находится дорожное строительство в части федерального финансирования
В России расширен перечень значимых объектов, которые будут построены в 2024–2028 годах с использованием средств федерального бюджета в рамках комплексной государственной программы (КГП) «Строительство».
Согласно новой версии документа, общий объем федеральных средств, которые пойдут на создание объектов и реализацию мероприятий в 2024–2028 годах, составляет свыше 4,6 трлн руб. Наибольший объем средств в рамках этой программы предусмотрен в 2024 году (1,03 трлн руб.), а минимальный – в 2025–м (663,5 млрд руб.). Для сравнения: в утвержденной в феврале 2023 года программе на 2023–2027 годы было запланировано почти 4,7 трлн руб. Количественный же состав новой комплексной госпрограммы за год обновился примерно на 29%.
О том, что изменилось в программе, проанализировали эксперты компании Sherpa Group, в том числе в части, касающейся строительства объектов транспортной инфраструктуры.
С помощью КГП «Строительство» будут профинансированы капитальные расходы для 39 других государственных программ и непрограммных направлений. Самая крупная из них – госпрограмма «Развитие транспортной системы», на нее через КГП планируют перечислить более 2,08 трлн руб. в течение пяти лет. Для понимания: на топ–10 государственных программ и направлений, финансируемых в рамках комплексной госпрограммы, придется 4,11 трлн руб., или 89,2% всех средств. Госпрограмма «Развитие транспортной системы» аккумулирует больше половины этих расходов. Ежегодные объемы ее финансирования через «Строительство» составляют в среднем более 400 млрд руб., а на каждую из остальных крупных госпрограмм направляется меньше 100 млрд руб. в год.
Аналитики условно разделили КГП «Строительство» на три части.
Первая часть – это адресно финансируемые проекты. К ним относятся 346 объектов на общую стоимость 3,86 трлн руб. Как следует из утвержденного Правительством РФ распоряжения, эти проекты собирались профинансировать из федерального бюджета на 3,3 трлн руб. При этом с 2024 по 2028 год в комплексной госпрограмме на них предусмотрено лишь около 1,6 трлн руб. Еще 392 млрд руб. запланировано потратить в следующие годы.
Вторая часть – проекты, решение о реализации которых принимается самим бюджетным распорядителем. Эта категория касается строительных работ с объектами федеральной собственности стоимостью менее 3 млрд руб. В комплексной
госпрограмме присутствуют 76 таких позиций с общим объемом федеральных вложений около 772 млрд руб. Самым крупным объемом средств в этой категории распоряжается Министерство транспорта РФ (178,7 млрд руб., в том числе 146,5 млрд руб. на 2024–2028 годы).
Третья часть – мероприятия, которые могут быть реализованы на определенных территориях, но в комплексной
госпрограмме не уточняется их состав. Сюда входят 84 укрупненных мероприятия, реализуемые в рамках госпрограмм, федеральных проектов и непрограммных направлений. В укрупненные мероприятия планируют вложить наибольший объем федеральных средств: всего 2,69 трлн руб., в том числе почти 2,3 трлн руб. в течение ближайших пяти лет. Оставшиеся средства (около 400 млрд руб.) предполагается направить после 2028 года на развитие инфраструктуры морского и речного транспорта.
Наибольший объем средств в рамках КГП «Строительство» будет направлен в 2024–2028 годах на мероприятия Росавтодора, касающиеся федеральных (1,19 трлн руб.) и региональных (369,5 млрд руб.) дорог. То есть на автодорожное строительство и ремонт приходится почти 61% всех федеральных средств на укрупненные мероприятия. Другие мероприятия предполагают заметно меньший объем расходов на ближайшие пять лет.
По расчетам специалистов Sherpa Group, федеральными расходами через КГП «Строительство» распоряжаются 50 министерств и ведомств. Непосредственными заказчиками работ выступают более 150 учреждений и организаций. Самым крупным объемом федеральных средств в 2024–2028 годах из комплексной программы будет располагать Федеральное дорожное агентство (Росавтодор): 1,58 трлн руб., это почти 34% федеральных средств, предусмотренных на ближайшие пять лет на всю госпрограмму. Деньги будут распределены на мероприятия в целом, а не адресно, что, впрочем, не исключает адресности расходов уже внутри Росавтодора. В пятерку крупнейших распорядителей бюджетных средств на эти годы также попали Минстрой (615 млрд руб.) и Минтранс России (447 млрд руб.), публично–правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» (339 млрд руб.) и госкорпорация «Росатом» (почти 232 млрд руб.).
Стоит добавить, что под «адресностью» в комплексной госпрограмме понимается финансирование проектов, касающихся конкретных объектов на определенной территории с известной стоимостью и другими важными для их идентификации параметрами. Иногда адресность может присутствовать в профильных госпрограммах, однако там может быть неясно, какой приток средств направлен в конкретные проекты через «Строительство».
Лидерами по получению федеральных средств в 2024–2028 годах будут транспортная (2,42 трлн руб.), социальная (1,11 трлн руб.) и научная (405 млрд руб.) инфраструктуры. Если рассматривать проекты, средства на которые будут направляться адресно, а не в рамках укрупненных мероприятий, то наиболее заметно среди них в комплексной госпрограмме представлены инициативы из транспортной и социальной сферы. Их стоимость составляет 1,38 трлн руб. и 1,32 трлн руб. соответственно, или почти 70% от адресного финансирования проектов комплексной госпрограммы (суммы могут не совпадать с фактическими федеральными тратами на 2024–2028 годы из–за более раннего или более позднего начала реализации проекта). По количеству проектов безусловный лидер – социальная инфраструктура, где собираются реализовать 171 проект. Количественная доля транспортной инфраструктуры – лишь 76 проектов (22% от всех). А минимальное количество инициатив у энергетики (2 шт., или 0,6%).
Людмила ИЗЪЮРОВА, обозреватель «ТР»