Амбициозные задачи выполним
Нацпроекты
В России стартовал новый национальный проект «Инфраструктура для жизни». Он сменил нацпроект «Безопасные качественные дороги», ставший символом и локомотивом масштабных преобразований в дорожно–транспортной инфраструктуре страны.
Оценил выполнение проекта и его пользу для автомобилистов и пешеходов руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков на пленарной дискуссии в рамках конференции «Дорожное строительство в России». Он также обозначил новые приоритеты работы дорожной отрасли в рамках следующей шестилетки.
Национальный проект «Безопасные качественные дороги» стал самым эффективным и заметным в России за последние шесть лет. Благодаря целенаправленной работе на всех уровнях были выполнены все заявленные показатели. В частности, практически в два раза – с 44% до 85% – увеличилась доля дорожной сети, соответствующей нормативным требованиям в крупнейших городских агломерациях. С 43,6% до 54,8% – доля автодорог региональной сети. Это существенная цифра, если учесть, что в ряде регионов (например, Марий–Эл) стартовая позиция равнялась 1%. Всего за шесть лет в 84 субъектах страны были построены, реконструированы, отремонтированы более 166 тыс. км автодорог; объем устройства покрытий составил порядка 1 млрд кв. м. «Это огромный объем, несоизмеримый ни с чем, что до этого делалось на дорогах Российской Федерации, а задачи нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» – еще более амбициозные», – подчеркнул руководитель Росавтодора.
Важным элементом нового проекта является увязка дорожной деятельности с другими федеральными и региональными проектами в сфере жилищного строительства, коммунальной инфраструктуры, благоустройства, работы общественного транспорта, а также с развитием таких направлений, как туризм и налаживание экономических связей между регионами страны.
Еще одна новая задача – развитие автодорожной сети в опорных населенных пунктах, число которых превышает 2 тыс. По итогам следующих шести лет 30% этой дорожной сети должны достигать нормативных показателей. Продолжится модернизация региональной дорожной сети, уже достигнут показатель в 50%, а сейчас стоит задача увеличить показатель нормативного состояния региональной сети до 60%. «Это весомый вклад в развитие всей транспортной инфраструктуры в Российской Федерации», – прокомментировал Роман Новиков.
Не менее важная перспектива – строительство 50 обходов городов к 2030 году на сети федеральных автодорог, что позволит стимулировать экономику регионов, а также повысить комфорт проживания в этих населенных пунктах. Первые результаты уже есть: досрочно введены в строй обход Гудермеса, обход Нижнекамска и Набережных Челнов, обход пяти населенных пунктов в Республике Башкортостан (Исаметово, Верхнеяркеево, Лаяшты, Ишкарово, Асяново), второй этап обхода Волгограда и другие объекты, которые во-
шли в зачет показателей нового национального проекта.
Все эти шаги должны служить решению еще одной глобальной задачи, которую ставит Минтранс России, – обеспечения бесшовной логистики. То есть вся опорная сеть (на сегодняшний момент вместе с опорной сетью новых субъектов РФ она составляет 140,5 тыс. км) к 2030 году должна работать на принципе бесшовности и иметь единый подход в части технических показателей и пропускной способности. Это относится как к федеральной, так и региональной дорожной сети.
Другой важный показатель нового нацпроекта лежит в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, стоит задача в полтора раза снизить смертность на автомобильных дорогах страны к 2030 году, и в два раза – к 2036 году. «Это очень амбициозная задача, – подчеркнул глава Росавтодора. – В настоящее время мы обсуждаем с коллегами из главного управления, региональных комиссий по безопасности дорожного движения, управлений госавтоинспекции новые мероприятия (которые выходят за рамки технических) для того, чтобы достичь этих показателей в установленные сроки».
Конечно, все мероприятия, обозначенные в нацпроекте «Инфраструктура для жизни», влекут за собой привлечение существенных финансовых ресурсов. «В 2024 году бюджет Дорожного фонда, реализуемого Федеральным дорожным агентством, на начало прошлого года составлял 854 млрд руб., а на конец года – 1,12 трлн руб. Правительство Российской Федерации своевременно закрыло финансирование по исполнению этих работ, и денежные средства были доведены до бюджетополучателей – дорожно–строительных компаний и организаций, которые занимаются содержанием, ремонтом и поддержанием дорожной сети как федерального, так и регионального значения», – рассказал Роман Новиков.
Кроме того, все заявленные объемы дорожных работ должны быть подтверждены техническими и материальными ресурсами. Как подчеркнул руководитель ФДА, всего для дорожной отрасли страны необходимы 11 групп строительных материалов. «Еще 15 лет назад было трудно представить себе, что отрасль могла обойтись без импорта, например, геосинтетики. Однако сегодня производство всех необходимых материалов полностью импортозамещено и локализовано на территории России», – добавил он.
Постоянно совершенствуется нормативная база: благодаря активной работе отраслевого сообщества дорожное хозяйство страны обладает самой современной нормативной базой. За последние несколько лет были обновлены дополнительно 440 документов, что позволяет полноценно выполнять все виды дорожных работ. Локализуется и производство лабораторного и испытательного оборудования.
Важнейшим условием достижения поставленных целей является наличие современной дорожно–строительной техники. В этом направлении поставлена амбициозная задача перейти на отечественное. На сегодня на дорожных работах в стране совокупно используются порядка 51 тыс. единиц строительной и прочей вспомогательной техники и малого оборудования. Согласно оценке Росавтодора и РОСДОРНИИ, порядка 54% – отечественного производства. «Здесь нам предстоит еще долгий путь как по совершенствованию разрабатываемой техники, так и по ее номенклатуре, но эта работа продолжается», – отметил Роман Новиков.
Одним из направлений нового нацпроекта является внедрение в городах интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Эта работа начата в рамках предыдущего нацпроекта БКД и сегодня актуализирована с учетом требований дня. Итогом стало то, что в 56 городах уже реализованы мероприятия по внедрению ИТС. Более того, в новом программном документе поставлена важная задача перейти в так называемую систему Росавтодор 2.0. «То есть необходимо научиться создавать основу для управления процессами, а также управления дорожным движением в цифровом формате, в формате интеллектуальных транспортных систем, – пояснил глава Росавтодора. – В настоящее время ФДА
совместно с субъектами прорабатывает вопросы дальнейшего внедрения ИТС. База для этого создана очень хорошая».
В целом вопросы цифровизации становятся новым фундаментом работы отрасли и находятся в числе приоритетных для ФДА. Напомним: в рамках перехода к клиентоцентричности и цифровому оказанию государственных услуг Росавтодор вошел пятерку лидеров по цифровизации среди ФОИВов по итогам 2024 года. Именно с цифровизацией связаны и перспективы развития дорожной отрасли. «Нам надо поработать над практическим применением цифры. Например, в перспективе перейти к беспилотному управлению транспортом и дорожными машинами при производстве дорожных работ, как это сейчас происходит в Китае», – предложил спикер. Он выразил уверенность, что со временем все амбициозные задачи, которые ставит перед отраслью время, будут выполнены.
Людмила ИЗЪЮРОВА, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.