Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Станут частью скоростного маршрута

 |  redaktor  |  Автомобильные дороги

Мост для «российской Амазонки» свяжет Центральную Россию с Дальним Востоком

В Республике Саха (Якутия) с началом наступления летнего периода продолжается строительство первого в Якутии моста через реку Лена. Это масштабный инфраструктурный проект, не имеющий аналогов в мировом мостостроении: вантовых мостов в условиях вечной мерзлоты еще никто не строил. Проект реализуется в формате концессии.
После завершения ледохода на реке Лене в районе Якутска начался летний строительный сезон. Напомним: строительство стартовало в 2023 году. В октябре 2024–го на объекте начались буровые работы. В зимний период 2024–2025 годов, несмотря на 40–градусные морозы, осуществлялись работы на сварных конструкциях и по установке свай. На левом берегу выполнено устройство свайного основания первых опор моста с четвертой по шестую, всего забетонировано 69 свай, рассказал директор проекта по строительству Группы «ВИС» Антон Крупнов.
На правом берегу, в районе села Хаптагай, специалисты подготовили технологические площадки для начала буровых работ на фундаментах опор правобережной эстакады моста. В настоящее время ведется бурение скважины буронабивной сваи на 29–й опоре. Работы проводятся под строительным контролем ФАУ «Росдорнии» при участии представителей генпроектировщика. В работах задействованы 150 человек и 55 единиц техники. Всего по проекту для правобережной эстакады будет установлено 17 опор на 341 свае, максимальная длина которых составит почти 40 м (это сравнимо с высотой 13–этажного дома), а диаметр –
1,5 м.
В зимнем сезоне 2025 года также проделана грандиозная работа по доставке 4560 тонн металлоконструкций по зимнику из Тюмени – для этих целей были задействованы 290 тягачей. Металл нужен для сооружения коффердамов (временная конструкция, представляющая собой водонепроницаемый каркас, внутри которого можно проводить работы на дне водоема даже в сложных гидрологических условиях при сильном течении, ледоходе или сезонных колебаниях уровня воды).
В апреле на строительной площадке началось устройство стапельного участка, где будут собираться эти наплавные коффердамы. Сейчас на левом берегу продолжается монтаж металлоконструкций первого из трех коффердамов. Он будет выведен в русло реки для устройства пилона (опоры
№ 10) вантового моста. Заготовлены армокаркасы для продолжения работ по устройству буронабивных свай под опоры моста. Основной фронт этих работ после окончания паводка развернется на правом берегу. Здесь проектом предусмотрено 15 опор мостового перехода, а всего предстоит возвести 26 опор, три из которых – пилоны в русле реки.
Также завершается переустройство русла реки Таммы, строители приступили к возведению переливной дамбы Восточно–Хаптагайской протоки. Плановый период начала работ в текущем летнем сезоне – июнь. Работы ведутся в соответствии с установленными сезонными допусками. Мостовики планируют, что до конца года будет выполнен значительный строительный объем по основной русловой части моста.

Будет связь
с Большой землей

Ленский мост будет первым в Республике Саха (Якутия). Это значимый инфраструктурный проект для региона и страны в целом. Сейчас река Лена разделяет столицу региона – Якутск на две части, сообщение между которыми осуществляется в холодное время года зимниками, а в летнее – посредствам паромов, время ожидания которых достигает четырех часов. Также исторически сложилось, что аэропорт Якутска находится на левом берегу, а железная дорога – на правом. Это сдерживает развитие агломерации и доставляет массу неудобств как жителям региона, так и бизнесу. Из–за отсутствия круглогодичного сухопутного сообщения между Восточной и Западной частью Якутии около 70% населения не имеет связи с Большой землей по полгода.
Строящийся мостовой переход через реку Лена призван решить эти и многие другие проблемы.
Мост свяжет пять автодорог регионального значения и три федеральные автомобильные дороги – А–360 «Лена», Р–504 «Колыма» и А–331 «Вилюй», то есть фактически Восточную часть России с побережьем Охотского моря, а также соединит Транссибирскую и Байкало–Амурскую магистрали с Северным морским путем. Таким образом, он позволит создать транспортно–логистический узел, объединяющий железную дорогу, речной и авиационный транспорт, и сформировать северный широтный пояс «Восточная Сибирь – Мирный –
Якутск – Магадан». Благодаря мосту существующий маршрут от Новосибирска до Магадана сократится почти на тысячу километров. Планируется, что с запуском в эксплуатацию моста пассажиропоток вырастет до 8 млн человек в год.
Кроме того, мост принципиально изменит подход к обеспечению территории основными жизненно важными товарами в преддверии зимнего сезона. «Сейчас северный завоз в регион затруднен, потому что транспортная доступность формируется из мультимодальной модели, – разъяснил первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов. – То есть грузы завозятся последовательно всеми видами транспорта: железнодорожным, вод-
ным, автомобильным, а также переправами. С учетом соблюдения графиков и режимов работы объектов транспортной инфраструктуры сроки доставки грузов могут достигать двух лет. Такая сложная логистика увеличивает затраты бюджета на осуществление северного завоза. По оценкам экспертов, строительство моста позволит снизить его стоимость на 4 млрд руб. ежегодно. Как следствие – в большинстве населенных пунктов республики цена товаров на полке может снизиться примерно на 10%».

Большие
перспективы

Большие перспективы мост создаст и для разработки существующих и открытия новых месторождений. До сих пор отсутствие транспортной инфраструктуры сдерживало не только освоение, но и разведку полезных ископаемых, поскольку это было экономически не целесообразно. Совокупный положительный эффект от роста ВРП Якутии может составить до 3% ежегодно. По оценкам экспертов Министерства экономического развития РФ, социально–экономический эффект от реализации проекта превосходит инвестиции в 1,6 раза.
Строительство моста осуществляется по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина. Проект предусмотрен во всех основных стратегических документах по развитию Дальнего Востока и страны, включен в пятилетний план мероприятий дорожной деятельности.
Проект реализуется на основе частной концессионной инициативы, соглашение о которой подписано в 2020 году между правительством Республики Саха (Якутия) и ООО «Восьмая концессионная компания» (входит в Группу «ВИС»). Концессионер обеспечивает проектирование, строительство, организацию финансирования и последующую эксплуатацию моста в течение срока действия концессионного соглашения до 2044 года. Финансовым партнером проекта выступает Сбер. Объем инвестиций – 131,4 млрд руб., из которых 65 млрд руб. – поддержка федерального бюджета, 26 млрд руб. – региональный бюджет, 41,4 млрд руб. – внебюджетные источники. На сегодня правительство республики работает над структурой опережающего финансирования 2025 года на 22,6 млрд руб. за счет средств, предусмотренных в 2026–2027 годах. Строительный комплекс готов выполнить все запланированные работы и обеспечить техническую готовность объекта до 20% в 2025 году. «Чем быстрее идет строительство, тем оно обходится дешевле», – добавил Гаджимагомед Гусейнов.

«Российская Амазонка»

«Строительство мостового перехода через реку Лена – это безальтернативный путь развития транспортной инфраструктуры всего Дальнего Востока, – заявил председатель правительства Республики Саха (Якутия) Кирилл Бычков. – Однако проект имеет несколько особенностей, продиктованных локацией объекта». Он напомнил, что река Лена входит в десятку крупнейших водных артерий и по своей водоотдаче сравнима с Амазонкой. Скорость течения «российской Амазонки» довольно высокая, и при этом она меняет русло: каждый год отмели и наносные острова появляются в разных местах. Также надо учитывать бурный характер ледохода: бывает, что за зиму толщина льда достигает трех метров, и когда начинается снеготаяние, река с глыбами льда сносит все на своем пути. Еще одна особенность – нестабильность вечномерзлых грунтов на данной территории, которые зачастую характеризуются наличием карстовых пород. Растепление грунтов в непосредственной близости к водной артерии – существенный фактор, который также влияет и на ход строительства, и на эксплуатацию сооружения в дальнейшем, предупредил эксперт.
Именно поэтому перед проектной организацией – АО «Институт Гипростроймост – Санкт–Петербург» – стояла очень сложная задача: учесть все эти нюансы и разработать оптимальный проект. В итоге было определено расположение будущего мостового перехода – от села Старая Табага до села Хаптагай Мегино–Кангаласского района. При выборе месторасположения моста и подходов к нему учитывалась необходимость обеспечить безопасность указанных населенных пунктов во время паводков и сохранить гидрологическую обстановку. Это самая узкая русловая часть, во всех остальных прилегающих к городу Якутску территориях русло реки и фарватер меняются, и там невозможно точно определить правильное размещение опор. «В этом месте сравнительно крепкий скальный грунт с обеих сторон, что обеспечивает более устойчивое крепление к берегам, – рассказал Кирилл Бычков. – Кроме того, выбранная локация наиболее безопасна при прохождении ледоходов, замерзании и шугировании на реке. Таким образом, выбранный вариант пролегания сооружения обеспечит минимальное изменение русла реки, перепад высот при строительстве берегоукрепительных сооружений и максимальную защиту от стихии».
Если говорить непосредственно о проекте, то была предложена трехпилонная вантовая система с балочными эстакадами на подходах. По данным проектировщиков, длина моста составляет 5,36 км, в том числе русловой участок – 3,2 км, а общая длина сооружения с подходами – 14,7 км. Полная ширина моста – 21 м, две полосы движения. Высота центрального пилона – 279 м, что сравнимо с высотой Эйфелевой башни без шпиля; высота боковых пилонов – 182,5 м. Длина основных русловых пролетов – два по 840 м. Это больше длины пролета вантового моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке (830 м), но меньше, чем у Крымского моста (1100 м). Как поясняют эксперты, такое расстояние между опорами позволяет избежать затора льда и, соответственно, уменьшить паводковый риск на прилегающих территориях.
Мост рассчитан на пропускную способность до 5 тыс. автомобилей в сутки. Осевая нагрузка составит 14 тонн на ось, но по специальному допуску возможен проезд с двойной нагрузкой. Учитывая, что это концессионный проект, проезд по мосту будет платным, но только для грузовых автомобилей. При этом существующие паромные переправы будут продолжать работу в обычном режиме.Мост для
«российской Амазонки»

свяжет Центральную Россию с Дальним Востоком

В Республике Саха (Якутия) с началом наступления летнего периода продолжается строительство первого в Якутии моста через реку Лена. Это масштабный инфраструктурный проект, не имеющий аналогов в мировом мостостроении: вантовых мостов в условиях вечной мерзлоты еще никто не строил. Проект реализуется в формате концессии.
После завершения ледохода на реке Лене в районе Якутска начался летний строительный сезон. Напомним: строительство стартовало в 2023 году. В октябре 2024–го на объекте начались буровые работы. В зимний период 2024–2025 годов, несмотря на 40–градусные морозы, осуществлялись работы на сварных конструкциях и по установке свай. На левом берегу выполнено устройство свайного основания первых опор моста с четвертой по шестую, всего забетонировано 69 свай, рассказал директор проекта по строительству Группы «ВИС» Антон Крупнов.
На правом берегу, в районе села Хаптагай, специалисты подготовили технологические площадки для начала буровых работ на фундаментах опор правобережной эстакады моста. В настоящее время ведется бурение скважины буронабивной сваи на 29–й опоре. Работы проводятся под строительным контролем ФАУ «Росдорнии» при участии представителей генпроектировщика. В работах задействованы 150 человек и 55 единиц техники. Всего по проекту для правобережной эстакады будет установлено 17 опор на 341 свае, максимальная длина которых составит почти 40 м (это сравнимо с высотой 13–этажного дома), а диаметр –
1,5 м.
В зимнем сезоне 2025 года также проделана грандиозная работа по доставке 4560 тонн металлоконструкций по зимнику из Тюмени – для этих целей были задействованы 290 тягачей. Металл нужен для сооружения коффердамов (временная конструкция, представляющая собой водонепроницаемый каркас, внутри которого можно проводить работы на дне водоема даже в сложных гидрологических условиях при сильном течении, ледоходе или сезонных колебаниях уровня воды).
В апреле на строительной площадке началось устройство стапельного участка, где будут собираться эти наплавные коффердамы. Сейчас на левом берегу продолжается монтаж металлоконструкций первого из трех коффердамов. Он будет выведен в русло реки для устройства пилона (опоры
№ 10) вантового моста. Заготовлены армокаркасы для продолжения работ по устройству буронабивных свай под опоры моста. Основной фронт этих работ после окончания паводка развернется на правом берегу. Здесь проектом предусмотрено 15 опор мостового перехода, а всего предстоит возвести 26 опор, три из которых – пилоны в русле реки.
Также завершается переустройство русла реки Таммы, строители приступили к возведению переливной дамбы Восточно–Хаптагайской протоки. Плановый период начала работ в текущем летнем сезоне – июнь. Работы ведутся в соответствии с установленными сезонными допусками. Мостовики планируют, что до конца года будет выполнен значительный строительный объем по основной русловой части моста.

Будет связь
с Большой землей

Ленский мост будет первым в Республике Саха (Якутия). Это значимый инфраструктурный проект для региона и страны в целом. Сейчас река Лена разделяет столицу региона – Якутск на две части, сообщение между которыми осуществляется в холодное время года зимниками, а в летнее – посредствам паромов, время ожидания которых достигает четырех часов. Также исторически сложилось, что аэропорт Якутска находится на левом берегу, а железная дорога – на правом. Это сдерживает развитие агломерации и доставляет массу неудобств как жителям региона, так и бизнесу. Из–за отсутствия круглогодичного сухопутного сообщения между Восточной и Западной частью Якутии около 70% населения не имеет связи с Большой землей по полгода.
Строящийся мостовой переход через реку Лена призван решить эти и многие другие проблемы.
Мост свяжет пять автодорог регионального значения и три федеральные автомобильные дороги – А–360 «Лена», Р–504 «Колыма» и А–331 «Вилюй», то есть фактически Восточную часть России с побережьем Охотского моря, а также соединит Транссибирскую и Байкало–Амурскую магистрали с Северным морским путем. Таким образом, он позволит создать транспортно–логистический узел, объединяющий железную дорогу, речной и авиационный транспорт, и сформировать северный широтный пояс «Восточная Сибирь – Мирный –
Якутск – Магадан». Благодаря мосту существующий маршрут от Новосибирска до Магадана сократится почти на тысячу километров. Планируется, что с запуском в эксплуатацию моста пассажиропоток вырастет до 8 млн человек в год.
Кроме того, мост принципиально изменит подход к обеспечению территории основными жизненно важными товарами в преддверии зимнего сезона. «Сейчас северный завоз в регион затруднен, потому что транспортная доступность формируется из мультимодальной модели, – разъяснил первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов. – То есть грузы завозятся последовательно всеми видами транспорта: железнодорожным, вод-
ным, автомобильным, а также переправами. С учетом соблюдения графиков и режимов работы объектов транспортной инфраструктуры сроки доставки грузов могут достигать двух лет. Такая сложная логистика увеличивает затраты бюджета на осуществление северного завоза. По оценкам экспертов, строительство моста позволит снизить его стоимость на 4 млрд руб. ежегодно. Как следствие – в большинстве населенных пунктов республики цена товаров на полке может снизиться примерно на 10%».

Большие
перспективы

Большие перспективы мост создаст и для разработки существующих и открытия новых месторождений. До сих пор отсутствие транспортной инфраструктуры сдерживало не только освоение, но и разведку полезных ископаемых, поскольку это было экономически не целесообразно. Совокупный положительный эффект от роста ВРП Якутии может составить до 3% ежегодно. По оценкам экспертов Министерства экономического развития РФ, социально–экономический эффект от реализации проекта превосходит инвестиции в 1,6 раза.
Строительство моста осуществляется по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина. Проект предусмотрен во всех основных стратегических документах по развитию Дальнего Востока и страны, включен в пятилетний план мероприятий дорожной деятельности.
Проект реализуется на основе частной концессионной инициативы, соглашение о которой подписано в 2020 году между правительством Республики Саха (Якутия) и ООО «Восьмая концессионная компания» (входит в Группу «ВИС»). Концессионер обеспечивает проектирование, строительство, организацию финансирования и последующую эксплуатацию моста в течение срока действия концессионного соглашения до 2044 года. Финансовым партнером проекта выступает Сбер. Объем инвестиций – 131,4 млрд руб., из которых 65 млрд руб. – поддержка федерального бюджета, 26 млрд руб. – региональный бюджет, 41,4 млрд руб. – внебюджетные источники. На сегодня правительство республики работает над структурой опережающего финансирования 2025 года на 22,6 млрд руб. за счет средств, предусмотренных в 2026–2027 годах. Строительный комплекс готов выполнить все запланированные работы и обеспечить техническую готовность объекта до 20% в 2025 году. «Чем быстрее идет строительство, тем оно обходится дешевле», – добавил Гаджимагомед Гусейнов.

«Российская Амазонка»

«Строительство мостового перехода через реку Лена – это безальтернативный путь развития транспортной инфраструктуры всего Дальнего Востока, – заявил председатель правительства Республики Саха (Якутия) Кирилл Бычков. – Однако проект имеет несколько особенностей, продиктованных локацией объекта». Он напомнил, что река Лена входит в десятку крупнейших водных артерий и по своей водоотдаче сравнима с Амазонкой. Скорость течения «российской Амазонки» довольно высокая, и при этом она меняет русло: каждый год отмели и наносные острова появляются в разных местах. Также надо учитывать бурный характер ледохода: бывает, что за зиму толщина льда достигает трех метров, и когда начинается снеготаяние, река с глыбами льда сносит все на своем пути. Еще одна особенность – нестабильность вечномерзлых грунтов на данной территории, которые зачастую характеризуются наличием карстовых пород. Растепление грунтов в непосредственной близости к водной артерии – существенный фактор, который также влияет и на ход строительства, и на эксплуатацию сооружения в дальнейшем, предупредил эксперт.
Именно поэтому перед проектной организацией – АО «Институт Гипростроймост – Санкт–Петербург» – стояла очень сложная задача: учесть все эти нюансы и разработать оптимальный проект. В итоге было определено расположение будущего мостового перехода – от села Старая Табага до села Хаптагай Мегино–Кангаласского района. При выборе месторасположения моста и подходов к нему учитывалась необходимость обеспечить безопасность указанных населенных пунктов во время паводков и сохранить гидрологическую обстановку. Это самая узкая русловая часть, во всех остальных прилегающих к городу Якутску территориях русло реки и фарватер меняются, и там невозможно точно определить правильное размещение опор. «В этом месте сравнительно крепкий скальный грунт с обеих сторон, что обеспечивает более устойчивое крепление к берегам, – рассказал Кирилл Бычков. – Кроме того, выбранная локация наиболее безопасна при прохождении ледоходов, замерзании и шугировании на реке. Таким образом, выбранный вариант пролегания сооружения обеспечит минимальное изменение русла реки, перепад высот при строительстве берегоукрепительных сооружений и максимальную защиту от стихии».
Если говорить непосредственно о проекте, то была предложена трехпилонная вантовая система с балочными эстакадами на подходах. По данным проектировщиков, длина моста составляет 5,36 км, в том числе русловой участок – 3,2 км, а общая длина сооружения с подходами – 14,7 км. Полная ширина моста – 21 м, две полосы движения. Высота центрального пилона – 279 м, что сравнимо с высотой Эйфелевой башни без шпиля; высота боковых пилонов – 182,5 м. Длина основных русловых пролетов – два по 840 м. Это больше длины пролета вантового моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке (830 м), но меньше, чем у Крымского моста (1100 м). Как поясняют эксперты, такое расстояние между опорами позволяет избежать затора льда и, соответственно, уменьшить паводковый риск на прилегающих территориях.
Мост рассчитан на пропускную способность до 5 тыс. автомобилей в сутки. Осевая нагрузка составит 14 тонн на ось, но по специальному допуску возможен проезд с двойной нагрузкой. Учитывая, что это концессионный проект, проезд по мосту будет платным, но только для грузовых автомобилей. При этом существующие паромные переправы будут продолжать работу в обычном режиме.


На участках трассы М–7 «Волга» в Татарстане возведены 4 мостовых перехода

Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков в рамках рабочей поездки провел производственное совещание на 1120–м км участка реконструкции федеральной трассы М–7 «Волга», который войдет в скоростной маршрут Казань – Екатеринбург.
В совещании приняли участие министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Ханифов, представители ФКУ «Волго–Вятск-
управтодор», ФКУ Упрдор «Приуралье» и подрядных организаций.
Реконструкция ведется с 1061–го по 1166–й км трассы М–7 «Волга». Перед строителями стоит задача на участке протяженностью 96,5 км расширить количество полос с двух до четырех, построить и реконструировать шесть мостов разных классов протяженностью от 47 до 223 м. Кроме того, в составе объектов предусмотрено строительство 11 транспортных развязок и путепроводов и 19 надземных пешеходных переходов.
«Работы на участках реконструкции ведутся согласно графику в круглосуточном режиме. На сегодняшний день техническая готовность участков составляет 66%. Дорожная одежда выполнена на 71%, уложено 904 тыс. тонн асфальтобетона из предусмотренных проектом 1 млн 281 тыс. тонн», – сообщил начальник ФКУ «Волго–Вятскуправтодор» Илдар Мингазов.
Для производства смеси смонтированы четыре асфальтобетонных завода в н.п. Бурды, Кузембетьево, Степановка и Старое Байсарово. Также на территории строительных городков установлены бетонные заводы и грунтосмесительные установки. Функционируют лабораторные посты, где проводится входящий контроль качества всех материалов, используемых в строительстве трассы, в том числе битумных вяжущих и асфальтобетонной смеси.
Активно модернизируют и искусственные сооружения. На участках реконструкции возвели семь путепроводов и четыре мостовых перехода (через реки Шильнебашка, Ашпалинка, Мензеля и Дарьянка). Завершается строительство оставшихся искусственных сооружений. На данный момент в высокой степени готовности еще четыре путепровода, а также два моста через реки Ик и Сюнь, по которым запущено движение по одному направлению. На втором направлении по обоим мостам завершено устройство опор и пролетных строений, ведутся работы по устройству сопряжений с насыпью, гидроизоляции плит пролетного строения и конусов укрепления устоев, а также струенаправляющих дамб.
В ходе рабочей поездки в Республику Татарстан Роман Новиков встретился с Раисом республики Рустамом Миннихановым для обсуждения плана дорожной деятельности. На встрече с главой региона Роман Новиков отметил положительную динамику снижения аварийности на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, проходящих по территории республики. За первые четыре месяца текущего года количество ДТП снизилось на 22,1%, пострадавших в них – на 30,8%, а погибших – на 18,9% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
«Добиться положительных результатов в обеспечении безопасности движения получилось в том числе благодаря нашим совместным усилиям, работе региональных проектных команд. В этом году нормативное состояние опорной сети, в которую входят федеральные трассы и ключевые региональные дороги, доведем до 78,6%», – рассказал Роман Новиков.
Отдельно стороны обсудили реализацию национального проекта «Инфраструктура для жизни». В Республике Татарстан в 2025 году благодаря нацпроекту планируют привести в нормативное состояние свыше 220 км региональной и местной дорожной сети.
В Казани ведется капитальный ремонт проспекта Хусаина Ямашева от улицы Адоратского до третьей транспортной дамбы в Ново–Савиновском районе. Протяженность объекта – 320 м. Участок соединяет Советский и Ново–Савиновский районы города и входит в состав Большого Казанского кольца. Кроме того, он обеспечивает подъезд к футбольному стадиону «Ак Барс Арена» – одному из самых больших стадионов России вместимостью более 45 тыс. человек.
Особое внимание в регионе уделяется обновлению искусственных сооружений. В частности, завершаются работы по реконструкции 48–метрового моста через реку Возжайку в селе Камаево Менделеевского муниципального района. Работы здесь ведутся с мая 2024 года. Сооружение обеспечивает подъезд к общеобразовательной школе и многофункциональному центру, в котором расположены сельский дом культуры, библиотека и фельдшерско–акушерский пункт.
Еще одно сооружение реконструируют в селе Ямашево Рыбно–Слободского муниципального района. Это мост через реку Ачису на улице Хади Такташа протяженностью 7 м, который обеспечивает подъезд к сельскому дому культуры и общеобразовательной школе. Завершить работы планируется уже в ноябре 2025 года.

Преодолевая
водные преграды

Мостовое хозяйство страны обновляется

Искусственные сооружения являются неотъемлемыми элементами единого дорожного каркаса страны. Если участок автодороги находится в ненормативном состоянии, то по нему все равно можно проехать, хоть и с меньшим комфортом.
Но если в аварийном состоянии мост, то движение будет просто невозможно. Без сообщения и грузов останутся целые города и районы. Поэтому приведение искусственных сооружений в нормативное состояние является приоритетным направлением деятельности дорожного комплекса.
Именно искусственные сооружения обеспечивают бесшовность логистики, связанность территорий и мобильность населения. Причем их значимость одинаково высока на дорогах любой принадлежности.
Если говорить про федеральную автодорожную сеть, то до 2030 года на ней планируется построить более ста мостов общей протяженностью более 40 км. В настоящее время на сети, подведомственной Росавтодору, в процессе строительства и реконструкции находятся свыше 250 искусственных сооружений; силами Госкомпании «Автодор» возводятся 162 искусственных сооружения. В числе перспективных – 12–километровый мост через Волгу на южном обходе Саратова, который станет вторым по протяженности после Крымского. Кроме того, в рамках продления трассы М–12 «Восток» в этом году откроются мосты через реку Белую в Башкортостане протяженностью 813 м и мост через реку Большую Сарану в Свердловской области с высотой опор более 50 м.
Не менее важный момент – приведение в нормативное состояние мостов и путепроводов на региональной и местной дорожной сети. По данным программ дорожной деятельности субъектов Российской Федерации на 2025–2030 годы, размещенным в Федеральной государственной информационной системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов (ФГИС СКДФ), в 2025 году на региональной и местной дорожной сети запланировано отремонтировать, реконструировать и построить 844 моста и путепровода общей протяженностью свыше 72,8 тыс. пог. м.
Только по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» в 2025 году планируется ввести в эксплуатацию (после строительства, реконструкции, капремонта и ремонта) более 500 мостов и путепроводов, расположенных на региональной и местной сети дорог, пояснили в пресс–службе Росавтодора. Напомним: в 2024 году по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» приведены в норматив более 700 мостов и путепроводов общей протяженностью 58,7 тыс. пог. м. А за шесть лет реализации нацпроекта БКД в регионах обновили 1823 искусственных сооружения общей протяженностью более 138 тыс. пог. м.
Как отметили в пресс–службе Правительства РФ, в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» нацпроекта «Инфраструктура для жизни» бюджетам субъектов в 2025 году предусмотрено оказание государственной поддержки на развитие и приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения, в том числе на мероприятия по приведению в нормативное состояние искусственных дорожных сооружений, в размере 257,9 млрд руб.
«Распределение федеральной поддержки в рамках региона осуществляется непосредственно органами управлениями субъекта Российской Федерации в соответствии с принятыми решениями региональных команд, – пояснили в пресс–службе. – В соответствии с действующими правилами регионы могут подать заявку на участие в отборе проектов, реализующихся на принципах ГЧП, для получения федеральной поддержки при реализации таких проектов. В случае если проект реализуется на принципах ГЧП, эксплуатация такого проекта осуществляется на платной основе с обязательной возможностью альтернативного бесплатного проезда, за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Чтобы оценить масштаб мостового хозяйства страны, приведем несколько цифр. По данным на начало этого года, всего на автодорогах федерального, регионального или межмуниципального значения насчитывается 35 127 искусственных сооружений общей протяженностью 1 790 063,170 пог. м. На сети автодорог местного значения – 26 835 мостов, путепроводов и эстакад протяженностью 946 606,8 пог. м.
Напомним также, что большая часть объектов мостового хозяйства возводилась в стране еще в середине прошлого века и проектировалась в расчете на определенную нагрузку. С тех пор интенсивность дорожного движения и нагрузка значительно увеличились. Поэтому перед отраслью стоит задача постепенно привести все мостовое хозяйство в соответствие с требованиями времени.

Людмила Изъюрова

обозреватель ТР


просмотры:

570

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться
Онлайн казино casino x - приглашает в мир азарта.