НАЦПРОЕКТЫ
Согласно данным статистики, в России примерно четверть населения проживает в сельской местности. Развитие и модернизация транспортной инфраструктуры становятся важной задачей для поддержания связности территории и создания благоприятных условий жизни на селе.
Развитие сельских дорог является одной из ключевых целей дорожного комплекса на современном этапе. Об этом говорит тот факт, что одной из шести государственных программ, входящих в нацпроект «Инфраструктура для жизни», является государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий».
В 2025 году на мероприятия по развитию транспортной̆ инфраструктуры на сельских территориях предусмотрены субсидии из федерального бюджета в размере 9,3 млрд руб. За счет этих средств в 44 российских регионах будут производиться работы на 196 дорожных объектах. Планируется, что по итогам года будут введены в эксплуатацию 187 участков автодорог общей протяженностью 338 км. Из них 87 объектов – это строительство и реконструкция (170 км) и сто объектов – ремонт (168 км).
В прошлом году размер федеральных субсидий на мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры на сельских территориях был еще больше – 10,5 млрд руб. На эти средства были введены в эксплуатацию 479 км автомобильных дорог на сельских территориях в 45 субъектах. Из них построены и реконструированы в общей сложности 185 км (90 объектов), отремонтированы, в том числе капитально, –
294 км (104 объекта). В рамках господдержки в 2023 году были выделены 10,3 млрд руб., благодаря чему введены в эксплуатацию 320 км автодорог; в 2022 году – 8,7 млрд руб. (255,9 км); в 2021 году – 6,8 млрд руб. (228 км).
Как рассказали в пресс–службе Минтранса России, приоритетность дорожных работ на тех или иных участках дорог зависит от Минсельхоза России: в первую очередь выбираются те участки, которые решают задачи комплексного развития сельских территорий, причем в приоритете – развитие агропромышленного комплекса.
Кроме того, развитие автодорожной инфраструктуры на сельских территориях идет за счет государственной поддержки в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Так, бюджетам субъектов в рамках реализации федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Инфраструктура для жизни» предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на приведение в нормативное состояние дорог межмуниципального значения (включая искусственные сооружения), а также искусственных сооружений на автомобильных дорогах местного значения. В данном случае отбор и планирование мероприятий по ремонтным работам зависят от решения самого субъекта.
Интересно, что понятия «сельские дороги» законодательно не существует. Но есть ряд других терминов: в правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета в рамках госпрограммы закреплены понятия «сельские агломерации», «сельские территории», «территория реализации мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры». Общая протяженность автодорог общего пользования местного значения по сельским территориям в стране, по данным на 1 января 2024 года, составила 770,9 тыс. км (без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областям).
При этом 27% сельских населенных пунктов не имеют автотранспортной связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования или с ближайшей железнодорожной станцией, морским или речным портом, аэропортом. Одной из основных задач дорожного комплекса на сегодняшний день является приведение сельских дорог в нормативное состояние. Проблемой остается накопленный недоремонт на этой сети из–за дефицита средств региональных и муниципальных дорожных фондов.
Стоит добавить, что автомобильные дороги на сельских территориях, как правило, относятся к IV и V категориям, что предполагает низкую интенсивность движения транспортных средств. В отношении них действуют требования, установленные ГОСТ Р 58818–2020 «Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет». На таких автотрассах согласно ГОСТ Р 59120–2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования» допускается применение разнообразных покрытий, включая грунты, укрепленные вяжущими или улучшенные различными местными материалами, а также техногенные грунты. Существующие стандарты не ограничивают применение инновационных технологий строительства, способствующих повышению качества дорожного покрытия при снижении затрат, подчеркнули в Минтрансе России.
Людмила ИЗЪЮРОВА,
обозреватель «ТР»