Как строится скоростная трасса М–12.
На карте России появляются новые скоростные автомобильные дороги, которые преображают территории. Открыты М-11 «Нева» от Москвы до Санкт-Петербурга и Центральная кольцевая автодорога, а сейчас продолжается строительство не менее масштабного объекта – скоростной автомобильной дороги М–12 «Восток» от Москвы до Екатеринбурга (является частью транспортного маршрута «Россия»). Сквозное движение от столицы до Казани планируется запустить в декабре 2023 года, а участок от Москвы до Арзамаса был открыт уже 8 сентября. Именно такие даты называл вице–премьер Марат Хуснуллин Президенту России, который и дал старт движению по новому участку трассы М–12.
Строительство новой скоростной трассы М–12 Москва – Нижний Новгород – Казань осуществляет Государственная компания «Автодор».
Зарождение традиции
Еще три года назад на всей территории прохождения будущей трассы Москва – Нижний Новгород – Казань на участке до Арзамаса шумел лес, а сегодня современная дорога открывает новые перспективы для регионов, расположенных в зоне ее прохождения. Применение современных технологий и стандартов сервиса отражается не только в высоком качестве дорожного полотна, но и в том, как сейчас воспринимается скоростная дорога. Это не столько объект транспортной инфраструктуры, сколько набор сервисов для пользователей, а также инструмент развития регионов, по территории которых она проходит.
Трасса начинается от Московского скоростного диаметра на востоке столицы. Это начало нулевого этапа, протяженность которого составляет 65 км. Участок от ЦКАДа до обхода Орехово–Зуева был досрочно открыт для движения еще год назад. В настоящее время завершаются работы на участке от Северо–Восточной хорды до ЦКАД протяженностью 42 км. Участок идет в обход городов Балашиха, Электросталь, Электроугли, Ногинск. Съезд на действующую сеть автодорог обеспечивает транспортная развязка на пересечении с Носовихинским шоссе. Это единственный шестиполосный участок, на остальном протяжении дороги – по две полосы в каждую сторону. На всем протяжении нулевого этапа установлены шумозащитные экраны с встроенными в них стойками наружного освещения. Ведется монтаж оборудования на антенно–мачтовых сооружениях, так что к моменту пуска на всем протяжении трассы будут налажены устойчивая сотовая связь и освещение.
Строительные работы на нулевом этапе идут с опережением графика на год. «Это стало возможным благодаря тому, что были привлечены дополнительные ресурсы и организован круглосуточный режим работы, – пояснил руководитель проекта нулевого этапа трассы М–12 ГК «Автодор» Сергей Тиняков. – Благодаря опережающему финансированию, которое одобрило Правительство РФ, удалось заранее обеспечить поставку необходимых объемов строительных материалов, мобилизовать трудовые ресурсы и технику». Впрочем, это в полной мере можно сказать обо всех этапах строительства трассы. Интересно, что здесь, на нулевом этапе, пользователей автодороги приветствует стела – название дороги «Восток» с неоновой подсветкой. Установить ее в начале дороги было инициативой госкомпании. Возможно, это станет новой традицией, и все новые скоростные дороги отныне будут иметь собственные символы, как это сейчас делается при въезде в любой регион страны.
Новые сервисы
Следующим по ходу от Москвы идет первый этап трассы М–12. Он пролегает до пересечения с автодорогой М–7 «Волга» и имеет протяженность 80 км, из которых 48 км были досрочно сданы в декабре 2022 года. На оставшихся 32 километрах за это время возведены 17 искусственных сооружений – пешеходные переходы, путепроводы и мосты. Работы здесь также завершены. Сложность заключалась в том, что участок довольно сложный с точки зрения геологии: специалисты выявили так называемые карстовые провалы – пустоты в земле природного происхождения. Для того чтобы они не сказались на качестве магистрали и искусственных сооружений на ней, были запроектированы буро–набивные сваи диаметром 1,5 м и длиной 30 м. Есть и другие особенности. К примеру, для строительства четырехполосного моста через реку Киржач использовалась технология погружения свай, которая предусматривает не забивание, а вдавливание свай в грунт. Объясняется это тем, что рядом проходит магистральный газопровод, из–за чего запрещены сильные вибрации, рассказал руководитель управления строительством АО «Стройтрансгаз» Михаил Алтухов.
На первом этапе (173–й км дороги) расположена первая в России многофункциональная зона (МФЗ) с единым сервисным зданием. Это вообще во многих отношениях уникальный объект. Здесь разделены транспортные потоки для всех видов транспортных средств. Это сделано для повышения безопасности: грузовой и легковой транспорт имеют отдельные заезды и парковки, причем первые пользуются собственными скоростными дизельными колонками. Для автобусов предусмотрена выделенная инфраструктура – отдельный проезд и остановочный комплекс с павильоном, от которого пассажиры по пешеходному переходу попадают в единое сервисное здание. Это еще одно нововведение: на единой площади в 1100 кв. м сосредоточены самые необходимые сервисы в дороге. И это не только фудкорт с горячим питанием, но и магазины, душевые комнаты, прачечные. А также рекреационная зона для детей и беседки на свежем воздухе.
Важно отметить, что на таких МФЗ предусмотрена заправка всеми видами топлива: бензином, дизелем, электричеством. Кроме того, в настоящее время ведутся работы по строительству газовых заправок. Подобный стандарт «Сначала отдохни – потом заправься» станет единым для всех МФЗ на сети автодорог ГК «Автодор», рассказала генеральный директор ООО «Автодор–Девелопмент» Анастасия Козлова. Всего на М–12 запланировано строительство 32 МФЗ (16 «зеркальных» зон), которые будут располагаться через каждые 55–60 км по обе стороны дороги. В настоящее время в разной стадии реализации находятся 27 объектов сервиса – отелей, СТО, заправок и т. д. Кроме этого, Госкомпания предлагает регионам размещать на МФЗ туристические и информационные объекты, которые призваны повысить популярность региональных туристических маршрутов.
Звонкие имена рекордов
«Дерзкий путь наверх сложен, лидерам сегодня трудно. Знаем, победить сможем, если совершим чудо», – пелось в одной советской песне. Подрядчик строительства второго этапа трассы М–12 – ООО «Региональная строительная компания» (входит в группу «Трансстрои?инвест») тоже совершил своеобразное чудо и поставил рекорд: работы были сданы в конце 2022 года – на два года раньше, чем предусматривалось проектной документацией. Второй этап трассы М–12 от пересечения с автодорогои? М–7 «Волга» до пересечения с автодорогои? Владимир – Гусь–Хрустальныи? – Тума (ставшей частью федеральной трассы Р–132 «Золотое кольцо») имеет протяженность 37 км. Он начинается в Собинском районе и идет параллельно южному обходу Владимира в сторону Гусь–Хрустального. В настоящее время он является частью платного дублера южного обхода Владимира. Развязка на М–7 выполнена в форме неполного клеверного листа с путепроводом тоннельного типа, а Р–132 – в виде двух разворотных колец, примыкающих к «Золотому кольцу».
Третий этап также не стал исключением: на конец августа 2023 года все строительные работы были завершены раньше проектных сроков, и Ростехнадзор выдал положительное заключение о соответствии проектной документации, рассказал руководитель проекта компании АО «ВАД» (занимался строительством третьего этапа) Олег Женочин. За два с небольшим года был не только построен участок трассы протяженностью 109 км, но и возведены две развязки, 32 искусственных сооружения (в том числе 10 мостов) и 86 водопропускных труб, установлены более 5 тыс. опор освещения. Кроме того, на третьем этапе располагаются шесть МФЗ, а также два экодука, которые призваны обеспечить безопасный переход диких животных через оживленную магистраль. Особенность этапа в том, что в рамках подготовки к строительству совместно с РАН осуществлялись археологические раскопки, в результате которых ученые обнаружили целый ряд ценных артефактов, которые позднее были переданы в музей.
Нижегородский Сан–Франциско
Четвертый этап М–12 проходит по территории Владимирской и Нижегородской областей от пересечения с автодорогой Муром – М–7 «Волга» до пересечения с федеральной трассой Нижний Новгород – Арзамас – Саранск – Исса – Пенза – Саратов. Особенность в том, что дорога на этом этапе протяженностью 124 км дальше всего уходит от существующей каркасной сети, из–за чего было сложно организовать логистику и выстроить производственный процесс. Тем не менее это один из самых интересных и сложных с технической точки зрения этапов. Объясняется это тем, что в составе проекта возведены 36 искусственных сооружений, в том числе три развязки и уникальный внеклассный вантовый мост через реку Ока – единственный на всей М–12. «Проектировщки и строители выполнили задачу–максимум и построили мост, который вкупе с уже существующим мостом через Оку создал уникальный архитектурный ансамбль. Так что теперь Муром можно сравнить с Сан–Франциско или даже Стамбулом», – прокомментировал результаты работы подрядчиков руководитель проекта М–12 «Восток», 4–й этап, ГК «Автодор» Виталий Шмаров.
Двухпилонный вантовый мост через реку Ока состоит из 17 опор, 16 пролетных строений с русловым пролетом 254 м и имеет 34 пары вант, рассказал заместитель руководителя проекта, руководитель обособленного подразделения «Ока» АО «Бамтоннельстроймост» Даулет Сизо. По его словам, мост является своего рода полигоном для апробации новых технологий. Во–первых, в практике отечественного мостостроения при возведении монолитного пилона русловой опоры на этом мосту впервые была применена технология скользящей опалубки, при которой процессы армирования, бетонирования, ухода за бетоном и перемещения опалубки велись непрерывно. Это позволило вдвое ускорить работы. Во–вторых, вантовая система нового моста под Муромом больше чем наполовину состоит из отечественных компонентов: с учетом технологий, оборудования для монтажа и программных продуктов объем импортозамещения превышает 70%. В–третьих, на этом объекте впервые осуществлена разработка расценок на вантовую систему (до этого все вантовые мосты в России оценивались по применительным расценкам).
Стоит отметить, что в конце августа 2023 года на мосту через Оку были успешно произведены приемочные испытания в русловом и смежных пролетах металлических ферм. В ходе этих мероприятий специалисты установили специальные датчики, которые измеряли напряжение и прогиб конструкций, образующиеся во время испытаний, и которые потом сверялись с расчетными. В качестве нагрузки были использованы 15 груженых самосвалов массой 35 тонн каждый. То есть суммарная нагрузка составляла более 500 тонн, рассказала начальник отдела диагностики искусственных сооружений «Автодор–инжиниринг» Екатерина Мандрабура. В итоге инженеры подтвердили, что мост выдержит все нагрузки и может простоять не менее ста лет. Такие же мероприятия будут производиться на всех мостах М–12 – через реки Сура, Волга, Пьяна, Свияга и др. – эти мероприятия являются неотъемлемой частью ввода в эксплуатацию всех мостовых сооружений.
Новые стандарты качества
Введенные в строй участки от Москвы до Арзамаса имеют общую протяженность 415 км – это половина трассы М–12 Москва – Нижний Новгород – Казань. Ввод в эксплуатацию всей дороги запланирован на декабрь 2023 года. Она, в свою очередь, является частью транспортного маршрута «Россия» от Москвы до Екатеринбурга и далее до Владивостока. Уже сейчас понятно, что будущая автомагистраль «Восток» – это новое слово в отечественной дорожной отрасли. Современные стандарты качества дорожной одежды, инфраструктуры и придорожного сервиса задают тон всем последующим проектам. Скорость, комфорт и безопасность не на словах, а на деле – вот те качества, которые отличают сегодня современные скоростные трассы. Добавим, что проезд по участкам М–12 будет платным, как и на всех скоростных автодорогах, находящихся в доверительном управлении ГК «Автодор». При этом на нее распространяется программа лояльности, которая позволяет экономить до 15% от стоимости проезда при использовании транспондера T–pass.
Людмила ИЗЪЮРОВА, обозреватель «ТР».
Фото ГК «Автодор».
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.