Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Окольцованные мегаполисы

 Обходные дороги замыкаются в кольца вокруг городов.

Публикации о строительстве автодорог в обход российских городов на страницах нашей газеты появляются часто. Оно и понятно: работа дорожных организаций в этом направлении ведется в последние годы довольно активно. В рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) планируется построить автодороги в обход 18 крупных российских городов. Создание обходов населенных пунктов – один из способов решить проблему инфраструктурных ограничений, сдерживающих рост российской экономики. И вполне закономерно, что с развитием транспортной сети агломераций некоторые обходные дороги, чтобы максимально снизить нагрузку транзитного транспортного потока на центр города, замыкаются в кольца вокруг мегаполисов. О таких кольцевых автомагистралях, их строительстве и пойдет сегодня речь.
Поскольку о кольцевых автодорогах Москвы мы писали не раз, останавливаться на них не будем.

Разгрузили подъезды к городу

Дорожное кольцо вокруг Екатеринбурга сомкнулось в 2022 году, когда был запущен последний шестиполосный участок ЕКАД длиной 11 км – от Полевского до Челябинского тракта. 33 года потребовалось дорожным строителям, чтобы завершить масштабный проект по разгрузке подъездов к областному центру за счет кольцевой автодороги. Этого события без преувеличения ждал весь Екатеринбург. Автомобилисты получили альтернативные маршруты движения, а мегаполис освободился от транзитных фур. Только вот работы на ЕКАД продолжаются, и планы по развитию и улучшению этой трассы у дорожников действительно грандиозные.
Нулевой километр ЕКАД находится на пересечении с Челябинским трактом. Именно там в 1989 году стартовало строительство кольцевой автодороги. Охватывать активно растущий город в кольцо начали против часовой стрелки. До Пермского тракта добрались к 2011 году, и Екатеринбург получил свое северное полукольцо. Правда, это была дорога второй категории – двухполосная. Те, кто проектировал магистраль в 1987 году, и представить не могли, что спустя несколько десятков лет количество автомобилей вырастет в разы.
Увеличилась интенсивность движения, изменились ГОСТы, требования к дорожному покрытию и технологии, поэтому южное полукольцо отстраивали в три этапа уже по–новому, объяснил и.о. начальника управления автомобильных дорог Свердловской области Владимир Оглоблин. Первый пусковой комплекс – четырехполосный с разделительной полосой посередине, а следующие – уже шестиполосные. Более 30 лет строили 90 с лишним километров ЕКАД, и ее заключительный отрезок продемонстрировал то, как должна выглядеть современная автодорога.
Когда кольцо сомкнулось, вздохнули свободно и жители Екатеринбурга, и дальнобойщики: теперь весь огромный транзитный транспортный поток с запада на восток, со стороны Москвы и Казани, смог огибать Екатеринбург по южной стороне, минуя город. Горожане перестали стоять в пробках на объездной и смогли быстрее передвигаться по городу и выезжать за его пределы.
Кольцевая обеспечила удобный транспортный коридор, соединив Екатеринбург с четырьмя федеральными трассами – на Пермь, на Тюмень, на Челябинск и на Курган. Кроме того, ЕКАД имеет большое значение и для региональных трасс. С кольца можно повернуть на дороги в сторону Серова, Режа, Алапаевска, Полевского и на другие областные трассы.
Работы на ЕКАД продолжаются. Горожане получили новую удобную развязку на пересечении ЕКАД с Челябинским трактом. Кроме того, завершается реконструкция участка от челябинской трассы до Тюменского тракта в районе поселков Большой Исток и Семь Ключей. Кстати, это тот самый отрезок, с которого в 1989 году начиналась кольцевая автодорога.
В планах на ближайшие десять лет – подтянуть до современных требований к автодорогам первой категории северное полукольцо. Там пока довольно низкий скоростной режим – 60 км/ч и даже меньше. Потому что поток очень большой, двухполосная дорога не справляется. Дорожные строители уже заключили госконтракт на реконструкцию первого участка северного полукольца – с 10–го по 24–й километр ЕКАД. Этот проект сложно назвать реконструкцией, ведь дорожникам предстоит расширить дорогу, которой больше 20 лет, с двух полос до шести. В течение пяти лет работы должны быть завершены, дальше подрядчики будут заниматься участком дороги до Серовского тракта, а затем на очереди замыкающий отрезок до Пермского тракта.
Таким образом, в ближайшие 10 лет ЕКАД снова заметно преобразится и будет полностью переведена в первую категорию. А это означает разделение автомобильных потоков, освещение, новые развязки и съезды, которые сделают жизнь автомобилистов в городе–миллионнике более комфортной.

Чтобы фуры в пробках не стояли

Продолжением дороги в объезд Саратова должен стать его южный обход. Его строительство замкнет кольцо вокруг одноименной агломерации. Проект предусматривает строительство трассы А–298 (автодорога Р–208 «Тамбов – Пенза» – Саратов – Пристанное – Ершов – Озинки – граница с Казахстаном) с возведением мостового перехода через Волгу.
В 2023 году на объекте были проведены инженерные изыскания и работы по проектированию оси автодороги на всей протяженности. Продолжалось проектирование 12 путепроводов, четырех транспортных развязок и моста через Волгу. Также велись работы по согласованиям на переустройство инженерных коммуникаций. Протяженность южного обхода составит 46,3 км. Проект будет выполнен в два этапа. Он включает строительство мостового перехода через Волгу длиной 15,5 км и четырехполосной дороги протяженностью 30,8 км. Федеральные средства на строительство обхода предусмотрены пятилетним планом дорожной деятельности в полном объеме, однако для ускоренного темпа работ будет проработан механизм опережающего финансирования.
Напомним, что в этом субъекте РФ завершаются работы на северном обходе Саратова. Этот участок позволит соединить федеральные автодороги Р–22 «Каспий», Р–228 Камышин – Волгоград с трассой А–298 Энгельс – Ершов – Озинки, которая является частью международного азиатского маршрута АН61 и выходит на границу с Казахстаном.
Южный автотранспортный обход замкнет Саратовскую кольцевую автодорогу. Новая трасса должна пересечь Волгу на значительном отдалении от центра Саратова, неподалеку от нового Парка покорителей космоса имени Юрия Гагарина, разбитого на месте приземления первого космонавта Земли. Русло здесь широкое, однако строительство моста могут облегчить речные острова. Мостовой переход через Волгу станет третьим автомобильным в районе Саратова и Энгельса.
СКАД объединит Саратов, Энгельс и ряд небольших населенных пунктов. По диаметру автодорога сопоставима с Московской кольцевой. Основа трафика – транзитные большегрузы, в том числе следующие по международному маршруту из Казахстана через АПП «Озинки». Для объезда Саратовской агломерации из Казахстана в сторону Тамбова и дальше Москвы более удобен южный обход, который фактически станет прямой дорогой. Сейчас же пользуются тем, что есть, объезжая через север. Приходится делать внушительный крюк. При этом караваны фур временами образуют пробки. Кроме того, южный обход может оказаться более удобным для въезда в Саратов из левобережных районов области. В целом это может положительно сказаться на трафике в центре агломерации.
В перспективе эксперты прогнозируют рост транзитного трафика, следующего по южному обходу Саратова и новой федеральной автодороге А–298 в сторону Казахстана через АПП «Озинки». Через этот регион мог пройти маршрут транспортного коридора «Европа – Западный Китай», но в итоге выбор пал на Оренбургскую область. При этом направление через Саратов также решено было развивать как альтернативное или вспомогательное. А вблизи Саратова путь большегрузов также пересекает МТК «Север – Юг». У этой логистической особенности есть неплохой потенциал.

Отводят транзитные потоки

Грандиозное по масштабам сооружение – Кольцевая автодорога Санкт–Петербурга. Ее протяженность составляет 117 км, а с учетом той ее части, которая проходит по защитной дамбе города на Неве, автомагистраль имеет длину 142 км. Отсутствие светофоров и высокая скорость движения по КАД позволяют добраться из одного района Северной столицы в другой быстрее, несмотря на увеличение расстояния. Строительство кольцевой автодороги велось поэтапно, и каждый введенный участок отводил от города огромные транзитные потоки и разгружал внутригородские дороги, которые с каждым годом все больше страдали от транспортных заторов.
Одним из наиболее сложных участков КАД стало сооружение Большого Обуховского вантового моста через реку Неву длиной 994 м, в его проектировании принимали участие 16 проектных организаций. Первая очередь, ввод которой состоялся в декабре 2004 года, предусматривала сооружение левой (низовой) половины моста под 4 полосы движения, а также эстакадных участков на левом и правом берегах. Вторая очередь была сдана в октябре 2007 года, когда соорудили правую (верховую) половину моста под 4 полосы движения и эстакадные участки на обоих берегах.
В августе 2011 года состоялся ввод в эксплуатацию самого сложного участка путепровода, соединившего два берега Невской губы в районе поселков Бронка и Горская. Сдача участка дороги по подводному тоннелю от Бронки до Кронштадта стала возможной с завершением строительства комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнения. Длина этого участка составляет 25 км, длина подземной части – 2 км. Таким образом, КАД соединила южную и северную части города.
В 90–е годы прошлого века, когда шло проектирование КАД Санкт–Петербурга, мало кто предвидел, что через 20 лет на дорогах города и области будет такое большое количество автомобилей. Теперь же ясно, что без строительства кольцевой в городе возник бы коллапс. Но уже в настоящее время на отдельных участках КАД фактическая интенсивность движения превысила планируемую. На южных участках магистрали, а также в районе Мурманского шоссе проезжает до 200 тыс. автомобилей в сутки! Специалисты считают, что строительство второй кольцевой автодороги в Санкт–Петербурге неизбежно.
Концепция проекта строительства КАД–2 вокруг города на Неве (в документах она фигурирует как дальний транспортный обход Петербурга) появилась еще в середине двухтысячных годов. Изначально новую трассу хотели прокладывать по бывшей «бетонке» – так называли дорогу на юге города, построенную для военных нужд. Но потом от этих планов городские власти отказались.
КАД–2 планируется построить, соединив южное и северное полукольца города. Но несмотря на то, что технико–экономическое обоснование проекта полностью готово, сроки начала его реализации пока не определены. Трассировка будущей автомагистрали примерно такая. Трасса пройдет от Дороги жизни во Всеволожском районе через поселок имени Свердлова до деревни Маслово на берегу Невы. Там построят мост, который соединит деревню с Отрадным. Дальше маршрут повернет в сторону Московского шоссе. После присоединения этой магистрали к КАД–2 большая часть транзитного потока сможет успешно объезжать город на дальних подступах. Для фур, идущих из Москвы в порт Выборга, будет удобнее повернуть направо и выехать на КАД–2, чем стоять в пробках на старой кольцевой. А южный участок новой дороги до Нарвского шоссе и северный до ЖК «Новая Скандинавия» построят уже на следующих этапах. КАД–2 будет не совсем кольцевой. Строить еще одну дамбу через Финский залив, а уж тем более тоннель не имеет смысла, да и слишком дорого. Поэтому правильно называть КАД–2 дуговой автодорогой. Но в любом случае, считает эксперт Владимир Валдин, новая трасса перехватит часть транзита из Карелии и Мурманской области и поспособствует разгрузке части городских дорог.

Альтернативный маршрут к порту

Но обратим свои взоры на Дальний Восток, роль которого в транспортировке и перевалке грузов в последнее время значительно возросла. По мнению экспертов, пробки на автодорогах стали визитной карточкой Владивостока, пропускная способность улиц почти исчерпана, средняя скорость движения в центре города составляет от 5 до 20 км/ч. Одной из причин называют высочайшую автомобилизацию и неразвитость дорожной сети. В настоящее время в столице Приморья на 1000 жителей приходится 511 автомобилей. И это только по «легковому» сегменту.
Авторы программы развития транспортного комплекса Владивостока до 2036 года, принятой в 2021 году, просчитали несколько сценариев его развития. Так вот, первый вариант включает крупные автодорожные проекты, в том числе строительство кольцевой автодороги (ВКАД). Согласно проекту движение грузового транспорта в центре города должно быть ограничено, а ВКАД послужит альтернативным маршрутом к морскому порту.
Недавно министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края предложило жителям дальневосточной столицы рассмотреть архитектурно–художественную концепцию второго этапа капитального строительства ВКАД, согласно которому дорога пройдет вдоль Амурского залива до района Седанки. Первую часть с мостом на остров Елены выставляли на всеобщее обсуждение еще в 2020 году.
Трассировка ВКАД разрабатывалась с учетом пожеланий местных жителей о беспрепятственном доступе горожан к морю. Поэтому, чтобы не перекрывать путь к береговой линии, проект строительства кольцевой предусматривает возведение эстакад и путепроводов. Он предполагает создание системы взаимосвязанных открытых общественных пространств (парки, скверы, пляжи) и развитой транспортно–пешеходной инфраструктуры (надземные пешеходные переходы, велодорожки, автомобильные проезды и парковки). В плане строительство объектов торговли и общественного питания, возведение новых жилых комплексов на прибрежных зонах и отсыпаемых территориях, которые нужно будет обеспечить социальной и транспортной инфраструктурой.
Второй этап ВКАД концептуально разбит на пять участков общей протяженностью 18 км. Четырехполосная дорога предусматривает асфальтобетонное покрытие, средняя скорость движения – 80 км/ч. Концепцией определено, на каких участках, по мнению разработчиков, следует прокладывать тоннели, возводить эстакады, а также устраивать примыкания ВКАД к перспективным развязкам в существующей транспортной сети города.
Начинается второй этап от улицы Казанской, где намечено построить въезд в подводный тоннель. Он пройдет по дну прибрежной полосы Амурского залива, напротив бухты Федорова и Спортивной гавани. Такой вариант прохождения дороги наиболее приемлем, так как движение транспорта будет осуществляться непрерывно, при этом не пострадают прибрежные зоны. Переход тоннеля в сухопутную часть планируется у мыса Боброва, а выезд – в районе улицы Авроровской. Оттуда маршрут ВКАД поведет к улице Иманской, где запланирована эстакадная развязка – два съезда на улицу Комсомольскую и на проспект Красного Знамени. Далее участок ВКАД будет полностью исполнен в виде путепровода до центра современного искусства «Заря» с развязкой в районе автовокзала. От «Зари» в сторону Седанки планируется возведение протяженных насыпных участков, в том числе по улице Пальчевского, где располагается Институт биологии моря. Крупная развязка планируется на улице Шишкина с выездом на федеральную трассу. Завершится ВКАД еще одной развязкой с выездом к низководному мосту.
Кольцевая дорога позволит разгрузить дорожную сеть Владивостока, значительно уменьшить пробки в центре города, оптимально развести транспортные потоки, перенаправить грузы из порта в объезд, дать новое развитие острову Русский. Инициаторы проекта рассматривают ВКАД как важный элемент транспортного каркаса Владивостокской агломерации и системы международных транспортных коридоров в регионе. Предполагается, что проезд по ВКАД будет платным – датчики будут фиксировать проезжающих по системе free flow.

По кольцевой – быстрее

В сентябре прошлого года – с открытия автомобильного движения по северному обходу Калуги – завершилось создание еще одной кольцевой автодороги. Участок Анненки – Жерело протяженностью в два десятка километров начали строить в 2019 году. Специалисты возвели четыре разноуровневые транспортные развязки, три моста и семь путепроводов. Вместе с южным обходом Калуги автодорога образовала транспортное кольцо вокруг областного центра протяженностью свыше 84 км. Четырехполосная трасса приняла на себя значительную часть транзитного потока, затруднявшего проезд по улицам Калуги. Из–за этого скорость движения в городе была невысокой. Теперь же расстояние, на преодоление которого раньше уходило полтора часа, можно проехать за 30 минут. Расчетная скорость на кольцевой – 120 км/ч. ККАД обеспечила связь промышленных и жилых зон городских окраин, а также пригородов и центра города.
Премьер–министр РФ Михаил Мишустин назвал Калужскую кольцевую дорогу одним из успешных проектов дорожной отрасли. Благодаря открытию ККАД более короткими стали переезды между тремя федеральными трассами. Из города вывели часть транзитного транспорта, в том числе ограничили движение большегрузов.
Реализация проекта обеспечила поперечный транзитный коридор между федеральными трассами М–3 «Украина», Москва – Калуга – Брянск – граница с Украиной, Р–132 Калуга – Тула – Михайлов – Рязань, Р–92 Калуга – Перемышль – Белев – Орел с дальнейшим выходом на панъевропейские транспортные коридоры № 2 и № 9 и международный транспортный маршрут «Европа – Западный Китай». Другими словами, кольцо вокруг Калуги стало трассой общеевразийского значения.
А вот власти Томской области активно продвигают строительство Малого транспортного кольца. Так назвали новую объездную дорогу, которая строится на юге Томска. Она соединит город с крупными жилмассивами «Южные ворота–1» и «Южные ворота–2» и обеспечит выход на автодорогу Томск – Мариинск в обход загруженной городской сети. Проект планируется реализовать до 2026 года. Транспортное кольцо Томска будет представлять собой четырехполосную дорогу. На новой магистрали планируется запустить движение маршрутов общественного транспорта.
Начальник регионального департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Юрий Баев отметил, что реализация проекта строительства Малого транспортного кольца обусловлена развитием Томска и его пригорода, планами по строительству жилья. Проект, предусмотренный генпланом Томска, важен для развития Томской агломерации. Протяженность МТК – 15 км. В 2022 году начался первый этап работ. В 2023–м произведен вынос коммуникаций, велась подготовка дорожного основания. В дальнейшем Малое кольцо обеспечит доступность студенческого городка, кампуса, который планируется построить в Томске. В этой же стороне находится южная площадка особой экономической зоны. Также появляется возможность прямого выхода на автодорогу Томск – аэропорт, рассказал Юрий Баев.

На снимках: схема ВКАД; строительство ЕКАД.


просмотры:

1315

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться