Об эффектах, которые дают регионам скоростные дороги.
Строительство современных трасс дает пользователям не только новые возможности добраться из точки А в точку Б, но и многие другие эффекты для прилегающих территорий, которые принято называть мультипликативными. Это еще раз подтвердили участники дискуссии за «круглым столом» Госкомпании «Автодор» «Создание современных скоростных дорог: М–12 «Восток» – дорога возможностей» на XVII Международном форуме и выставке «Транспорт России». И такие преимущества для регионов уже после введения первых участков автомагистрали М–12 «Восток» появились. К примеру, во Владимире резко вырос объем жилищного строительства, поскольку люди быстро смекнули, что смогут доехать из города в столицу за полтора часа, а это открывает новые возможности. Но скорость передвижения, разумеется, не единственный выигрыш для тех территорий, через которые пролегает трасса М–12. О явных и скрытых мультипликативных эффектах говорили представители органов власти, крупнейших банков, экспертного и бизнес–сообщества.
Говоря о стратегии развития дорожной отрасли, директор Департамента строительства Правительства РФ Максим Степанов выделил несколько приоритетов. Первый заключается в развитии улично–дорожной сети городов, доведении ее до нормативных требований. Это, кстати, отражено в нацпроекте «Безопасные качественные дороги», согласно которому доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативным требованиям, должна составлять не менее 85% уже в следующем году. Другое перспективное направление – строительство обходов городов, прежде всего с численностью населения до 250 тыс. человек (их в стране около 78), отметил Максим Степанов.
Еще один приоритет – ликвидация узких мест на трассах путем возведения транспортных развязок, расширения дорог с двух до четырех полос; последовательная работа по приведению сети к нормативному состоянию. Пятилетний план дорожной деятельности предусматривает прирост около 30 тыс. км построенных, реконструированных и отремонтированных дорог ежегодно. И, наконец, один из ключевых приоритетов пятилетки – строительство скоростных автодорог, таких как М–12. Задача перед дорожниками стоит амбициозная: к 2030 году увеличить протяженность платных трасс с 2,8 тыс. до 7 тыс. км. Это даст колоссальный социально–экономический эффект.
Председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко подчеркнул, что М–12 «Восток» – это не просто скоростной маршрут. Эффекты от функционирования трассы от Москвы до Казани очень скоро ощутят не только пять регионов, через которые она проходит. М–12 даст возможность развиваться территориям вокруг, укреплять межрегиональные связи. Оказывается, даже жители Ульяновска, находящегося в 170 км от Казани, уже оценивают перспективные преимущества, которые они могут получить от не такого уж близкого соседства со скоростной магистралью. Если доехать от Ульяновска до трассы М–12, то расстояние до Москвы сокращается на 4,5 часа. А это значит, что новая дорога даст возможность развивать города не только в 10–15 км от нее, но и те, которые находятся в сотне–другой километров от скоростного маршрута.
«Мы не ждем завершения работ на всей дороге, а открываем участки поэтапно, потому что понимаем, насколько каждый из них востребован. Это мощный импульс для развития экономического потенциала, запуска новых инфраструктурных проектов, повышения туристической привлекательности регионов – даже тех, что находятся на удалении от дороги», – отметил Вячеслав Петушенко.
Более 90 км трассы М–12 пройдет по южной части Пермского края, что дает основание губернатору этого субъекта РФ Дмитрию Махонину говорить о росте темпов развития южной части территории. На это будет работать не только увеличившаяся скорость доставки грузов и пассажиров до Екатеринбурга, Казани, Москвы и других городов, но и дополнительные инвестиции в дорожное хозяйство региона, что позволит развивать рынок полезных ископаемых, укреплять экономику строительно–дорожных компаний и в целом малого бизнеса, который благодаря строительству М–12 получает возможность для развития. Все это обеспечит создание новых рабочих мест, увеличит приток налоговых поступлений в краевой бюджет. Но не только эти преимущества отмечает Дмитрий Махонин. Важнейший эффект от М–12 для Пермского края – перераспределение транспортных потоков, повышение безопасности дорожного движения, сокращение ДТП, считает он. Благодаря этому сохранятся жизни и здоровье граждан.
Благодаря улучшению транспортной доступности территорий, прилегающих к трассе М–12, Минстрой России прогнозирует там в перспективе значительный рост жилищного строительства, отмечает директор Департамента комплексного развития территорий Минстроя России Мария Синичич. До конца 2030 года с каждым из пяти субъектов РФ заключены градостроительные меморандумы, и только объем строительства жилья оценивается в 150 млн кв. метров. С продолжением трассы М–12 до Тюмени эффекты развития территорий возрастут кратно. Причем эксперты Минстроя прогнозируют развитие экономики не только агломераций и крупных городов, но и небольших населенных пунктов.
Когда речь идет о реализации мегапроектов, специалистов в первую очередь интересует вопрос финансирования. По мнению старшего управляющего директора департамента кредитования ключевых клиентов ПАО «Сбербанк» Константина Песоцкого, в нынешних условиях высокой ключевой ставки Центробанка важно, чтобы при реализации таких проектов государство поддержало привлечение средств из внебюджетных источников. Одно из основных направлений господдержки – субсидирование процентных ставок. Если ключевая ставка составляет 15%, а доходность по облигациям федерального займа – примерно 12%, то, конечно, сложно говорить о дорожных проектах, которые за счет сбора платы за проезд могут выдержать ставки в 16–17%. Поэтому требуются меры господдержки в виде программ субсидирования. «Мы с нетерпением ждем выхода программы субсидирования ставок для проектов автодорожной инфраструктуры и готовы в ней активно участвовать», – говорит Константин Песоцкий.
Тему финансирования продолжил директор подразделения «Инфраструктурные облигации» АО «ДОМ.РФ» Александр Аксаков. По его мнению, в настоящее время в стране есть довольно большой объем ликвидности – свободных денежных средств, которые могли бы быть направлены на реализацию крупных транспортных проектов. Однако надо учесть, что даже в стабильные времена инфраструктурные проекты имели очень длинный срок окупаемости. А включаться в такие проекты в период турбулентности инвесторам очень сложно. Ключевой вопрос тут – стоимость финансирования.
Одним из механизмов, позволяющих привлечь внебюджетные источники финансирования и при этом дать инвесторам какую–то уверенность в завтрашнем дне, являются инфраструктурные облигации. Этот инструмент позволяет стимулировать как жилищное строительство, так и развитие транспортной и дорожной инфраструктуры. Инвесторы покупают ценные бумаги, Минфин России субсидирует процентную ставку для финального заемщика. Ставка фиксируется на финальный срок проекта. Александр Аксаков выразил надежду, что программа субсидирования процентных ставок по транспортным проектам (о которой говорил Константин Песоцкий) в ближайшее время будет утверждена. АО «ДОМ.РФ» тоже готово в ней активно участвовать.
Кстати, о бизнесе. Он также активно просчитывает свою долю возможностей, которые открываются с пуском М–12 от Москвы до Казани. Это подтверждает и участие в дискуссии заместителя управляющего директора компании «Озон» Владимира Гончаревича. Рынок электронной коммерции в последние годы развивается стремительно. География выполнения заказов – от Калининграда до Владивостока и стран СНГ. Конкуренция на площадках маркетплейсов идет не только по цене, но и по скорости доставки товаров, заказываемых через Интернет. Выигрывает та компания, у которой более совершенная логистическая и транспортная инфраструктура. К примеру, «Озон» имеет более 1,5 млн кв. метров складских помещений, построенных на средства компании. По стране у нее насчитывается более 30 тыс. пунктов выдачи. То есть с помощью этой инфраструктуры «Озон» обеспечивает последнюю милю доставки. Но на качество и экономику междугородной доставки товаров в первую очередь влияет транспортная инфраструктура, обеспечивающая магистральное сообщение.
По словам Владимира Гончаревича, маркетплейс «Озон» уже пользуется возможностями участка трассы М–12 от Москвы до Владимира. Там функционируют 12 фулфилментных и 15 сортировочных центров, а также тысячи пунктов выдачи заказов. В этой инфраструктуре, работающей на экономику регионов, уже сейчас заняты десятки тысяч предпринимателей. Но надо иметь в виду, что экономика пользования дорогой ложится на всех пользователей, поясняет зам. управляющего директора компании. И если логистику последней мили она обеспечивает сама, имея около 7 тыс. собственных автомобилей, то магистральная доставка товаров зависит от региональных партнеров. Более 500 логистических компаний в день предоставляют «Озону» свыше 3,5 тыс. фур. А у партнеров свои проблемы: не хватает водителей, нередко приходится простаивать, теряя время в очередях на заправочных станциях.
Но, судя по фактам, озвученным во время дискуссии, такие простои на АЗС на трассе М–12 будут сведены к минимуму. Параллельно с автодорогой для удобства пользователей строятся многофункциональные зоны (МФЗ), где есть АЗС, площадки отдыха и все, что может понадобиться в пути. На открытых участках М–12 уже работают 11 МФЗ. Всего вдоль трассы «Восток» (участки от Москвы до Казани и от Дюртюли до Ачита) появятся 42 МФЗ, из них в этом году до Казани – 16.
Как подчеркнул директор департамента по взаимодействию с органами власти АО «Корпорация Туризм.РФ» Михаил Шелдунов, для специалистов компании, отвечающей за развитие туристической инфраструктуры в стране, вопрос создания опережающими темпами скоростных автодорог жизненно важен. В текущем портфеле корпорации только по тем регионам и городам, по которым уже сейчас проходит магистраль, есть 12 приоритетных инвестиционных проектов, связанных с развитием придорожного сервиса. Их реализация позволит создать тысячи новых рабочих мест. Автомобильный туризм в стране набирает обороты. Но, как отметил Михаил Шелдунов, 72% туристов сталкиваются с теми или иными ограничениями в пути.
Поэтому развитие МФЗ, которым занимается Госкомпания «Автодор», – абсолютный приоритет. Но на текущий момент у бизнеса возникают сложности, связанные с присоединением туристической инфраструктуры к магистральной дороге. В большинстве случаев инвестор сталкивается с проблемой недостаточности земель без обременений и ограничений. А все потому, что большое количество земель имеет либо другую категорию, либо находится в границах особо охраняемой природной территории. Эту проблему надо решать, считает Михаил Шелдунов, – заниматься снятием ограничений с прилегающих к будущей трассе участков еще в период проектирования дорожного объекта.
Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР».
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.