Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Ветхий мост задает вопрос

Продолжается ремонт искусственных сооружений на дорогах страны.

Мосты – неотъемлемая часть автодорог. Увеличение нагрузок на мостовые сооружения, проезд по ним перегруженных транспортных средств, рост интенсивности движения, использование противогололедных реагентов на дорогах ведут к снижению несущей способности мостов, построенных несколько десятилетий назад. Они постепенно ветшают, теряют свою прочность. Значительная доля таких объектов инфраструктуры на автодорожной сети регионов – преклонного возраста. Больше всего аварийных мостов находится на балансе муниципалитетов, многим из которых ремонт этих капиталоемких объектов еще несколько лет назад был просто не по карману. Ситуация стала меняться в лучшую сторону с началом реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», которым предусмотрены работы на важнейших инфраструктурных сооружениях, обеспечивающих мобильность граждан и связь между различными населенными пунктами и регионами страны. По нацпроекту за 2022 и 2023 годы в нормативное состояние приведено 92,5 тыс. пог. м искусственных сооружений.

Неотложка для переправы

В настоящее время на автодорогах регионального и межмуниципального значения насчитывается 35 тыс. мостов, путепроводов и эстакад общей протяженностью свыше
1,7 млн пог. м. Многие из этих инфраструктурных объектов находятся на оживленных дорожных коммуникациях, которые пересекают большие и малые водные преграды. От размера русла реки, конечно, зависит масштаб транспортного перехода, а также инженерные и технологические решения, реализованные в свое время при его строительстве. Выход из строя такого моста – серьезная проблема для экономики не только отдельного населенного пункта, региона, но порой и страны в целом.
Но даже если мост находится на менее оживленном дорожном маршруте, его разрушение, безусловно, негативно отразится на жизни местного населения, которое в результате окажется отрезанным от благ цивилизации, служб соцкульт-
быта и предприятий, вынужденных возить свою продукцию потребителям окружным путем. Такой перепробег, естественно, повышает ее себестоимость. Поэтому вопросы минимизации рисков при эксплуатации мостовых сооружений для профильных организаций весьма актуальны. Правильное содержание мостов и путепроводов позволяет обеспечить их безопасное функционирование в течение всего жизненного цикла.
Учитывая масштабы работ по восстановлению ветхих мостов и путепроводов, несколько лет назад Росавтодор при взаимодействии с региональными властями сформировал перечень наиболее проблемных искусственных сооружений. В нынешних условиях их реконструкция и ремонт осуществляются исходя из приоритетности, социально–экономической значимости того или иного объекта инфраструктуры для региона и муниципалитета. При определении очередности проведения ремонтных работ на искусственных сооружениях регионы учитывают состояние мостов, нагрузку на сооружения, интенсивность дорожного движения, а также мнение местных жителей. В прошедшем дорожном сезоне на региональной и местной сети было построено, реконструировано и приведено к нормативам 674 искусственных сооружения. Их общая протяженность составила 54,7 тыс. пог. м.
Вот лишь несколько примеров ввода подобных объектов в разных регионах страны. В конце ноября в Иркутской области после реконструкции был принят в эксплуатацию мост через реку Куту, расположенный на автодороге, ведущей из г. Усть–Кут в
с. Омолой. Сооружение обеспечивает круглогодичную транспортную связь жителей поселка Закута и микрорайона Приленский с центральной частью города, где находятся медицинские, социальные и образовательные учреждения. Протяженность моста – 169 м, подходов к нему – 100 м. В процессе строительных работ специалисты установили две береговые и шесть русловых опор, смонтировали семь пролетов протяженностью по 24 м. Провели гидроизоляцию конструкций, армирование и устройство защитного слоя проезжей части, уложили асфальтобетонное покрытие, провели наружное освещение. С обеих сторон моста смонтировали лестничные сходы, переустроили линии электропередачи и связи.
В Губахинском городском округе Пермского края после ремонта введен в эксплуатацию мостовой переход через реку Косьву и железнодорожные пути. Сооружение расположено на трассе Кунгур – Соликамск в районе съезда к всесезонному курорту «Губаха», который пользуется большой популярностью у жителей и гостей региона. Протяженность моста – более 300 пог. м. На объекте выполнено фрезерование старого асфальтобетонного полотна, отремонтированы деформационные швы, заменены подферменники. Также уложена гидроизоляция, которая защитит пролеты от вредного воздействия осадков, устроено новое покрытие и тротуарная часть, заменены перильные и дорожные ограждения. Ремонт производился на каждом из направлений по очереди, что позволило избежать полного перекрытия проезжей части. На время работ действовало реверсивное движение со светофорным регулированием.
Значимые искусственные сооружения привели к нормативам в Каргопольском округе Архангельской области. Здесь завершен ремонт и капремонт двух мостов – через реки Волошка и Ухта. Мост через Волошку протяженностью 110 пог. м расположен на дороге Долматово – Няндома – Каргополь – Пудож. Он находился в предаварийном состоянии. Трасса проходит по трем районам области и связывает федеральную автодорогу М–8 с Карелией. Мост через реку Ухту на трассе Песок – Никифорово также был в предаварийном состоянии. Он соединяет две части деревни Песок, находящиеся на разных берегах. Протяженность участка капремонта – 255 м, длина самого моста – 89 пог. м. В результате модернизации объекта вместо старого деревянного сооружения появилась современная конструкция на надежных железобетонных опорах.
В Ленском районе Республики Саха (Якутия) в конце минувшего года после реконструкции открыто движение по мосту через реку Нюю, расположенному на 114–м км трассы «Мухтуя». Искусственное сооружение является стратегическим объектом для развития Западной Якутии. Оно теперь обеспечивает бесперебойное круглогодичное движение в одном из основных промышленных районов республики, который располагает богатыми месторождениями нефти, газа и строительных материалов. Кроме того, там проживает более 20 тыс. жителей. Протяженность мостового перехода составляет 183 м. Соору-
жение имеет две полосы движения, покрытие выполнено из сталефибробетона. В процес-
се реконструкции специалисты также заасфальтировали подходы к мосту, их общая протяженность – 1,57 км.

Небольшой, но важный

Поскольку национальный проект «Безопасные качественные дороги» продлен до 2030 года, работы на мостах и путепроводах продолжаются. В текущем году мостостроители планируют масштабные работы уже на 700 искусственных сооружениях. Из них отремонтируют, в том числе капитально, 600 мостов и путепроводов, а также построят и реконструируют более 100 подобных инфраструктурных объектов.
Внимание уделяется не только масштабным объектам, но и небольшим, но очень важным для жителей искусственным сооружениям, в том числе в малых населенных пунктах. Например, в Саратовской области в этом году началось строительство моста через реку Большой Иргиз на трассе Горный – Березово. Он соединит два района – Пугачевский и Краснопартизанский. Сейчас путь между ними пролегает по плотине через реку, но в период паводка плотину размывает и жители Краснопартизанского района остаются полуотрезанными от внешнего мира. Ведь по объездным дорогам путь удлиняется на десятки километров.
В круглосуточном режиме продолжаются работы по реконструкции моста через реку Терек в Северной Осетии – Алания. Здесь уже завершили разборку фрагментов старого сооружения, бурение скважин под будущие опоры, устроили подъездные пути к строительной площадке. У нового моста будет шесть опор с пятью пролетами по 24 м. Ширина проезжей части позволит проложить по две полосы движения в каждом направлении. Протяженность объекта составит около 130 пог. м.
Поясним, что мост между селениями Ногир и Михайловское обрушился в результате сильного наводнения в мае 2023 года. Это привело к изменению маршрутов грузового и пассажирского общественного транспорта, а также к значительно возросшей нагрузке на улично–дорожную сеть Владикавказа. Объект включили в перечень нацпроекта. Работы стартовали в декабре 2023 года на левом берегу Терека. Ввести сооружение в эксплуатацию планируют до конца 2024 года.
Реконструкция проводится и на мостовом сооружении через реку Иж в Якшур–Бодьинском районе Удмуртии. Для жителей населенных пунктов Новая Чернушка, Заря и Люкшудья это единственная транспортная связь с городом и районным центром. Старое сооружение находилось в предаварийном состоянии. Проезжая часть была выполнена из деревянного настила, который приходилось постоянно обновлять. Пролет нового сооружения будет полностью металлическим. Каркас уже собран, завершена сварка его основных составных элементов. Масса конструкции составляет 168 тонн. Специалисты установили сооружение в проектное положение на мостовые опоры. Грузоподъемность нового объекта составит 100 тонн.
Старый мост был четырехпролетным. Часть опор находилась в русле реки, и в половодье это часто грозило обрушением конструкции. Новое сооружение специалисты делают однопролетным. Это значит, что опоры установят на берегу и ледоход на реке будет проходить без каких–либо проблем. Кроме того, ширина нового моста составит 10 м: получается полноценная двухполосная проезжая часть. Раньше движение было реверсивным.
Завершается капитальный ремонт моста на автодороге Верхняя Балкария – Мухол в Кабардино–Балкарии. Протяженность объекта – 30 м. Сооружение является основной связующей артерией для жителей поселка Мухол с инфраструктурой Верхней Балкарии и Черекского района. Капитальный ремонт на объекте стартовал осенью 2023 года. После завершения работ мост станет шире, что позволит проезжать одновременно двум встречным автомобилям. Это обеспечит безопасное, бесперебойное и комфортное движение транспортных средств. Закончить весь комплекс работ подрядная организация планирует летом текущего года.
Близки к завершению работы и на значимом для региона искусственном сооружении в Ивановской области. Там открыли техническое движение по путепроводу через железнодорожный переезд, расположенный на дороге Иваново – Кинешма, около местечка Горино. Трасса в направлении Родников, Вичуги, Кинешмы и других малых волжских городов – одна из самых загруженных в области: по ней доставляется значительный объем грузов, жители ежедневно добираются на работу, отправляются в деловые и туристические поездки. Интенсивность движения транспорта на этой дороге достигает 14 тыс. автомобилей в сутки. Помимо этого, после запуска по железной дороге пригородных электричек и «Ласточек» в Нижний Новгород здесь проходит более 50 поездов в день. По расчетам специалистов, новое сооружение решит проблему транспортных заторов. Основные работы на объекте начались весной 2022 года. Длина путепровода с подходами составляет 1,3 км, движение будет осуществляться по двум полосам с переходно–скоростными на подходах и поворотах. На всей протяженности объекта предусмотрено устройство освещения.
Благодаря нацпроекту продолжается строительство двух мостовых переходов через реки Аган и Авенирыч в Магаданской области. Общая протяженность объектов составит 136 пог. м. Мост через Аган расположен на 29–м км трассы Палатка – Кулу –
Нексикан, связывающей областной центр с отдаленными населенными пунктами. Кроме того, автодорога и искусственное сооружение на ней обеспечивают бесперебойную работу ряда золотодобывающих предприятий. Проектом предусмотрен демонтаж существующего и возведение временного моста на период строительства нового перехода. Запланировано также устройство четырех железобетонных труб, обустройство дороги, пересечений и примыканий. Сдать объект в эксплуатацию планируют в следующем году. Второй строящийся мост (77 пог. м) соединит берега реки Авенирыч в самом начале трассы Авенирыч – Сеймчан. Здесь также предусмотрен демонтаж существующего и возведение нового сооружения. Мост находится на единственной дороге к поселку Сеймчан, крупному аграрному центру региона, снабжающему овощными культурами муниципальные округа Магаданской области. По контракту все работы должны быть завершены в 2027 году, однако подрядчик работает с опережением графика.

Стандарты обновляются

Являясь весьма материалоемким, технически сложным и технологически насыщенным направлением строительной индустрии, мостостроение находится на стыке нескольких смежных отраслей промышленности. И сам процесс создания новых инфраструктурных объектов, среди которых немало уникальных мостовых сооружений, возводимых в разных климатических зонах, невозможен без внедрения передовых и эффективных технических решений, современных материалов. В условиях внешнего экономического давления отечественное мостостроение взяло курс на импортозамещение технологий, материалов и оборудования.
В последние годы наблюдается рост научно–исследовательской практики в сфере строительства мостов и искусственных сооружений. На сегодняшний день в этой области разработано более 40 документов по стандартизации, включая межгосударственные стандарты и национальные, гармонизированные с техническим регламентом Таможенного союза, отметил начальник Управления научно–технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Сергей Гошовец, выступая на прошедшей недавно в Волгограде научно–практической конференции «Эксплуатация искусственных сооружений».
С 2022 года Росавтодор запустил и реализует ряд комплексных научно–исследовательских программ, нацеленных на поддержку отечественной промышленности, развитие и диверсификацию сырьевой базы, рационализацию ее использования. Также на повестке – внедрение инновационных материалов, обладающих повышенными потребительскими свойствами. В частности, значительное внимание в этом году планируется уделить исследованию применения конструкций деформационных швов с резиновым компенсатором для автодорожных и пешеходных мостовых сооружений на дорогах общего пользования.
В последние десятилетия в России возросло количество построенных большепролетных и внеклассных мостов. Активно проектируются арочные и балочные системы с пролетами более 150 м. Для подобных конструкций сложной задачей является аэродинамическая устойчивость пролетного строения. До недавнего времени нормативных документов в этой сфере не было создано из–за необходимости проведения масштабной научной работы, в том числе с проведением множества натурных испытаний. Эти задачи были решены посредством утверждения ГОСТ Р 59625–2022 «Дороги автомобильные общего пользования. Мостовые сооружения. Правила расчета и подтверждения аэроупругой устойчивости». Был разработан уникальный нормативный документ, четко определяющий методы и способы подтверждения аэродинамической устойчивости мостов. Документ разрабатывался в кооперации с двумя проектными и двумя научно–исследовательскими институтами, а доказательной базой стандарта послужили выполненные экспериментальные продувки в аэродинамических трубах и собранные практически со всех крупных отечественных объектов результаты комплексных аэродинамических исследований. Данный стандарт является результатом труда большого коллектива и показательным примером кооперации научных и проектных институтов из разных городов страны.
Системное развитие нормативно–технической базы является основой управления состоянием искусственных дорожных сооружений. Федеральным проектом «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» нацпроекта «Безопасные качественные дороги» предусмотрено утверждение к 2030 году не менее 350 разработанных и актуализированных национальных стандартов в области дорожного хозяйства. Утвержден график обновления стандартов и технических требований в области дорожного хозяйства, в том числе по мостовой тематике. Основным направлением совершенствования системы стандартизации является разработка стандартов в сфере изысканий, проектирования, а также в отношении дорожно–строительных материалов и изделий.
Так, продолжаются активные работы по установлению требований к несущим элементам мостовых конструкций из клееной древесины. Деревообрабатывающая промышленность в России обладает большим потенциалом, поэтому нужно создать новое производство по изготовлению конструкционных балок. В настоящее время отечественные предприятия нацелены на создание пролетных строений, обеспечивающих только укрупненную сборку. Крупноузловая сборка позволит увеличить скорость монтажа конструкций и ввод объектов в эксплуатацию. Вот почему нормативная база, касающаяся работы с деревом в мостостроении, устарела и требует актуализации и пересмотра подходов.
Долговечность деревянных конструкций обеспечивается жесткостью требований к их изготовлению. Предполагается, что конструкции из дерева найдут широкое применение на малых автомобильных мостах 4–5–й категорий и большепролетных пешеходных мостах. Для выпуска документа с нормативными требованиями специалисты проводят множество испытаний. К примеру, проведены испытания на выносливость деревянных клееных стержней, а также на скалывание и сжатие конструкций.

Свои разработки – в жизнь

В начале ХХI века в стране существенно активизировалось строительство вантовых мостов. Введено в эксплуатацию более двух десятков мостовых сооружений с вантовыми системами из параллельных прядей (канатов). В числе преимуществ вантовых мостов в паводковых и селеопасных регионах специалисты отмечают отсутствие опор в руслах рек, исключение риска подмывания оснований несущих конструкций. Однако почти все объекты, сданные в эксплуатацию до 2022 года, построены с вантовыми системами от зарубежных поставщиков материалов и оборудования. В то же время одна из российских компаний (ООО «СТС») занимается закреплением прядей (канатов) в анкерах уже более 30 лет и накопила собственную научно–исследовательскую базу по данному вопросу. Специалисты разработали методику демпфирования, в результате которой впервые в России в составе прядевых вантовых систем применяются гидравлические демпферные установки.
Завершение разработки национального стандарта по вантовым системам планируется к концу текущего года, сообщил Сергей Гошовец. После этого специалисты рассчитывают перейти к разработке нового документа о проектировании вантовых систем. Они ориентированы на полное импортозамещение и максимальное использование отечественных материалов.
Своего рода испытательным полигоном для отечественных технологий стало строительство вантового моста через реку Оку на трассе М–12 «Восток». Оборудование и программное обеспечение, использовавшиеся для монтажа, полностью российского производства. А сама вантовая система отечественная пока что наполовину. Но, как утверждают специалисты, уже следующие проекты большепролетных мостов такого типа будут оснащать системами, полностью произведенными в нашей стране.
Снижение затрат на эксплуатацию и ремонт объектов за счет повышения их качества и долговечности – стратегическая задача российской дорожной отрасли. Решить ее поможет применение для строительства и ремонта искусственных сооружений инновационных материалов, в том числе сверхпрочного фибробетона (СПФБ). Это композитный материал на основе цемента с большим содержанием металлической фибры. Он состоит из сухой смеси, фибры и добавок, смешанных определенным образом. Материал имеет высокую прочность на сжатие, стойкость к агрессивным средам и истиранию, долговечность. Недавно СПФБ был применен в российском мостостроении – в качестве дорожного полотна на участках скрытого ригеля автодорожной эстакады международного делового центра «Москва–Сити» на Третьем транспортном кольце. Работы были проведены в рамках планового ремонта с заменой конструкций деформационных швов. По мнению экспертов, экономическая эффективность решения с использованием СПФБ достигается не только за счет большего срока службы, но и за счет более низкой стоимости материала по сравнению с полимерами, обычно использующимися в этих конструкциях.
По словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Игоря Костюченко, технологии, используемые в мостостроении, постоянно обновляются. К примеру, сегодня широко используются композитные материалы вместо металлических, полимерные материалы для гидроизоляции и укрепления конусов береговых опор, а проектирование асфальтобетонных смесей осуществляется объемно–функциональным методом. Все это позволяет существенно повысить долговечность, а также эксплуатационные характеристики конструктивных элементов и покрытия проезжей части мостовых сооружений.

Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»


просмотры:

960

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться