Обход Усолья–Сибирского – стройка десятилетий в Иркутской области.
Долгожданный – именно такое определение подходит к новому участку федеральной трассы Р–255 «Сибирь» км 1797 – км 1842 – обходу города Усолья–Сибирского и поселка Тельмы в Иркутской области. Сейчас по двум населенным пунктам в сутки проходят практически 20 тыс. автомашин, в том числе большегрузных. Это почти вдвое больше нормы для существующего участка трассы. На узких городских улицах, сдерживаемые светофорами и пешеходными переходами, водители теряют порой до двух часов своего времени. ДТП – не редкость.
«Новый участок трассы позволит увеличить пропускную способность с 15 до 30 тысяч автомобилей в сутки. При этом значительно повысятся уровень и безопасность дорожного движения. Транспортные потоки разделят осевым барьерным ограждением. Эта мера поможет исключить самый опасный вид ДТП – встречные столкновения», – отмечает начальник Упрдор «Прибайкалье» Николай Рейнет.
Проект строительства обхода вошел в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, утвержденный Правительством РФ. Согласно этому плану в России в рамках реализации федерального проекта «Коммуникации между центрами экономического роста» построено 12 автодорожных обходов крупных городов – это почти 400 км.
Дорожники говорят, что сам объект – уникальный и сложный. Помимо большого количества инженерных сооружений, переноса веток нефтепровода и этиленопровода, коммунальных и электрических сетей, по ходу трассы проводились археологические изыскания.
Раскопки в районе стоянки древнего человека возле села Мальта начались в 2020 году. Спасательные работы затронули 39 тыс. кв. м, которые попали в полосу строительства автомобильной дороги. В раскопках приняли участие более 160 человек. Это сотрудники и студенты Иркутского государственного университета, жители Усольского района Прибайкалья, которые под контролем специалистов выполняли земляные работы.
«По итогам трех лет спасательных археологических работ зафиксировано более 178 тыс. находок шести уровней отложения. Все они относятся к каменному веку – к разным его временным отрезкам. В основном это изделия из камня, орудия труда и остатки фауны, которая являлась охотничьей добычей древнего человека. Проведенные работы на стоянке «Мальта 3» позволили ученым выяснить, что на этом месте 21–23 тыс. лет назад была тундра, там жили мамонты, носороги и бизоны, мясо и шкуры которых использовали местные жители», – комментирует итоги археологических изысканий Екатерина Липнина, кандидат исторических наук, директор научно–исследовательского центра «Байкальский регион».
Обход Усолья–Сибирского без преувеличения – стройка десятилетия в Иркутской области, таких масштабных объектов на федеральных трассах здесь не было 80 лет. Старт проекту был дан в августе 2019 года. Протяженность нового участка федеральной трассы Р–255 «Сибирь» км 1797 – км 1842 – обхода города Усолья–Сибирского – более 42,7 км. В составе объекта – шесть транспортных развязок, три из которых – двухуровневые, и 12 инженерных сооружений.
«Дорога соответствует I технической категории, по две полосы движения автотранспорта в каждую сторону. Новый участок трассы на 3 км короче существующего. Такого масштабного дорожного строительства в нашем регионе не было с середины прошлого века. Конечно, за пять лет мы прошли много непростых ситуаций, но финансирование проекта было подтверждено практически в полном объеме с самого начала. Решение Росавтодора поддержать дорожно–строительные организации в
период пандемии и санкционного давления авансированием по госконтрактам до 50% позволило компенсировать удорожание материалов и техники. Конечно, есть нюансы. Пришло понятие параллельного импорта машин, механизмов, оригинальных запчастей. Увеличились и сроки поставок до 120 дней. Но все наши службы справились с поставленными задачами», – отмечает генеральный директор АО «Труд» Сергей Томшин.
«Сегодня для дорог технической категории 1В по системе измерения ровности покрытия международный показатель IRI – 1,7, мы добились ровности в 1,55. Для нас было важно сдать дорогу не только в срок, но и с отличным качеством, поэтому постоянно совместно с Упрдор «Прибайкалье» (заказчик проекта) работали над улучшением технических характеристик объекта», – добавляет главный инженер – первый заместитель генерального директора АО «Труд» Юрий Кибирев.
Как все начиналось, какие технические решения были применены в ходе реализации объекта, расскажут те, кто своим трудом приближал все эти пять лет долгожданный финал.
Виталий Кучко, начальник дорожно–строительного участка Усольского филиала АО «Труд», вспоминает, что в основании дороги отсыпали 4 млн кубометров земляного полотна, почти 400 тыс. кубометров грунта ушло на замену заболоченных участков по ходу трассы.
На строительстве обхода Усолья–Сибирского дорожники выполнили большой объем переустройства коммуникаций. «Переносили линии высоковольтных электропередач ВЛ 110 и 10 Квт общей протяженностью 740 погонных метров, кабельных линий связи около 2000 погонных метров. На участке Усолье–Сибирское – Белореченское были переустроены напорная канализация, водопровод и теплосеть. Совместно с нашими партнерами – компанией «Транснефть–Восток» переносили две ветки магистрального нефтепровода 720 и 1000 мм, а также этиленопровод от предприятия «Саянскхимпласт», – вспоминает Александр Вотинов, главный инженер Усольского филиала АО «Труд».
Предусмотренный в проекте строительства участка федеральной трассы Р–255 «Сибирь» км 1797 – км 1842 – обхода города Усолья–Сибирского слой основания из цементогрунта – это жесткая дорожная одежда, которая обеспечивает высокую несущую способность основания. Он имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционными основаниями из каменных материалов: обладает высокой прочностью, водо– и морозостойкостью.
«На обходе Усолья конструкция дорожной одежды состоит из 5 см слоя покрытия из ЩМА-15, 16 см пористой асфальтобетонной смеси и 22 см песчано-гравийной смеси, укрепленной цементом», – рассказывает Павел Федоров, заместитель директора по производству Усольского филиала АО «Труд».
Надо отметить, что в АО «Труд» вот уже 10 лет как создано свое мостовое подразделение, поэтому фактически 90% работ здесь производят собственными силами, без привлечения субподрядных организаций.
«На этом объекте мы построили 5 мостов на реках Тельминка, Биликтуйка, Картагон и Целота. Мосты построены на забивных сваях с монолитными ростверками. Возведены 5 путепроводов на естественном основании с подпорными стенками. Два путепровода проходят над железными дорогами, и одна из них – Транссиб. В районе населенных пунктов Большая Елань и Нефтехимик построены два металлических пешеходных перехода. Каждый оснащен подъемниками для маломобильных групп населения. В районе развязки на Большую Елань построены шумовые экраны – 1395 метров для защиты местных жителей от шумовых эффектов федеральной трассы», – отмечает Павел Чеботарев, заместитель директора по строительству мостов Усольского филиала АО «Труд».
Напомним: новая дорога позволит обойти Усолье–Сибирское и Тельму, увеличить пропускную способность до 30 тыс. автомобилей в сутки, вывести транзитный транспорт из населенных пунктов. Построенный участок протяженностью 42,7 км станет продолжением обхода Ангарска. Таким образом, участок от «Мальты» до Иркутска будет четырехполосным. Для обеспечения безопасности на участке построены шесть транспортных развязок, два крытых надземных пешеходных перехода, четыре автобусные остановки, 28 км линий наружного освещения, установлены 64 км барьерного ограждения и 532 дорожных знака. Дорожники установили 1,4 км шумовых экранов в районе населенных пунктов и нанесли 57 тыс. кв м дорожной разметки термопластиком.
«На строительстве обхода Усолья–Сибирского ежедневно трудились 600 человек – рабочих, ИТР, механизаторов. В пиковый период работали до 700 человек, в том числе 100 ребят Байкальского студенческого строительного отряда (БССО). Рабочие к нам приезжали со всей России, но традиционно больше половины – местное население из близлежащих городов – Усолья, Ангарска, Тулуна. Были задействованы 230 единиц техники. Данная работа – гордость для любого дорожника, такой объект бывает один раз в жизни», – говорит директор Усольского филиала АО «Труд» Евгений Рагозин.
Международный транспортный коридор «Европа – Западный Китай» был обозначен Председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным как приоритетный. Именно в рамках данной программы в Иркутской области шло строительство обхода Усолья–Сибирского.
«Почти 43 километра от реки Китой до поселка Мальта – это почти сплошная прямая линия шириной в четыре полосы, без светофоров и пересечений с железной дорогой. Я убежден, что с появлением обхода Усолья появится «зеленый коридор» для пользователей автомобильных дорог, ускорится движение по трассе Красноярск – Иркутск. Начнет развиваться придорожный сервис, пойдут поступления налогов в муниципальные бюджеты, будут созданы новые рабочие места, а с участием Минтранса России и Росавтодора мы все эти вопросы решим успешно», – отмечает депутат Государственной думы России Сергей Тен. Напомним, что строительство обхода Усолья–Сибирского для парламентария было делом чести и исполнением наказов его избирателей.
Все работы на объекте строители завершили к Дню дорожника. По итогам сезона отраслевыми наградами, грамотами и благодарностями отмечены более 90 человек – строителей обхода Усолья–Сибирского. Людей разных профессий и специальностей, которых объединило стремление соединять пространство и время, чтобы мы, пользователи дорог, могли комфортно и легко решать свои задачи и исполнять мечты.
Юрий ПАВЛОВ
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.