Счетная палата РФ проанализировала эффективность применения концессий как формы организации строительства автодорог и дальнейшей их эксплуатации на платной основе.
Предметом проверки стали концессионные соглашения «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке км 15 — км 58» и «Строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва — Минск (обход г. Одинцово). Критериями оценки были сроки строительства, окупаемости капитальных вложении, а также затраты концессионеров на капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов.
В России полномочия, связанные с проведением конкурсов и исполнением концессионных соглашении в отношении автомобильных дорог федерального значения, осуществляет Государственная компания «Российские автомобильные дороги».
Всего в России с 2009 по 2019 год заключены 13 таких соглашении по строительству и эксплуатации автомобильных дорог протяженностью 625,2 км на общую сумму 867,6 млрд руб., или 14% от капитальных вложении, предусмотренных дорожными фондами.
Общая стоимость строительства автомобильной дороги «Новый выход на МКАД» составила 27 355,8 млн руб., в том числе государственное финансирование — 13 160,4 млн руб., средства концессионера «Главная дорога» — 14 175,4 млн руб. Общая стоимость строительства автомобильной дороги М-11 на участке км 15 — км 58 (1-й, 3-й, 4-й этапы) составила 51 161,7 млн руб., в том числе государственное финансирование — 35 661,9 млн руб., средства концессионера «СЗКК» — 15 499,8 млн руб.
Как говорится в отчете, по этим проектам были нарушены сроки предоставления концессионерам земельных участков для строительства автомобильных дорог. Это привело к тому, что сроки строительства увеличились на 26 и 12 месяцев соответственно; концессионерами несвоевременно направлены собственные и заемные средства на сумму 30 974,3 млн руб.; компенсации концессионерам на общую сумму 5605,2 млн руб. повлекли удорожание объема государственного финансирования. Проведенный анализ показал, что фактические сроки окупаемости проектов превысят предусмотренные на 2 года.
Аудиторы поясняют, что концессионерам позволено определять стоимость проезда по отдельным участкам исходя из востребованности маршрутов на автомобильной дороге (тариф за 1 км может отличаться более чем в три раза). Однако отсутствие методики расчета с применением коэффициентов, учитывающих дифференциацию размера платы за проезд по платному участку в зависимости от времени суток или месяца года позволяет устанавливать любую стоимость проезда.
В целом по результатам проверки аудиторы Счетной палаты резюмируют, что Автодору требуется решить вопросы, связанные с земельно-имущественными отношениями, повышением качества услуг и потребительских свойств платных автомобильных дорог.
В отчете также даются предложения в адрес Автодора и Минтранса России:
• внести изменения в концессионные соглашения в части актуализации установленных прогнозных значении трафиков с учетом реальной интенсивности транспортных потоков;
• установить предельные значения коэффициентов, учитывающих дифференциацию размера платы за проезд транспортных средств по платной автомобильной дороге в зависимости от времени суток, дня недели и (или) месяца года;
• разработать методику расчета платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог, созданным и (или) реконструированным на основании концессионных соглашении;
• разработать дополнительные требования к проектированию и строительству платных автомобильных дорог, влияющие на повышение качества услуг и потребительских свойств автомобильных дорог, а также на безопасность дорожного движения.
Людмила ВЛАДИМИРОВА