В России продолжается формирование опорной сети автодорог
По плотности и качеству дорожной сети наша страна существенно отстает от ведущих стран зарубежья, что, безусловно, отражается на скорости грузоперевозок. Это в свою очередь приводит к высокой доле транспортной составляющей в себестоимости продукции, снижению конкурентоспособности отечественных производителей.
В 2020 году Минтранс России совместно с Росавтодором и Госкомпанией «Автодор» работал над завершением формирования концепции развития опорной сети автодорог России до 2035 года. Важное условие — приведение всех ее составных частей, звеньев и участков к единому уровню качества. Именно на это были направлены предложения Минтранса России по актуализации плана по приему-передаче автодорог из одной формы собственности в другую, поддержанные в конце 2019 года на заседании Правительственной комиссии по транспорту.
За время реализации плана (с 2018 года) в федеральную собственность было принято более 6,1 тыс. км автодорог. Протяженность федеральной сети превысила 56 тыс. км. Одновременно в региональную собственность были переданы участки дорог, утратившие федеральное значение: в 2018 и 2019 годах по 160 км.
До 2029 года планируется принять в собственность РФ дороги общей протяженностью более 25 тыс. км; передать на иной уровень публичной собственности участки трасс, утрачивающих федеральное значение, протяженностью около 2 тыс. км. То есть общий прирост протяженности автодорог федерального значения к 2029 году составит 23 тыс. км.
После завершения реализации плана прием в федеральную собственность участков региональных автодорог будет носить исключительный характер. Например, в случае строительства транспортных обходов населенных пунктов.
Специалисты Упрдора уже провели предварительную оценку состояния инфраструктуры дороги и разрабатывают программу ремонта на 2021–2024 годы. В рамках подготовки к зимнему периоду на поврежденных участках провели оперативные работы по восстановлению дорожного покрытия и элементов организации движения.
Территориальные трассы передавались в ведение Росавтодора и раньше. Так, в оперативное управление подведомственных ему ФКУ в 2017 году было передано почти 1500 км региональных автодорог.
На федеральный баланс передаются не случайные участки территориальных трасс, а те, которые дают возможность сформировать замкнутую сеть федеральных дорог, чтобы можно было связать все субъекты РФ.
Инициатива о смене статуса дороги исходит, как правило, от региональных властей. Автотрассы включены в план по приему-передаче автодорог из одной формы собственности в другую с учетом транспортных особенностей страны и отдельных регионов, возможностей Федерального дорожного фонда и прогнозируемых экономических и бюджетных эффектов.
Передача значительного количества региональных объектов в федеральную собственность позволит субъектам РФ снизить затратную нагрузку территориальных дорожных фондов и перенаправить средства на наиболее проблемные участки оставшихся дорог, реализацию новых инфраструктурных проектов.
Наверняка ощутят последствия смены статуса дорог и пользователи — ведь, как отмечают эксперты, финансирование федеральных трасс, в отличие от региональных, гораздо стабильнее, их содержание и ремонт более качественные. Кроме того, на федеральной сети дорог значительно быстрее развивается придорожный сервис, появляются новые объекты, в том числе мотели, охраняемые стоянки, точки питания, АЗС, медицинские пункты, что особенно важно при соблюдении водителями транспортных средств режима труда и отдыха.
Сергей ОЗУН,
обозреватель «ТР»
Полностью статью «Магистральная опора» можно прочитать в №5 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.