Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Гвардейцы дорожного фронта

Они все чаще слышат в свой адрес добрые слова.

Что бы там ни говорили, а дорожники в моем понимании – люди государственные. Таковыми их считаю потому, что в какой бы организации ни работал тот или иной представитель этой благородной профессии, но миссия, которую они все вместе выполняют, – связать автодорожными коммуникациями огромную территорию России – равноценна служению Отечеству. Плоды труда этих людей с обветренными лицами в пропахших битумом робах в конечном итоге определяют темпы развития национальной экономики, транспортную доступность отдаленных уголков Отчизны, а следовательно, социальное самочувствие наших сограждан. Судя по отзывам последних, общественное мнение в отношении дорожников в последние годы заметно потеплело. Все чаще «гвардейцы дорожного фронта» слышат в свой адрес добрые слова, потому что все больше на карте страны появляется качественных дорог, которые прежде мы видели лишь за рубежом.

В канун профессионального праздника дорожников самое время оценить результаты их деятельности (пусть и предварительные) в нынешнем сезоне, который во многих регионах еще продолжается. Он отмечен примерами успешного ввода дорожных объектов, в том числе крупных, позволяющих разгрузить городские магистрали, обеспечить связанность территорий и развитие экономического потенциала регионов. Среди них – обходы крупных городов, транспортные развязки, искусственные сооружения…

С упором на опорную сеть

Так, в последний день минувшего лета вблизи поселка Высокогорский в Красноярском крае было запущено автомобильное движение по самому северному мосту через реку Енисей. Его строили меньше трех лет и сдали на несколько месяцев раньше, чем предписывал контракт. Работы велись в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». С вводом этого уникального объекта Красноярский край получил новый импульс для развития территории. Теперь сообщение между берегами Енисея в районе Лесосибирска стало всесезонным, без проблем, связанных со становлением ледовой переправы или работой парома. Мост связал центр региона и его северо–восточные районы на малоосвоенном правом берегу великой сибирской реки. Появление стабильной транспортной связи – это и новое качество жизни для 17 населенных пунктов правобережья, где проживают около 100 тысяч человек, и путь к освоению больших природных богатств. Уже сегодня на эту территорию приходится четверть всей золотодобычи России.

В числе знаковых объектов – завершение строительства в начале июня стратегически важной транспортной артерии в Ненецком автономном округе – трассы Нарьян–Мар – Усинск. Введены в эксплуатацию последние участки общей протяженностью 15,2 км. Длина первого – 6,6 км, он включает отремонтированный 200–метровый мостовой переход через реку Шапкину. Протяженность второго отрезка – 8,6 км, на нем построен мост через реку Лаявож. Открытие новой дороги – событие, можно сказать, историческое: она обеспечит постоянное транспортное сообщение с соседними регионами, что создает более комфортные условия для жизни граждан. Трасса даст импульс развитию экономики не только НАО, но и других регионов Крайнего Севера.

Среди ключевых проектов 2023 года – продолжение строительства нового направления трассы А–289 в Краснодарском крае. Запуск движения по дальнему подходу к Крымскому мосту позволит вывести транзитный транспорт с автодороги А–289, проходящей через населенные пункты. Существующий маршрут протяженностью около 152 км – двухполосная дорога с ограничениями скоростного режима, она длиннее строящейся трассы почти на треть. Новый участок А–289 пройдет в стороне от населенных пунктов. Дальний подход к Крымскому мосту будет четырехполосным без светофорного регулирования и с разрешенной скоростью 90 км/час. Дорожные работы ведутся на всем протяжении нового строительства. Трасса пройдет над водными преградами, оврагами и региональными автодорогами, для этого на ней будет построено 49 мостов и путепроводов. Все работы на новом направлении трассы А–289 намечено завершить в 2024 году.

Рекордными темпами

В круглосуточном режиме идет реализация одного из самых масштабных инфраструктурных проектов в России – строительство скоростной трассы М–12 Москва – Казань. Кроме дорожного полотна, подрядчики Госкомпании «Автодор» возводят более 300 искусственных сооружений. Это мосты, транспортные развязки, экопереходы и другие объекты, обеспечивающие комфорт передвижения. Самые масштабные из них – мостовые переходы через реки Ока, Сура и Волга. Уже в этом году планируется запуск движения на всем протяжении М–12 (более 810 км). Добраться из Москвы в Казань можно будет в два раза быстрее. Результатом запуска трассы станет не только комфорт в передвижении граждан, но и развитие туристического потенциала прилегающих территорий. Дорога соединит пять регионов нашей огромной страны.

В середине июня с большим опережением запущено автомобильное движение на обходе города Аксая в Ростовской области и дальнем западном обходе Краснодара. Оба объекта находятся на федеральной трассе М–4 «Дон», которая является основным маршрутом на Черноморское и Азовское побережья и главной артерией выхода в новые субъекты РФ. Основные грузы на новые территории сегодня идут по этой трассе. Досрочное завершение строительства обходов Аксая и Краснодара (на 18 и 6 месяцев соответственно) позволило не только увеличить пропускную способность коридора в Азово–Черноморском направлении, но и снять транзитную нагрузку в густонаселенных городах, повысить транспортную доступность курортов юга России, что особенно важно в период летнего туристического сезона, когда интенсивность движения увеличивается в несколько раз.

В декабре текущего года планируется открыть рабочее движение на участке капитального ремонта трассы Р–132 «Золотое кольцо» с 255–го по 277–й км. Проект реализуется в преддверии 1000–летия города Суздаля. Здесь расширят проезжую часть с двух до четырех полос движения, установят разделительное осевое барьерное ограждение, а на отдельных опасных отрезках – боковое. Весь же 34–километровый участок капремонта (244–277–й км) предполагается закончить в 2024 году, а в 2025–м на нем будет завершено обустройство инфраструктуры.

Этап за этапом

В Волгоградской области продолжается второй этап строительства обхода Волгограда, который соединит два федеральных и одно региональное направление. На этих пересечениях идут активные работы по возведению трех транспортных развязок. Большое внимание уделено строительству других искусственных сооружений, которых в составе объекта 13. Кроме того, продолжается строительство основного хода дороги. Одно из ключевых искусственных сооружений на обходе Волгограда – мост через Волго–Донской канал. В марте текущего года на объекте завершилась надвижка пролетов на правой стороне моста. К надвижке пролетов на левой части сооружения специалисты приступили в августе. Полностью эти работы должны завершиться в конце 2023 года – первом квартале 2024–го. По окончании работ обход Волгограда станет важной составляющей транспортного коридора «Север – Юг» и обеспечит выход к портам Каспийского бассейна.

Масштабный капитальный ремонт в этом году продолжается на трассе Р–23 Санкт–Петербург – Псков – Пустошка – Невель – граница с Белоруссией. Подрядная организация работает с опережением графика, ввести в строй участки на границе субъектов РФ, а также в городе Пустошка Псковской области планируется до конца года. Реконструкция в текущем году идет сразу на шести объектах.

На год раньше срока намечено завершить начатую в 2020 году реконструкцию участка 752–780–й км федеральной автодороги А–360 «Лена» в Алданском районе Якутии. Весь объем работ был разделен на два пусковых комплекса. На первом (762–773–й км) движение открыли досрочно в прошлом году, на втором (752–762–й км) завершено устройство земляного полотна, а также 11 водопропускных труб общей длиной более 370 пог. м. Для повышения уровня безопасности на участке выполнено спрямление трассы. В настоящее время на объекте ведется устройство дорожной одежды. После окончания реконструкции участок будет соответствовать параметрам III категории с асфальтобетонным покрытием. Ранее оно было грунтовым.

Людям важен результат

При реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» особое внимание уделяется маршрутам к детским образовательным и досуговым учреждениям. В этом году планируется отремонтировать 2,3 тыс. км таких дорог. Так, в Мурманской области привели в порядок подъездную дорогу протяженностью 5 км к турбазе Центра детского и юношеского туризма «Парус».

По комфортным и безопасным дорогам теперь можно добраться в пришкольные и оздоровительные лагеря, а также другие детские учреждения и в Калужской области. В Ферзиковском районе, к примеру, произвели ремонт участка дороги Ферзиково – Сугоново, которая ведет к Центру детского творчества. Аналогичные работы прошли в Малоярославце. Здесь привели к нормативу дорожное покрытие на маршруте к школе искусств по улице Парижской Коммуны. В Екатеринбурге привели к нормативам дорогу по улице Старых Большевиков. Работы прошли на участке от Краснофлотцев до проспекта Космонавтов. Здесь располагается Центр культуры «Эльмаш» имени Ю.П. Глазкова, на базе которого работают различные кружки и секции.

В Омской области привели в нормативное состояние 8 улиц в городской агломерации и 6 региональных трасс, ведущих к детским досуговым учреждениям. Общая протяженность объектов, на которых развернулись работы, составляет почти 60 км.

Кроме того, в этом году продолжается приведение в нормативное состояние участков улично–дорожной сети и региональных трасс, ведущих к лечебно–профилактическим учреждениям. До конца года их общая протяженность составит 235 км. Так, в Ульяновской области отремонтирована подъездная дорога к санаторию имени Ленина от трассы «Казань – Буинск – Ульяновск» – Ишеевка – Ундоры – граница области. Добраться в лечебно–профилактические учреждения по комфортным и безопасным дорогам можно и в Саратовской области. В этом году здесь привели к нормативу маршруты сразу к нескольким санаториям. В частности, в Ершовском районе завершился капремонт трехкилометрового подъезда к селу Дмитриевка от трассы Ершов – Чапаевка. Это путь к известному санаторию–курорту имени Чапаева. А в Вольском районе приступили к ремонту дороги протяженностью 19 км, соединяющей подъезд к селу Терса и микрорайон Привольский. Это маршрут к санаторию «Волжские зори». Дорогу к здравнице в этом году приведут к нормативу и в Курганской области. Речь о подъезде к санаторию «Сосновая Роща» в Звериноголовском округе. Протяженность ремонтируемого участка – 3 км.

Коридорам – повышенное внимание

Многие дорожные проекты нынешнего дорожно–строительного сезона связаны с транспортным маршрутом «Россия» от Санкт–Петербурга до Владивостока и международным транспортным коридором «Север – Юг». Частью маршрута «Россия» станет трасса Р–242 Пермь – Екатеринбург. В текущем дорожном сезоне там начался капитальный ремонт 8 путепроводов и 6 мостов. Проектом предусмотрено расширение их проезжей части до 4 полос и увеличение грузоподъемности сооружений до современных нормативных нагрузок. Специалисты ведут капремонт на мостах через реки Ут, Бисерть, Арийка, Тюш, Пут и Чусовая, а также на путепроводах в составе транспортных развязок и проходящих через железнодорожные пути.

В мае на строительстве участка трассы М–7 «Волга» в обход Нижнекамска и Набережных Челнов специалисты приступили к укладке асфальтобетонного покрытия. Всего в текущем году на обходе намечено уложить два слоя асфальтобетона на 58 км автодороги, для этого потребуется около 500 тыс. тонн асфальтобетонной смеси. В конце этого года 70% протяженности обхода будет иметь асфальтобетонное покрытие. К началу лета завершено устройство монолитной плиты пролетного строения на мостовых сооружениях обхода. В конце августа дорожники приступили там к укладке покрытия из асфальтобетона. Всего на участке протяженностью 23,7 км предусмотрено строительство восьми мостов разной длины от 48 до 308 м и двух путепроводов.

В Челябинской области продолжается реконструкция участка автодороги М–5 «Урал» (1564–1609–й км). Работы на крупном объекте выполняются в три этапа. В рамках первого протяженностью 14 км работы близки к завершению, в том числе на четырех мостах через реки Атя и Ук. Помимо этого, активными темпами идут работы на втором и третьем этапах реконструкции. Здесь специалисты строят 19 км новой автодороги в обход города Сим, а также две эстакады и двухуровневую транспортную развязку. В рамках третьего этапа реконструкции к 2024 году планируется ввод в эксплуатацию еще трех новых эстакад и транспортной развязки в разных уровнях.

Другие крупные проекты дорожного сезона связаны с МТК «Север – Юг». Так, в ближайшие два года в Астраханской области дорожники капитально отремонтируют, расширив до четырех полос, три отрезка трассы Р–22 «Каспий» общей протяженностью 17 км. Причем участки с 1340–го по 1348–й км и с 1101–го по 1103–й км будут сданы уже в этом году. До конца 2023–го федеральные дорожники также завершат ремонтные работы на двух искусственных сооружениях на трассе Р–215 Астрахань – Махачкала: путепровода через подъездную дорогу к станции Трусово на 15–м км и капитальный ремонт моста через реку Бертюль на 33–м км. Капремонт еще одного моста – через реку Хурдун – будет завершен в следующем году.

Также в этом году завершится капремонт участка с 824–го по 838–й км трассы Р–22 «Каспий» в Волгоградской области, 10 км которого расширены до четырех полос и уже эксплуатируются. Аналогичные работы ведутся и на участке Р–22 с 652–го по 663–й км возле поселка Новониколаевский. Продолжается расширение трассы Р–228 Сызрань – Саратов – Волгоград, начатое в прошлом году. Идет ремонт участков автодороги Р–229 Самара – Пугачев – Энгельс – Волгоград (633–652–й км и 730–750–й км).

На полгода раньше срока завершили капитальный ремонт загруженного участка (776–786–й км) федеральной дороги Р–217 «Кавказ» в Дагестане. Скорость выполнения работ не повлияла на их качество.

Проекты, связанные с МТК «Север – Юг», обеспечат необходимой транспортной инфраструктурой растущий грузооборот с Востоком, в том числе с выходом на Индию через Иран. Для этого активно ведутся работы по строительству обходов Астрахани, Хасавюрта, Дербента, Махачкалы. Важно отметить, что строящиеся и модернизируемые объекты позволят не только улучшить логистику грузоперевозок, нарастить объемы внешней торговли, но и повысить связанность территорий России, обеспечить их транспортную доступность, создать новые производства, а следовательно, рабочие места.

Нарастили дорожную сеть

Важная веха этого сезона – завершение масштабной межведомственной работы по интеграции дорожной сети новых субъектов РФ в сеть федеральных автодорог страны. В настоящее время Росавтодором проводится диагностика переданных в его ведение трасс. После определения уровня их транспортно–эксплуатационного состояния и в соответствии с ним будет проводиться комплекс необходимых мероприятий по ремонту, содержанию и обустройству дорог. Напомним: перечень федеральных автодорог страны дополнился трассами Р–150 Белгород – Старобельск – Луганск – Донецк – Мариуполь и А–258 автодорога М–4 «Дон» – Кантемировка – Луганск. Последняя соединит одну из ключевых транспортных артерий нашей страны – трассу М–4 «Дон» – с Луганском от Богучара через Кантемировку, Просяное и Беловодск.

Кроме того, действующая федеральная трасса А–260 Волгоград – Каменск–Шахтинский – граница с ЛНР будет продлена до Луганска и получит новое наименование – Р–260 Волгоград – Каменск–Шахтинский – Луганск. Данная трасса играет важнейшую логистическую роль – по ней доставляются основные грузы.

Аналогичная ситуация с федеральной автодорогой А–280 Ростов–на–Дону – Таганрог – граница с ДНР, которая пройдет до Симферополя и отныне называется Р–280 «Новороссия» Ростов–на–Дону – Мариуполь – Мелитополь – Симферополь. Она соединяет Запорожскую и Херсонскую области. В пределах Запорожья ее протяженность составляет 231 км.

Эти дороги проходят по ключевым логистическим маршрутам. Они обеспечивают связанность новых регионов со всей Россией и соединяют аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные узлы, автомобильные пункты пропуска, ключевые социальные и культурные учреждения. Модернизация этих трасс даст новый импульс экономическому развитию ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

В настоящее время Росавтодор продолжает комплексную работу по приведению в нормативное состояние федеральных трасс ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Уже заключены государственные контракты на выполнение работ по содержанию федеральных автодорог, все необходимое финансирование доведено до подведомственных казенных учреждений. Для того чтобы дать исчерпывающую оценку состояния этих трасс, специалисты проводят диагностику сети, во время которой выявляются все недостатки их транспортно–эксплуатационного состояния. На основании полученных данных будут определены участки для проведения первостепенных работ.

Рискуя жизнью

Важнейшим приоритетом дорожников стало восстановление пострадавшей в результате боевых действий транспортной инфраструктуры в присоединенных к РФ регионах. Одной из первых по поручению руководства страны приступила к этим работам в новых субъектах РФ Госкомпания «Автодор» вместе с подрядчиками. По итогам 2022–2023 годов ими будет отремонтировано 1300 км автодорог. Всего в прошлом году в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях специалистами дорожной отрасли было отремонтировано и построено более 570 км дорог, восстановлено 16 мостов. В текущем году эта работа продолжается. Каждый день, рискуя жизнью, дорожники из разных регионов страны самоотверженно трудятся, чтобы вернуть к жизни разрушенную в результате боевых действий социальную и транспортную инфраструктуру.

В числе таких объектов – капитальный ремонт трассы Амвросиевка – Тельманово – Мариуполь, где в середине августа завершились работы по устройству асфальтобетонного покрытия. Дорога позволяет сократить путь из Мариуполя в Ростовскую область с дальнейшим выходом на трассу М–4 «Дон» и разгрузить существующий сухопутный коридор в Крым по трассе «Новороссия». К моменту начала работ в феврале этого года дорога была в плохом состоянии: сказывались многолетний недоремонт, недофинансирование. Помимо этого, трудности создавала необходимость разминирования участков. 120–километровая трасса, идущая вдоль азовского побережья, была разделена на три этапа. Капремонт потребовал замену искусственных сооружений. Работы по укладке асфальта велись круглосуточно.

Другой объект – капитальный ремонт автодороги Старобельск – Луганск – Красный Луч – Макеевка – Донецк. Участок трассы протяженностью 65 км в ДНР от Донецка до населенного пункта Снежное готов более чем наполовину, уже уложено около 85% асфальтобетона. На территории ЛНР дорожники восстанавливают 53 км трассы. Автодорога разделена на два крупных участка – от населенного пункта Счастье до Луганска и от Луганска до границы с Антрацитовским районом. Готовность объекта – около 80%. Капитальный ремонт еще одного участка трассы от начала Антрацитовского района до границы с ДНР запланирован на 2024 год.

А еще в начале августа дорожники завершили ремонт автодороги между Мелитополем и Бердянском. На 79 км трассы, проходящей по территории Запорожской области, уложено 264 тыс. тонн асфальтобетона. На двухполосной дороге, являющейся частью 359–километрового маршрута из Ростовской области в Крым, отремонтированы остановки, установлено свыше 800 дорожных знаков и нанесена разметка термопластиком. Ранее специалисты капитально отремонтировали 17–километровый обход Мелитополя.

В новых субъектах РФ дорожники восстанавливают не только дороги, но и памятники. Они привели в порядок мемориалы вдоль дорог, посвященные погибшим в Великой Отечественной войне. Так, в братской могиле в Тельмановском районе ДНР похоронены 27 воинов, защищавших родное село от немецко–фашистских захватчиков. На мемориальной доске значатся имена и даты жизни солдат.

Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР».

На снимке: строительные работы на трассе М–12.

Фото ГК «Автодор».


просмотры:

1492

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться