Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Пустить золу в оборот

Эксперты обсудили перспективы использования золошлаковых отходов в промышленности строительных материалов и строительстве дорог.

Комитет Государственной думы по энергетике провел «круглый стол» на тему: «Законодательное регулирование вовлечения золошлаковых отходов в хозяйственный оборот».
Председатель комитета Павел Завальный, открывая дискуссию, отметил: несмотря на то, что в целом топливно–энергетический баланс России является низкоуглеродным благодаря высокой доле атома, гидроэнергетики и природного газа, угольная генерация играет и будет играть важную роль в энергосистеме России, особенно в энергобалансах регионов страны Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
В настоящее время около сотни ТЭС работают на угольном топливе и производят порядка 13% электроэнергии и 20% тепла в общем объеме энергопроизводства. Сжигание угля сопровождается образованием значительного объема золошлаковых отходов (ЗШО), оказывающих негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Сейчас объемы утилизации ЗШО в России недостаточны, основная их часть направляется на золоотвалы, которые уже занимают территории общей площадью свыше 28 тыс. гектаров. При этом часть их по мере урбанизации территорий оказалась в районах жилой застройки, а в случае с отвалами старых угольных электростанций – в центральной части крупных городов и агломераций.
Между тем полезное применение ЗШО имеет значительный потенциал. Основными экономически целесообразными способами утилизации золошлаковых отходов от угольной генерации являются замена натуральных материалов в промышленности строительных материалов, строительстве, дорожном строительстве и использование ЗШО для рекультивации земель и иных ландшафтных работ.
Участники «круглого стола» отметили, что в числе условий более активного вовлечения ЗШО в оборот находится совершенствование нормативной базы, а также экстраполяция уже имеющегося опыта их использования на новые проекты и регионы, стимулирование спроса на ЗШО как на полезный ресурс.
Директор департамента развития электроэнергетики Мин-
энерго России Андрей Максимов напомнил, что в Энергетической стратегии России до 2035 года установлен целевой показатель по увеличению доли утилизируемых ЗШО до 50% к 2035 году. При этом ежегодный потенциал вовлечения ЗШО в хозяйственный оборот составляет порядка 25 млн тонн, то есть более 100% годового объема. В развитых зарубежных странах уровень использования ЗШО варьируется от 50 до 100%.
Распоряжением Правительства РФ № 1557–р от 15 июня 2022 года утвержден Комплексный план по повышению объемов утилизации золошлаковых отходов V класса опасности, направленный на снятие административных барьеров и формирование стимулов сбыта продукции из ЗШО.
19 субъектам Российской Федерации, в которых образовывается наибольшее количество ЗШО, рекомендовано разработать и утвердить региональные программы повышения объемов утилизации ЗШО. «На текущий момент такие программы и целевые показатели по утилизации ЗШО утверждены в 9 регионах Российской Федерации, исходя из местной специфики. Например, в Приморском крае этот показатель составляет 30%, в Тульской области – до 75%. Еще в 10 регионах соответствующие программы разрабатываются, – проинформировал Андрей Максимов. – В рамках этих программ предусмотрена реализация проектов в сфере производства строительных материалов, строительства и реконструкции автомобильных дорог, рекультивации нарушенных земель и ликвидации свалок. К 2050 году мы планируем достичь вовлечения ЗШО в товарооборот до 90%».
С целью реализации проектов по повышению объемов утилизации ЗШО Минэнерго России разработана интерактивная карта, на которой представлена информация о местоположении золоотвалов, химическом составе и физико–механических свойствах, доступных к отгрузке объемах и способах поставки вторичного сырья, а также представлены актуальные примеры утилизации на территории России и за рубежом.
Работа по актуализации информации в части интерактивной карты и практик применения ЗШО, включая техническое и методологическое сопровождение, ведется на постоянной основе. Сегодня на интерактивной карте представлены 52 угольные станции на территории 22 субъектов Федерации с указанием характеристики 13 млн тонн вторичного сырья, получаемого за счет использования ЗШО.
Начальник отдела стандартизации в секторах промышленности управления стандартизации Росстандарта Вячеслав Тутаев рассказал о стандартизации в области вовлечения ЗШО во вторичный оборот. Сегодня в России формируется база документов по стандартизации, обеспечивающих возможность вовлечения ЗШО в хозяйственный оборот и позволяющих применять такие отходы при производстве строительных смесей и материалов, строительстве автомобильных дорог, осуществлении природоохранных мероприятий.
Для установления возможности использования ЗШО в качестве строительных материалов, в том числе при строительстве автомобильных дорог, разработаны и введены в действие 7 национальных и межгосударственных стандартов, устанавливающих требования к правилам сортировки, транспортирования и дроблению самих отходов при вовлечении их в промышленный оборот, требования к смесям для строительства автомобильных дорог общего пользования. Кроме того, утверждены изменения в ГОСТ «Цементы общестроительные. Технические условия» и ГОСТ «Добавки активные минеральные для цементов. Общие технические условия», предусматривающие использование золошлаковых отходов в качестве минеральных добавок – основных компонентов цемента.
Эти стандарты в комплексе обеспечивают вовлечение ЗШО в строительную отрасль как в качестве добавок к основным строительным материалам при возведении железобетонных конструкций, так и в производстве щебеночно–гравийно–песчаных смесей для строительства автомобильных дорог.
Для апробации требований, предъявляемых к ЗШО, получаемым в результате деятельности ТЭЦ, на экспертизу направлены 16 стандартов организаций ведущих тепловых электростанций и теплоэлектроцентралей Сибирского федерального округа в области экологических требований, предъявляемых к ЗШО и обеспечению безопасности, для обеспечения их дальнейшей регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов.
Как отметил представитель Росстандарта, реализация комплексного плана позволила систематизировать работу по разработке новых стандартов и внесению изменений в действующие в целях совершенствования технического регулирования в части утилизации отходов или использования вторичного сырья, полученного путем их переработки.
Генеральный директор Национальной ассоциации развития вторичного использования сырья (АРВИС) Ирина Золотова предложила обязательно рассматривать возможность использования ЗШМ в дорожном строительстве на стадии проектирования объектов.
По информации АРВИС, для 9 пилотных проектов определены поставщики ЗШМ (золошлаковых материалов). Так, ЗШМ, получаемые от тепловых и гидроэлектростанций, будут использоваться в Новосибирской области при строительстве Южного транзита в Новосибирске, автомобильных дорог к ЖК «Плющихинский» и по ул. Кирова, при реконструкции участков автомобильной дороги Р–256 «Чуйский тракт», в Красноярском крае – при реконструкции а/д Красноярск – Элита, при строительстве северного обхода Омска, в Кемеровской области – при строительстве автодороги Шарап – Восточный, в Алтайском крае – при ремонте автодороги Павловск – Колыванское – Ракиты – Топчиха.
Согласно документу «Методические рекомендации по применению золы–уноса и золошлаковых смесей от сжигания угля на тепловых электростанциях в дорожном строительстве», утвержденному Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) в 2013 году, ЗШО потенциально могут быть использованы в сооружении всех слоев дорожной одежды при соответствии критериям химического состава и физико–механических свойств, например при сооружении насыпи земляного полотна.
С точки зрения объемов утилизации именно данный способ использования ЗШО наиболее привлекателен, так как позволяет утилизировать даже золошлаковую смесь (ЗШС), полученную путем гидрозолоудаления. Таким образом, использование промышленных отходов в дорожном строительстве является хорошей альтернативой традиционным грунтам (песок, гравий), способствует сокращению истощения запасов природных ресурсов.
Директор центра компетенций «ИВМРСО» ФГБОУ ВО «СибАДИ» Александр Лунев, изучая перспективы использования золошлаковых материалов при строительстве автомобильных дорог в Сибирском федеральном округе, пришел к выводу, что объемы применения золошлаковых смесей (ЗШС) в конструкциях дорог могут варьироваться от 0,5% в верхних слоях покрытий до 43% в земляном полотне. Слои покрытий на дорогах с низкой интенсивностью движения могут содержать до 3,5% ЗШС, слои оснований – до 20%.
Но не все так просто. Потенциал использования ЗШО напрямую зависит от объемов дорожного строительства. При этом главный сдерживающий фактор – транспортное плечо. В большинстве угольных регионов, расположенных в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, темпы возведения новых автомобильных дорог существенно ниже, нежели в европейской части страны, отмечают эксперты АРВИС: ежегодно в угольных регионах вводится от 15 до 40 км дорог регионального, межмуниципального и местного значения. В среднем на 1 км автодороги может приходиться 15–30 тыс. м3 грунта. При этом ежегодная потребность в грунтах для сооружения земляного полотна в угольных регионах может достигать 7 млн м3 ежегодно (расчеты Центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета). Для сооружения насыпи при строительстве крупной дорожной развязки требуется порядка 600–700 тыс. м3 грунта. Однако большинство подобных объектов возводится за пределами эффективного радиуса транспортировки, поэтому использование золошлаков в качестве грунта дорожно–строительными предприятиями становится экономически нецелесообразным.
Эксперты АРВИС предлагают включить ЗШО в состав Реестра новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения, что может стать дополнительным стимулом для активизации интереса дорожно–строительной отрасли к золошлакам угольных ТЭС как к вторичному материальному ресурсу.
Если смотреть на проблему шире, то повсеместное использование ЗШО в дорожном строительстве вряд ли возможно. Дорожная отрасль может точечно решить проблемы отдельно взятой ТЭС, а для вовлечения ЗШО в хозяйственный оборот в масштабах всей страны необходимо развивать высокотехнологичные решения.
Ответственный секретарь Комиссии РСПП по горнопромышленному комплексу Максим Довгялло обратил внимание на то, что Восточный полигон проходит по территории угледобывающих регионов, где уголь является одним из основных видов топлива в генерации. Таким образом, имеются и ресурсная база, и потенциал для использования. Необходимо решить вопрос по созданию ГОСТов.
По его мнению, для финансового стимулирования и организационно–технической поддержки проектов, предусматривающих использование ЗШО, необходимо включить проекты дорожного и промышленного строительства с использованием ЗШО в банковские программы финансирования «зеленых» проектов и программы субсидирования процентных ставок по проектам «зеленого» финансирования; создать электронные платформы для поиска потребителей и развития рынка ЗШО; установить для проектов дорожного и промышленного строительства с привлечением средств государственного бюджета норматив на использование материалов на основе ЗШО – не менее 20% от общего объема проектной потребности в материалах.
Эксперт Комитета Госдумы по энергетике, директор по направлению ССЗШУ ООО «КОТЭС Инжиниринг» Андрей Калачев убежден, что тема использования ЗШО находится на стыке энергетики и экологии и экологию надо рассматривать как мощнейший экономический механизм роста ВВП страны.
Так, решение экологических проблем по выбросам дает +1% ВВП в год, по сбросам – +1,5% ВВП в год, по размещению отходов на отвалах – +2,5% ВВП в год. Исходя из того, что 1% ВВП – это 1 трлн руб., решение этих проблем в совокупности может дать экономике страны дополнительно 5 трлн руб. «Необходимо разработать методологию расчета экономических выгод от решения экологических проблем, – заявил эксперт. – Государство должно софинансировать проекты по экологической модернизации предприятий, в том числе на системы сухого золошлакоудаления».
По итогам обсуждения участники «круглого стола» – представители энергетических компаний, отраслевых научных институтов и организаций – отметили, что на сегодняшний день выполнены необходимые исследования, доказывающие, что применение ЗШО в различных отраслях экономики страны не только экономит природные ресурсы и сохраняет окружающую природную среду, но и существенно повышает качество производимых материалов, снижает себестоимость их производства, повышает долговечность их эксплуатации.
Выполнение поручения Президента РФ в части вовлечения ЗШО в хозяйственный оборот позволит заместить до 15 млн тонн природных ресурсов ежегодно, предотвратить выбросы парниковых газов до 6 млн тонн СО2–эквивалента, а также повысить экономические показатели проектов капитального, дорожного строительства и обеспечить дополнительный доход бюджетов всех уровней.
Кроме того, до 2035 года угольные ТЭС могут сэкономить до 60 млрд руб. в связи с исключением необходимости расширения емкости золоотвалов. Потенциальный положительный эффект за счет сохранения в хозяйственном обороте до 3 тыс. га земель без необходимости их использования для размещения ЗШО, а также сбережения до 15 млн тонн песка, суглинка, щебня ежегодно за счет их замены ЗШО–сырьем может составить 113,7 млрд руб. до 2035 года.
По мнению экспертов, наибольший потенциал для вовлечения ЗШО в хозяйственный оборот имеет строительная отрасль – более 14 млн тонн, из которых в производстве цемента может быть использовано 10 млн тонн. На рекультивацию нарушенных земель может быть использовано порядка 5 млн тонн, рекультивацию свалок – порядка 2 млн тонн.
Участники дискуссии призвали использовать отечественный опыт переработки и применения ЗШО, накопленный энергокомпаниями и предприятиями в Кемеровской области (Кузбасс), Иркутской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Сахалинской, Томской областях и других регионах.

Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»


просмотры:

687

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться