), выступила Ассоциация производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ».

Движущая сила

Открытые дискуссии представителей федеральных и региональных органов власти, проектных, строительных и подрядных организаций, экспертного и научного сообществ, а также инжиниринговых компаний в области внедрения инновационных материалов и технологий в дорожном хозяйстве на площадке форума стали уже традицией. Но если в начале двухтысячных на организуемой в рамках мероприятия выставке среди экспонатов ничего российского, кроме щебня и битума, не было, то на этот раз были представлены новейшие решения от ведущих компаний отрасли. Например, передовые проекты от Ассоциации «Цифровая эра транспорта», НПО «Группа компаний машиностроения и приборостроения», ООО «НПФ Бастион–СПб» и многих других.

На серьезном технологическом прорыве, который сделало дорожное хозяйство страны за минувшие два десятилетия, сделал акцент помощник Президента РФ Игорь Левитин, выступая на пленарном заседании форума. Он отметил, что изменился сам интеллектуальный подход к дорожному строительству. Представленные на выставке компании и организации являются тому подтверждением. «Масштабные проекты последнего десятилетия сыграли важнейшую роль в том, чтобы продвинуть отрасль. И на сегодняшний день она, без преувеличения, является самой передовой с технологической стороны. Наша страна оказалась в сложной ситуации с точки зрения импортозамещения и логистики. Однако это стоит рассматривать как стимул для всех представителей отрасли, чтобы начать создавать свой оригинальный продукт», – подчеркнул Игорь Левитин.

Движущей силой, которая реализует все эти преобразования в конкретные дела, были и остаются кадры дорожников, подчеркнул директор Административного департамента Минтранса России Константин Пашков. «Еще совсем недавно вопросы подготовки молодых специалистов не звучали на подобных форумах, – отметил он. – Мы почти ничего не говорили о смене, о тех, кто должен приходить в дорожную отрасль. Наверное, потому, что считали это само собой разумеющимся: есть система подготовки кадров, есть учебные заведения, которые традиционно всем этим занимаются. А о существующих проблемах в сфере образования говорили мало. И было привычным такое высказывание: вы там в вузах студентов чему–то учите, но потом, когда мы примем их на работу, и начнется настоящая учеба».

Но благодаря в том числе Росавтодору ситуация изменилась, продолжил Константин Пашков. «Мы создали отраслевой учебно–методический центр образования при РУТе (МИИТ), который должен в максимально короткие сроки сократить возникшее «расстояние» между реальной дорожной деятельностью и тем, чему обучают наших студентов. Без образовательных программ, которые были бы максимально приближены к актуальным отраслевым вызовам, дорожное хозяйство не сможет в дальнейшем сделать качественный шаг вперед», – сказал он.

Смотреть в будущее

Качество дорожных работ и уровень подготовки кадров, безусловно, две взаимосвязанные категории. Эти вопросы отраслевое сообщество считает основополагающими, подчеркнул руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков. Безусловно, невозможно смотреть в будущее без развития кадрового потенциала и без инновационной деятельности на всех этапах работы. Отрадно, что на дискуссионных площадках широко рассматриваются и вопросы повышения качества, нацеленные на то, чтобы потребительские свойства дорог росли наравне с тем, как растут технические показатели, уровень долговечности.

По словам Романа Новикова, дефицит кадров в отрасли сейчас наблюдается как в подрядных организациях, так и в административных органах управления, особенно в органах управления дорожным хозяйством субъектов РФ. Вся методология, которая разрабатывается в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», станет неэффективной, если не будет твердой политики по развитию кадрового потенциала. Для нивелирования этого пробела сегодня уже разработан федеральный государственный образовательный стандарт, проходящий этап согласования. Кроме того, реализуются мероприятия в рамках Концепции развития дорожного образования до 2035 года.

Что касается автодорожных коммуникаций, то с вводом каждой новой дороги в эксплуатацию граждане должны получать ее как услугу. Кроме безопасного передвижения, на ней должны создаваться все сопутствующие условия для комфорта пользователей. В Росавтодоре поставили задачу: новые масштабные объекты вводить в эксплуатацию вместе с многофункциональными зонами дорожного сервиса, пояснил Роман Новиков.

Председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко отметил, что для дорожно–транспортного комплекса России сейчас крайне важно проявлять гибкость и умение своевременно реагировать на вызовы времени. «В стране открываются новые заводы, производится современная дорожная техника, что крайне важно, поскольку мы строим передовые дороги, в том числе с интеллектуальными транспортными системами. Новые подходы к проектированию строительства, использование вторичных материалов, местных ресурсов, внедрение инноваций – все это решения дня сегодняшнего, а не далекого будущего», – сказал он.

Людям важен результат

«Качество – понятие емкое. Это не только организация производства, результаты работ, но и ресурсное обеспечение, технологии, дорожная техника, материалы и, наконец, профессиональный уровень людей, которые работают на дороге, и тех, кто управляет этим процессом, – подчеркнул заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко. – И пятилетний план дорожной деятельности, и Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, где нашел отражение концепт опорной сети автодорог России, и нацпроект «Безопасные качественные дороги» обеспечивают горизонты планирования. Дорожники понимают, что предстоит делать не только завтра, но и послезавтра. С расчетом на перспективу развиваются производственные мощности подрядных организаций, которые обеспечат надлежащее качество дорожных работ, идет подготовка кадрового потенциала, которому придется решать сложнейшие задачи».

Именно концентрация ресурсов подрядных организаций – технологических, кадровых – в рамках реализации нацпроекта позволила в прошлом году достичь показателя 50% нормативного состояния региональных дорог. Также перевыполнен план по приведению в нормативное состояние опорной сети. И приведено к нормативу около 79% улично–дорожной сети городских агломераций.

Качество работы дорожников люди оценивают по тому, как меняются в лучшую сторону трассы, ведущие к социально значимым объектам. И здесь есть что отметить. В регионах с 2019 по 2022 год было отремонтировано более 3,1 тыс. участков дорог к образовательным и досуговым учреждениям, свыше 1,9 тыс. – к медицинским организациям, 1,2 тыс. – к популярным туристическим точкам. Что касается текущего года, то специалисты планируют привести к нормативу 750 участков трасс (более 2,3 тыс. км) к школам и детсадам, 600 участков (свыше 2,5 тыс. км) ? к объектам первичной медицины, 320 отрезков дорог (более 1,8 тыс. км) – к местам притяжения туристов.

По словам Игоря Костюченко, важную роль при реализации нацпроекта играет налаженное взаимодействие проектных команд в субъектах РФ. Оно напрямую влияет на эффективность процессов управления. Отсутствие координации между командами приводит порой к парадоксальным ситуациям. Например, таким: работы на улично–дорожной сети уже завершены, и вдруг коллеги из коммунальных служб начинают заниматься переустройством инженерных сетей. Именно поэтому без финансово–управленческой дисциплины, своевременного исполнения всех контрольных точек проектов может оказаться под ударом самое главное – итоговое качество дорожных работ.

Двухэтапный подход

Качество автодорог во многом зависит от состояния нормативной базы, отметил генеральный директор АНО «НИИ транспортно–строительного комплекса» Евгений Симчук. По его словам, за 20 лет произошли кардинальные изменения в подходах нормирования. Если до 2003 года, до принятия федерального закона о техническом регулировании, в формировании фонда документов по стандартизации в дорожном хозяйстве лишь 10% от всех наименований разрабатывались специализированными отраслевыми организациями с широким публичным обсуждением, то в настоящее время этот показатель вырос до 95 %. По состоянию на 1 мая 2023 года этот фонд включает 434 документа, 95 % из которых приняты за последние 10 лет, что свидетельствует о молодости нормативной базы.

В разработке нормативных документов был принят двухэтапный подход. На первом этапе проводятся научные исследования. Их результаты формируются в виде предварительных национальных стандартов для опытного, экспериментального применения. Далее организации пользуются этим нормативным документом, нарабатывая опыт. Соответственно, проводится мониторинг применения стандартов, поступают замечания и предложения, и уже на основании всех этих обобщенных показателей разрабатывается национальный стандарт.

Большинство всех разрабатываемых нормативных документов основывается на реальных результатах проведенных научно–исследовательских работ. Для этого был создан полигон, представляющий собой небольшой участок дороги, где уложены различные слои дорожного покрытия. На каждом из них закладываются определенные датчики и создается различное воздействие с разными нагрузками. Приборы это фиксируют, и по таким параметрам можно судить, какие напряженно–деформированные состояния возникают в каждой точке той или иной конструкции и на что это влияет. Помимо того, что специалисты оценивают состояние конструкций, они еще и параллельно занимаются разработкой аналогичных отечественных датчиков.

Но полигон – это идеальные условия. А реальных дорожных факторов гораздо больше. Поэтому Росавтодором было принято решение по созданию так называемых станций мониторинга напряженно–деформированного состояния дорожного покрытия в различных природно–климатических зонах. Те значения, которые специалисты получают на полигоне, будут верифицироваться с теми, которые получают на таких станциях. Планируется, что их будет пять. По итогам различных способов мониторинга будут определяться расчетные характеристики материалов. Все это будет тестироваться с тем, чтобы выбрать оптимальное их сочетание, которое подойдет для тех или иных условий. Одна из конечных целей – разработать методику по определению расчетных характеристик материалов.

Важный фактор, оказывающий непосредственное влияние на состояние дорожных одежд, – современный транспорт. Специалистами было принято решение исследовать и эту область. На тестируемых грузовых транспортных средствах устанавливаются датчики измерения давления общей массы автомобиля и по осям. Эти грузовики, груженые и пустые, ездят по различным дорогам в разное время суток, и к специалистам стекаются отслеживаемые данные. Суммируя и анализируя такие показатели, эксперты получат реальную научную основу, чтобы актуализировать, изменить всю систему проектирования нежестких дорожных одежд, пояснил Евгений Симчук.

Важнейшая составляющая

Цифровая трансформация отрасли – важнейшая составляющая нацпроекта «Безопасные качественные дороги», отметил исполнительный директор Ассоциации «Цифровая эра транспорта» Дмитрий Ольховиков. И хотя внедрение цифровых технологий – длительный и многокомпонентный процесс, уже сейчас можно говорить о некоторых его результатах – внедрении и развитии интеллектуальных транспортных систем. Это принципиально иной подход к управлению дорожно–транспортной инфраструктурой: автоматизация управления дорожным движением, направленная в первую очередь на обеспечение безопасности, улучшение транспортного обслуживания, повышение качества автодорог и жизни населения.

При всей эффективности ИТС сохраняется ряд проблем, которые необходимо решать. Так, до сих пор не утверждена перспективная программа стандартизации в области ИТС. А ведь стандарты являются базисом для развития технологий. Необходимо также сохранить финансирование по внедрению ИТС. Экспресс–анализ говорит о том, что в тех регионах, где финансирование было сокращено, уровень безопасности дорожного движения снижается, повысилось количество ДТП.

Важная задача – обеспечение защитой критической информационной инфраструктуры. Незащищенные объекты ИТС нанесут больше вреда, чем пользы. Поэтому специалисты начинают проводить технический аудит установленных систем. В русле внедрения беспилотного транспорта это весьма актуально.

Внедрение ИТС, разработка программного обеспечения без развития кадрового потенциала невозможны. Вместе с тем все еще отсутствуют специальности в дорожной отрасли с пятилетним сроком обучения. Как только они будут введены в программу обучения в вузах, обязательно в них нужно предусмотреть компетенции по ИТС, цифровым технологиям, подытожил Дмитрий Ольховиков.

Как исправить ситуацию

Ректор Сибирского государственного автомобильно–дорожного университета Александр Жигадло остановился на проблемных точках при подготовке современных специалистов. В их числе – медленное обновление образовательных программ, слабая связь инженерного образования с реальным сектором экономики, а также лавинообразный характер изменения объема информации о новых технологиях. При этом использование виртуальных тренажеров, создание индивидуальных образовательных траекторий с «цифровым следом», развитие сетевых форматов 

обучения и активное внедрение проектной работы, по мнению ректора, являются эффективными механизмами, способными дать новую жизнь образовательному процессу.

Подробное исследование текущего состояния системы отраслевого образования с учетом реальной потребности дорожного хозяйства представила проректор Российского университета транспорта (МИИТ) Татьяна Марканич. Она отметила, что в 2022 году из дорожных колледжей выпустились 3406 студентов, в то время как кадровая потребность составляла 3755. В этом году ожидаемый показатель выпуска – 3749 человек, а реальная потребность отрасли выше. В разрезе высших учебных заведений такую статистику вести проблематично, потому что сложно идентифицировать из общего числа студентов, которых готовят по всем строительным профилям, кто именно обучается по дорожным направлениям. Создание единых образовательных стандартов, подготовка студентов укрупненной группы специальностей «Дорожное хозяйство» и развитие отраслевого учебно–методического центра образования при РУТе (МИИТ) позволят исправить критическую ситуацию.


просмотры:

1609

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться