Опорная сеть автодорог обрастает инфраструктурой.
За последние годы в России построены тысячи километров автомобильных дорог высокого качества. Раньше такие мы видели только за рубежом. Удобство передвижения по ним признают жители страны, об этом свидетельствует показатель удовлетворенности россиян качеством и доступностью автотрасс.
Но, надо признать, комфортно себя чувствуют наши автомобилисты далеко не на всех участках межрегиональных маршрутов, из которых сплетена опорная сеть России. Есть участки автодорог (в основном региональных), которым до высокой планки еще далеко. Их–то и приводят в нормативное состояние, ремонтируют, модернизируют дорожники в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в первую очередь. Такова транспортная стратегия. Стране нужна дорожная сеть, которая станет опорой для ускоренного развития ее экономики, обеспечит связанность между собой регионов, крупных городов и центров экономического роста. Тогда у производителей товаров будет возможность беспрепятственно и максимально быстро перевозить сырье, материалы и готовую продукцию внутри страны и за рубеж, а передвижение соотечественников к местам работы и отдыха ускорится, они получат доступ к новым объектам культурно–бытового и медицинского назначения.
Чем длиннее плечо таких разноплановых поездок, тем больше будет возрастать роль так называемых объектов дорожного сервиса, расположенных вдоль автодорожных коммуникаций. В пути пользователям нужны точки общепита, отдыха, сохранности грузов, комплексного обслуживания и заправки автомобилей горючим и т. п. И с каждым годом требования автомобилистов к сервису на трассах становятся все разветвленнее. Ведь за окном ХХI век, и грузоперевозчикам уже недостаточно просто биотуалета у дороги, а у забегаловки, где в прогорклом дыму подают шаурму, они ни за что не остановятся.
Миссия современных дорог
Все вышесказанное – лишь подводка к теме, которая обсуждается представителями профессионального сообщества в последнее время все чаще. Проезд по современной автомагистрали экспертами рассматривается как инфраструктурная услуга.
«Сегодня становится очевидным, что автомобилисты, жители регионов воспринимают дорогу как комплексную услугу высокого качества. Например, погнутый знак, неустойчивая обочина, недостаточное количество заправок и пунктов питания могут испортить впечатление от поездки, даже несмотря на хорошее качество дорожного полотна», – отметил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
Миссия современных дорог заключается не только в том, чтобы дать людям возможность комфортно и безопасно передвигаться по территории страны, но и способствовать ускоренному развитию территорий, по которым они пролегают. А уж наличие на трассах объектов с широким спектром сервисных услуг само собой разумеется. Понятное дело, характер таких услуг на разных участках автодорог различного значения может варьироваться. Все зависит от того, кто по тому или иному маршруту преимущественно ездит: дальнобойщики со скоропортящимися грузами или владельцы личных авто со своими семьями. То есть интересы разных категорий пользователей в создаваемых многофункциональных зонах (МФЗ) придорожного сервиса должны быть учтены. И номера в отелях, и меню в придорожных кафе должны составляться и с учетом того, что их посетителями могут быть дети.
По словам генерального директора ООО «Автодор –Девелопмент» Анастасии Козловой, изучение пожеланий и предпочтений пользователей для специалистов Госкомпании «Автодор», занимающихся организацией таких услуг, – важная составляющая, которая учитывалась при выработке уникального подхода к созданию МФЗ. По ее словам, для специалистов компании человек на дороге – пользователь, который должен безопасно и комфортно доехать до конечной точки маршрута любой протяженности. Поэтому места остановок, контактов с пользователями всех участников рынка, оказывающих услуги, максимально важны.
Когда сеть магистральных дорог в стране только создавалась, незамысловатые объекты сервиса на оживленных участках располагались довольно часто. Поэтому примыканий к основной трассе было много. Все эти многочисленные съезды и переходно–скоростные полосы гасили скорость и влияли на безопасность движения. Для специалистов стало очевидно, что гораздо рациональнее и удобнее для пользователей собрать все услуги на одной территории под названием МФЗ. Благодаря этому сократилось количество примыканий, что повлияло на скорость прохождения транспортных потоков. Количество ДТП при этом пошло на убыль.
Госкомпания развивает опорную сеть скоростных дорог уже 14 лет. Сегодня ее протяженность – более 2000 км, а в конце этого года приблизится к 3000 км. Только в зоне тяготения автотрасс гос-
компании проживают 50 млн человек. Среди них не только пользователи скоростных магистралей, но и те жители ближайших населенных пунктов, которым дорога дала новые рабочие места, возможность оперативно реализовывать свой товар, посещать места отдыха и лечения.
По словам заместителя председателя правления по операторской деятельности и развитию пользовательских сервисов Госкомпании «Автодор» Константина Макиева, пользователями дорог компании являются как профессиональные водители, так и автомобилисты с детьми, которые едут на дачу, в отпуск или путешествия за сотни километров. Также по этим трассам перевозят грузы, идут автобусы. Одна из ключевых задач при реализации глобальных проектов – развитие инфраструктуры по пути следования пользователей.
Поездка по скоростной дороге становится комплексной услугой с возможностью быстро, безопасно проехать, вызвать аварийного комиссара, отдохнуть, поесть и заправиться на МФЗ. Для этого создаются объекты инфраструктуры под запросы водителей, а для бизнеса предлагаются типовые решения с площадками отдыха, отметил Константин Макиев.
Подход меняется
В последнее время меняется подход к созданию комплексных объектов дорожного сервиса на автомагистралях госкомпании и Росавтодора. Так, на участках трассы М–12 Москва – Казань ОДС появляются одновременно с вводом их в эксплуатацию. Скоростная автодорога сразу строится с покрытием сотовой связи, АЗС и площадками отдыха, которые в дальнейшем будут развиваться и наполняться услугами. В прошлом году был сдан первый участок трассы М–12 протяженностью 107 км. За счет того, что заранее было предусмотрено выделение земли под площадки отдыха и АЗС, на 51–м км была сразу же открыта автозаправка, а затем введена еще одна.
Кстати, к моменту завершения дорожно–строительных работ, которые ведет подведомственное Росавтодору ФКУ «Волго–Вятскуправтодор» на участках скоростного маршрута Казань – Екатеринбург в Татарстане, также должны появиться объекты дорожного сервиса. Так, на обходе Нижнекамска и Набережных Челнов предусмотрено создание 8 площадок для отдыха водителей с перспективой их развития (до конца 2024 года) в многофункциональные зоны дорожного сервиса. Еще 10 площадок отдыха будут построены в рамках реконструкции участков трассы М–7 «Волга» в Тукаевском, Мензелинском и Актанышском районах Татарстана от Набережных Челнов до границы с Башкортостаном.
Реализация в Татарстане крупномасштабных федеральных проектов, включая модернизацию автодорог М–7 «Волга» и М–5 «Урал», а также строительство дороги Алексеевское – Альметьевск с использованием механизма ГЧП, позволит создать новые логистические маршруты, соединяющие республику с регионами Поволжья, Центральной России и Урала, а также придаст дополнительный импульс развитию межрегиональной кооперации в условиях санкционных ограничений.
По словам Анастасии Козловой, опрос профессиональных водителей и владельцев бизнеса показал: для них важно, чтобы МФЗ прежде всего включали АЗС, точки горячего комплексного питания. Есть большой спрос на душевые; охраняемые стоянки востребованы даже на платных дорогах – таково требование страховых компаний. В этом же ряду – супермаркеты, автоматические прачечные, мойки машин. 37% пользователей хотят видеть в составе МФЗ станции технического обслуживания. Пожелание этой категории пользователей такое, чтобы все эти услуги входили в пакет обслуживания профессионального водителя на дороге.
Современная МФЗ – это фактически территория–трансформер, которую можно развивать в зависимости от инвестиционного спроса. На магистральных трассах специалисты стремятся применять типовые решения, чтобы у МФЗ был единый стандарт, и пользователь мог быстро сориентироваться и получить необходимую услугу. Для участников рынка это понятный стандартизированный подход. Предполагается, что транспортные потоки в таких многофункциональных зонах сервиса разделены, чтобы легковые автомобили не пересекались с грузовыми и был отдельный путь маневрирования для междугородных автобусов.
Новые возможности
Но МФЗ – это не только сервисы для пользователей, но и, как было сказано выше, новые возможности для региона. Специалисты предлагают на базе таких зон создавать транспортно–пересадочные узлы с локальными автобусными маршрутами, инфраструктурой, через которую можно предлагать интересные экскурсии к региональным достопримечательностям, организовать продажу местных товаров. Таким образом, МФЗ станут точками притяжения, где можно будет ознакомиться с туристическим потенциалом региона и попробовать национальные продукты.
Формирование качественного дорожного сервиса стимулирует развитие автотуризма, отметил начальник Управления земельно–имущественных отношений Росавтодора Александр Соколовский. А он в свою очередь положительно влияет на социально–экономическое развитие конкретного региона: начинает активизироваться бизнес, увеличивается объем продаж местных товаров, сувениров, строятся новые гостиницы, кафе и автомобильные сервисы.
Так, на сети федеральных дорог Приволжского федерального округа предусмотрено создание 50 многофункциональных зон. Для их размещения требуется участие государства и частного бизнеса, который и будет предоставлять услуги. Создаваемые зоны могут включать многотопливные АЗС, электрозарядные станции, площадки отдыха, пункты общественного питания, СТО, мотели и места продажи сувенирной и местной продукции. А всего в настоящее время, напомнил Александр Соколовский, вдоль федеральных трасс Росавтодора размещены более
11 тыс. объектов дорожного сервиса. Но далеко не всегда они предоставляют весь комплекс услуг. Росавтодор совместно с коллегами из ГК «Автодор» активно работают над созданием современных МФЗ. Важно, чтобы опыт федеральных дорожников активно использовался и в регионах.
Стратегическое направление
Переориентация логистических маршрутов на Восток привела к резкому увеличению объемов грузоперевозок по федеральным трассам в этом направлении. Поэтому задачи повышения качества автодорог, их надежности и безопасности, развития придорожной инфраструктуры в Сибирском федеральном округе приобретают все более стратегический характер. Так, в Новосибирской области в ближайшие пять лет будут проведены работы почти на 430 км дорог опорной сети. Выгодное географическое положение региона требует скорейшего развития транспортной инфраструктуры. В транспортном каркасе Новосибирской агломерации особое значение отводится объектам дорожной сети, которые входят в состав перспективного маршрута от Казани через Новосибирск к Монголии и Китаю. Это в первую очередь строящийся восточный обход Новосибирска и реконструкция участка трассы Р–254 «Иртыш» (1422–1442–й км), который планируется расширить с двух до четырех–шести полос движения.
С реализацией проекта пропускная способность западного въезда в Новосибирск на протяжении 50 км увеличится до 46 тыс. автомобилей в сутки, что в два раза сократит время в пути. Проект также предусматривает строительство четырех двухуровневых транспортных развязок, моста через реку Чик длиной около 80 м, шести путепроводов и одного надземного пешеходного перехода. Для удобства водителей будут оборудованы две площадки отдыха, а для комфорта жителей прилегающих населенных пунктов – акустические экраны общей протяженностью 8,5 км. По всему основному ходу участка и на транспортных развязках будут смонтированы линии электроосвещения.
Увеличилась интенсивность движения и на трассе Р–255 «Сибирь». Наблюдается рост грузового товарооборота между Россией и Казахстаном, Киргизией, Китаем. Кроме того, существенно вырос автомобильный туристический поток. Возвращаясь после отдыха из Хакасии, Алтайского края, горнолыжных курортов Кузбасса, водители в основном планируют свой обратный маршрут в ночное время. Все это требует дополнительных мер по обеспечению безопасности движения и предупреждению роста аварийности на федеральной дорожной сети. Самый эффективный метод – расширение участков федеральных дорог с высокой транспортной нагрузкой.
В прошлом году специалисты завершили реконструкцию на участке 149–158–й км трассы «Сибирь» в Кемеровской области, где возвели двухуровневую транспортную развязку, путепровод над железной дорогой, а также установили линии электроосвещения протяженностью 7,5 км. В планах специалистов ФКУ «Сибуправтодор» в ближайшее время перевести три участка капитального ремонта (28 км) трассы Р–255 в четырехполосное исполнение. Кроме того, в текущем году планируется комплексное обустройство восьми пешеходных переходов, установка линий электроосвещения на семи участках общей протяженностью 3,5 км, а также увеличение числа приборов фотовидеофиксации правонарушений.
Большой объем работ по расширению дорожного полотна до четырех полос движения ведется на участках федеральной трассы Р–256 «Чуйский тракт». Только за последние два года после реконструкции и капитального ремонта были расширены пять участков общей протяженностью около 32 км. В частности, в прошлом году, когда торжественно отмечалось 100–летие со дня присвоения Чуйскому тракту статуса государственной дороги, было открыто движение на двух важных участках: 173–183–й км и 216–223–й км. Помимо этого, были построены разворотные петли, подземные и наземные пешеходные переходы, автобусные остановки, ОДС, смонтированы новые линии электроосвещения.
В этом году расширение трассы Р–256 продолжается, сообщил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Виктор Тимофеев. В работе еще шесть объектов протяженностью около 45 км. Ввод первых 11 км запланирован до конца 2023 года, еще 17 км завершат в 2024–м, остальную часть – в 2025 году. Безусловно, комплексная модернизация Чуйского тракта даст импульс к развитию дорожно–строительных организаций региона, а также обеспечит стабильный рост экономического и туристического потенциала всего Алтая, убежден Виктор Тимофеев.
Дорожники также планируют отремонтировать 8 км трассы Бийск – Белокуриха в Смоленском районе Алтайского края, которая ведет к одноименному городу–курорту федерального значения. В этой локации расположены десятки санаториев и лечебниц, куда ежегодно съезжаются тысячи людей со всей страны. На объекте выполнят укладку нового слоя покрытия, укрепят обочины и установят металлическое барьерное ограждение.
Мощный стимул
Перед специалистами стоят большие задачи по модернизации инфраструктуры транспортного коридора «Север – Юг» на территории Дагестана. Основной поток автомобилей на этом направлении приходится на стратегически важную для региона трассу Р–217 «Кавказ». Возросшая интенсивность движения (до 35 тыс. автомобилей в сутки), большие объемы грузоперевозок и ускоренное развитие туризма стали мощным стимулом к повышению транспортно–эксплуатационных характеристик дороги.
За последние годы федеральные дорожники приступили к капитальному ремонту семи загруженных участков трассы «Кавказ» общей протяженностью 78 км. В рамках дорожных работ проезжую часть расширяют с двух до четырех полос движения с разделением встречных потоков. Итогом капремонта станет повышение уровня транспортной и экологической безопасности, сокращение времени в пути в два раза. В частности, капитальный ремонт загруженного 10–километрового участка Учкент – съезд в Алмало дороги Р–217 завершен на полгода раньше намеченного срока. Продолжается также капремонт на пяти участках общей протяженностью 65 км. В планах дорожников – строительство новых дорог в обход Хасавюрта, Дербента и Махачкалы.
* * *
Недавно Президент России Владимир Путин подписал закон, создающий правовую основу для формирования в России опорной сети автомобильных дорог к 1 сентября 2024 года. Внесенные изменения в закон о дорожной деятельности дополняют представленную в нем классификацию автотрасс пунктом о создании опорной сети дорог, обеспечивающих бесперебойную транспортную связанность и единство экономического пространства России.
Несмотря на то, что перечень автодорог опорной сети был сформирован, ранее отсутствовало законодательное закрепление этого понятия, а также критериев отбора дорог и порядка утверждения итогового перечня, пояснил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко. Указанные поправки восполнили данный пробел. Изменения, безусловно, окажут влияние и на общие подходы к финансированию дорожных работ. Это, в первую очередь, приоритизация мероприятий по приведению именно самых востребованных автодорог опорной сети в нормативное транспортно–эксплуатационное состояние.
Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР».
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.