Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Транзитный поток меняет русло

В России продолжается строительство автодорог в обход населенных пунктов.

Автомобильные заторы на участках трасс, проходящих через крупные населенные пункты, – одна из проблем, обсуждаемых в обществе. Ситуация на дорогах осложняется по мере того, как в стране растет количество автомобилей. Страдают от этого не только жители городов и поселков, через которые потоком идет федеральный транзит, но также перевозочные компании. Сотни скопившихся на небольшом отрезке дороги транспортных средств, сотни раздраженных водителей, выглядывающих из кабин…
Продолжающееся строительство автодорог в обход городов и других населенных пунктов стало одним из ведущих направлений развития дорожно–транспортного комплекса России, включенных в пятилетний план дорожной деятельности. В Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин в качестве одной из задач на ближайшие шесть лет обозначил строительство более 50 обходов городов на дорожной сети страны.

Сократятся издержки перевозчиков

Создание объездных дорог призвано повысить транспортную доступность и связанность районов внутри субъектов РФ, укрепить торгово–экономические связи с соседними регионами, вывести транзитный транспорт за пределы городов, а также улучшить экологическую обстановку. Именно хронические заторы на центральных городских улицах в первую очередь побудили региональные власти несколько лет назад начать реализацию масштабного инфраструктурного проекта – строительство обхода Волгограда. Объездная дорога необходима, чтобы разгрузить дорожную сеть областного центра. По подсчетам специалистов, скорость движения большегрузов, идущих по 2–й Продольной улице, увеличится вдвое. Город освободится от пробок и загазованности.
Строительство обхода Волгограда протяженностью более 70 км, которое осуществляется в три этапа, свяжет три федеральные трассы за границами мегаполиса: Р–22 «Каспий», А–260 Волгоград – Каменск–Шахтинский – Луганск и Р–228 Сызрань – Саратов – Волгоград. Объездная дорога станет важной частью международного транспортного коридора «Север – Юг» и обеспечит более комфортный проезд к морским портам Каспийского бассейна. Сейчас одновременно ведутся работы сразу на двух этапах обхода Волгограда. Протяженность первого участка – более 12 км четырехполосной дороги первой категории, которая включает три транспортные развязки, мост через Волго–Донской судоходный канал и три путепровода. На этом этапе магистраль соединит федеральные трассы Р–22 «Каспий» и подъезд к Элисте от Р–22 с региональной автодорогой Волгоград – Котельниково и городской улицей 40 лет ВЛКСМ. Самый масштабный и технологически сложный объект в составе обхода – мост через Волго–Донской канал. После сборки конструкции моста специалисты приступили к армированию и бетонированию плиты проезжей части, установке деформационных швов, нанесению гидроизоляции и укладке асфальтобетонного покрытия.
Второй этап строящегося транспортного обхода соединит две федеральные и одну регио-
нальную автодороги. На этих пересечениях ведется строительство трех развязок. Первая из них свяжет будущий обход с трассой Р–22 «Каспий» (московское направление), вторая – с региональной дорогой Качалино – Степной – аэропорт Гумрак, а третья – с федеральной трассой Р–260 Волгоград – Каменск–Шахтинский – Луганск. По окончании работ длина второго этапа составит 24,9 км. Объект будет введен в эксплуатацию сразу после строительства, вне зависимости от остальных этапов, что сократит ежедневный трафик в городе–миллионнике на 15 тыс. автомобилей. Проектом предусмотрено создание четырех площадок отдыха, в том числе МФЗ: места для их размещения уже определены.
Простои в пробках при въезде в населенные пункты увеличивают транспортные издержки перевозчиков. Заторы удлиняют время доставки грузов, отчего возрастает стоимость услуг транспортных компаний. Дополнительные транспортные расходы ложатся на себестоимость продукции, а это в итоге сказывается на цене товаров. Сократить такие издержки и помогут обходы городов, многие из которых проектируются как дороги первой технической категории. Расчетная скорость движения по ним – до 120 км в час. На это ориентирует и Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
Увеличению пропускной способности участка федеральной трассы М–7 «Волга», проходящего по территории Татарстана, будет способствовать строительство обхода Нижнекамска и Набережных Челнов, который станет частью скоростного маршрута Казань – Екатеринбург и продлит трассу М–12 «Восток» на Урал. Проект реализовывается поэтапно, в его состав включено не только строительство новой обходной дороги протяженностью 81 км, но и пяти транспортных развязок, 10 мостов, 11 путепроводов. Строительство объекта поделено на три этапа. Планируемый срок окончания работ – до конца 2024 года. Новая четырехполосная трасса пройдет по Елабужскому, Нижнекамскому и Тукаевскому районам республики. Реализация этого проекта будет иметь значение не только для Татарстана, но и для соседних регионов, поскольку трасса М–7 – основная магистраль Поволжья, обеспечивающая устойчивые торгово–экономические и социальные связи между несколькими субъектами РФ.
В настоящее время на основном ходу обхода Нижнекамска и Набережных челнов специалисты завершают переустройство коммуникаций и приступают к устройству основания дорожной одежды. Строительство моста через реку Кама в составе обхода выполнено более чем наполовину. Специалисты заняты укрупнительной сборкой металлоконструкций пролетных строений.

Движение станет безопаснее

В состав скоростного маршрута Москва – Казань – Екатеринбург – Тюмень войдет и строящийся обход пяти населенных пунктов в Башкирии (Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово, Асяново) на участке с 1169–го по 1231–й км автодороги М–7 «Волга». Строительно–монтажные работы на объекте ведутся в соответствии с графиком. В настоящее время продолжается возведение искусственных сооружений, устройство инженерных коммуникаций, земляного полотна и дорожной одежды. Дорожники рассчитывают ввести этот объект в текущем году.
При строительстве обхода большое внимание уделяется обустройству объекта и обеспечению безопасности движения. Вдоль новой дороги монтируются линии наружного освещения. Также по завершении всего комплекса работ специалисты планируют установить 216 км барьерного ограждения, 23 км бордюров и 617 дорожных знаков, нанести 60 тыс. кв. м дорожной разметки. На участке обхода пяти населенных пунктов в Башкирии планируется создать четыре МФЗ с обеих сторон дороги. В их составе будут многотопливные АЗС, кафе, станции зарядки автомобилей, парковки, площадки для отдыха.
Работы на обходе пяти населенных пунктов на участке автодороги М–7 «Волга» в Башкирии включают строительство основного хода четырехполосной автодороги IБ–категории протяженностью 65 км, шести транспортных развязок, двух мостов, девяти путепроводов мостового типа и 17 путепроводов тоннельного типа для проезда сельскохозяйственной техники. Новый участок трассы будет способствовать повышению безопасности дорожного движения как для транзитного транспорта, так и для жителей Илишевского, Чекмагушевского, Дюртюлинского районов республики. Кроме того, появление обхода улучшит экологию региона, так как на дублер будет выведен весь транзитный транспорт с дороги М–7 «Волга».
В этом дорожном сезоне продолжаются работы на восточном обходе Астрахани, их завершение намечено на конец 2024 года. Одновременно идет подготовка к началу строительства северного обхода областного центра, реализация которого запланирована на 2025–2029 годы. Запуск обходов не только повысит эффективность МТК «Север – Юг», частью которого станут обходные дороги, но и освободит улицы Астрахани от транзитного транспорта. В составе северного обхода протяженностью 12,6 км построят две транспортные развязки, две эстакады и четыре путепровода.
Главным же искусственным сооружением будущей скоростной четырехполосной автомагистрали станет третий мост через Волгу длиной 1,8 км. Новый маршрут, который свяжет северный и северо–западный промышленные узлы Астрахани, позволит в два раза сократить путь через Волгу (примерно на 10 км) и выведет транзитный транспорт за пределы областной столицы. К тому же отдельные районы города получат на правом берегу реки более удобный выход на федеральную трассу Р–22 «Каспий». На левом берегу обход будет примыкать к дороге Астрахань – Красный Яр – граница с Казахстаном.
В марте текущего года в Дагестане был дан старт строительству и реконструкции участков федеральной трассы Р–217 «Кавказ» в обход Хасавюрта. Эта дорога является основной в транспортно–дорожной сети региона: именно по ней осуществляются грузовые и пассажирские перевозки в направлении Азербайджана и других государств Ближнего Востока. А в связи с тем, что за последние 15–20 лет город Хасавюрт стал в регионе центром рыночной торговли, интенсивность движения на пересекающем его участке трассы Р–217 значительно возросла.
Большое значение в решении социально–экономических и геополитических задач имеют и обходы Махачкалы и Дербента, поскольку они также находятся в створе международного транспортного коридора «Север – Юг» и обеспечивают транспортную доступность республик Северного Кавказа и населенных пунктов Дагестана, а также связывают всю транспортную сеть России в единое целое.
Ввести обход Хасавюрта в эксплуатацию планируется до конца 2028 года. Реализация проекта кардинально изменит транспортную схему движения по автодороге Р–217 «Кавказ», которая не будет пересекаться с улично–дорожной сетью города. Это значительно увеличит среднюю скорость транспортного потока, повысит пропускную способность, снизит количество ДТП и улучшит экологическую обстановку в населенном пункте. Новая дорога будет удалена от жилой застройки и археологических памятников. На отрезке с 718–го по 727–й км трассы Р–217 предусмотрена реконструкция с расширением полотна дороги до четырех полос и обустройством примыканий. Еще около 10 км будет заново построено в обход жилой зоны, а на 738–м км, вблизи моста через реку Акташ, новая автомагистраль сомкнется с действующей автодорогой «Кавказ». В рамках реализации проекта предусмотрено строительство трех транспортных развязок, мостового перехода через реку Ярык–Су, пяти путепроводов, монолитных железобетонных стен общей протяженностью свыше 1,3 км, пяти скотопрогонов, а также очистных и водопропускных сооружений.

Чище станет воздух

До конца текущего года специалисты намерены запустить рабочее движение по участку федеральной автодороги М–5 «Урал» в обход поселка Октябрьский. Строительство отрезка трассы с 28–го по 37–й км осуществляется в рамках проекта «Развитие федеральной магистральной сети» нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Это наиболее загруженный участок в структуре Московского транспортного узла. На первом этапе стройки специалисты возвели мост через Москву–реку, искусственные сооружения и вывели инженерные коммуникации. Старый мост был самым узким местом на Новорязанском шоссе, проезд по нему тормозил движение. Ко второму этапу строительства приступили в 2021 году. Дорожники возводят основной ход восьмиполосной автодороги первой категории в обход поселков Октябрьский и Островцы, строят три транспортные развязки на пересечении с Островецким шоссе в Раменском и подъездом к городу Жуковский.
Новый участок трассы М–5 «Урал» выведет транзитный транспорт из поселков Октябрьский и Островцы, где проживают 37 тыс. человек. Дорога улучшит транспортную доступность международного аэропорта Жуковский, крупных логистических комплексов «Софьино» и «Быково», а также туристического кластера в Коломне. Время в пути для жителей Раменского, Жуковского, Люберец, Воскресенского, Коломны и Луховиц сократится в среднем на 1,5 часа в пиковые периоды. Так, жители Раменского смогут добраться до Москвы за 30 минут, а из Октябрьского до ближайшего метро можно будет доехать за 20 минут вместо двух часов.
В перечень крупных проектов включено и строительство южного обхода Рязани, которое стартует в 2025 году. Обходная дорога начнется на 190–м км трассы М–5 «Урал», пройдет, минуя поселки Божатково и Храпово, и завершится в районе деревни Протасово на 210–м км федеральной дороги. В Храпово, Протасово, а также на пересечении южного обхода с дорогой Рязань – Ряжск между селом Реткино и деревней Трубниково будут построены современные развязки.
А в Забайкальском крае в 2024 году отремонтируют 7–километровый участок объездной дороги под Читой. Обход центра Забайкальского края соединяет две федеральные автодороги: Чита – Забайкальск – госграница с КНР и Иркутск – Улан–Удэ – Чита. По обходной трассе транспорт движется с запада к госгранице с Китаем и обратно. Кроме того, дорога пользуется популярностью у жителей Читы для передвижения между крупными микрорайонами города, что подтверждает высокий трафик: в пиковые часы интенсивность движения составляет более 11 тыс. автомобилей в сутки. Ремонт участка от 7–го до
14–го км предполагает обновление дорожного покрытия, установку знаков и барьерного ограждения, нанесение разметки.

С опережением графика строят дорогу в обход Симферополя на участке Донское – Перевальное. Трасса, пролегающая по северному склону главной гряды Крымских гор, начинается в районе села Мазанка, от транспортной развязки на 190–м км автодороги «Таврида». Она станет альтернативным маршрутом по направлению к Алуште в обход крымской столицы. Новая схема движения позволит беспрепятственно следовать от трассы «Таврида» к южному берегу Крыма. Дорога обеспечит транзитное движение в обход Симферополя и перераспределит транспортные потоки в направлении Алушты, разгружая участок существующей автодороги от Симферополя до Перевального, а также городские улицы. Проект реализуется с применением новейших дорожных и инженерных технологий.

Скорость увеличится

Работы по строительству обходов городов ведутся не только на федеральной сети дорог, но и на региональной – в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в составе нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Именно благодаря нацпроекту работы на многих объектах строительства обходных дорог вокруг небольших населенных пунктов удалось активизировать. Так, на участке трассы Р–258 «Байкал» (26–47–й км) в обход села Моты и поселка Чистые Ключи дорожники уже в апреле текущего года приступили к укладке асфальта. Пока на одном отрезке будущую трассу асфальтируют, на другом идет выемка скального грунта и отсыпка насыпи земляного полотна. Новый участок дороги протяженностью 19 км станет более безопасным, комфортным, повысится пропускная способность. Проектом предусмотрено также строительство двухуровневой транспортной развязки, путепровода, подземного пешеходного перехода и автобусных остановок. Весь объем дорожных работ будет завершен в плановые сроки – осенью этого года.
В следующем году планируют завершить реконструкцию обходов нескольких муниципалитетов Свердловской области – сел Малые Брусяны и Мезенское, поселка Белоярский и города Богданович – на участках автодороги Р–351 Екатеринбург – Тюмень. Суммарная протяженность участков, на которых проведут работы, – 72,4 км, число полос движения – четыре, расчетная скорость – 100 км/ч. Объекты также включают 10 транспортных развязок и 26 мостов и путепроводов. А в пригороде Екатеринбурга у поселка Садовый появится новая дорога, по которой в объезд будет пущен большегрузный транспорт.
В настоящее время в Мордовии идут активные работы на участке строительства второго этапа транспортного обхода города Рузаевка. Специалисты приступили к укладке водоотводных лотков, а также завершают устройство нижнего слоя покрытия из асфальтобетона. Проект предусматривает также возведение трехпролетного путепровода длиной 74 м. До конца года планируется завершить устройство дорожной одежды на развязке, уложить верхний слой покрытия на основном ходу трассы, провести ее обустройство, а также выполнить техническую рекультивацию. Работы на объекте намечено завершить в этом году. Благодаря обходу Рузаевки многие предприятия республики получат выход на федеральную трассу в обход Саранска.
Страна у нас большая, в ряде регионов прокладка объездных дорог пока только в проекте, специалисты проводят инженерные изыскания или готовят проектно–сметную документацию, как, к примеру, в той же Мордовии. Там с учетом корректировки проектно–сметной документации в рамках экспертного сопровождения Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение на проект строительства и реконструкции участка автодороги М–5 «Урал» в обход населенных пунктов Умет, Теплый Стан, Зубова Поляна, Аким–Сергеевка, Новые Выселки, Каргал, Зарубкино.
Строительство обхода общей протяженностью более 57 км поделено на четыре этапа. На дороге предусмотрены строительство и реконструкция восьми мостов и девяти путепроводов. Для связи нового участка трассы М–5 «Урал» с пересекаемыми дорогами, прилегающими территориями и населенными пунктами возводятся транспортные развязки в разных уровнях. Проект также включает переустройство большого количества инженерных коммуникаций, в том числе высоковольтных линий электроснабжения, магистральных газопроводов Уренгой – Помары – Ужгород, Ямбург – Елец и ряда других участков газотранспортной системы, попадающих в зону строительства автодороги. Трасса будет соответствовать нормам IБ–категории, расчетная скорость движения – 120 км/ч. Размещение скоростного участка дороги за пределами населенных пунктов, безусловно, оздоровит экологию и в целом улучшит пропускную способность трассы «Урал» на границе Рязанской области и Мордовии. Обход включен в обновленный пятилетний план дорожной деятельности.
А вот в Адыгее строительство автодороги в обход Майкопа общей протяженностью 28 км уже завершено с опережением установленных сроков. Новая трасса связала одну региональную и две федеральные автодороги, разгрузив республиканскую столицу от транзитного потока большегрузов, при этом существенно расширились транспортные возможности региона.
Продолжается строительство обхода Спасска, городка с богатой историей, на участке федеральной трассы М–5 «Урал» (466–487–й км) в Пензенской области. В соответствии с пятилетним планом дорожной деятельности ввод обходной дороги в эксплуатацию намечен на 2025 год. Ширина проезжей части нового участка трассы М–5 «Урал» составит 15 м, скорость движения увеличится до 120 км/ч. Проектом предусмотрена не только прокладка дороги, но и строительство трех транспортных развязок, а также мостов через реки Шелдаис и Студенец. После ввода объекта в эксплуатацию движение автомобилей пойдет в обход Спасска, вдвое увеличится пропускная способность федеральной трассы, сократится время доставки грузов и улучшится экологическая обстановка в городе.

Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»

 


просмотры:

629

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться