Счетная палата РФ обнародовала риски строительства МТМ «Европа — Западный Китай»
К 2024 году Международный транспортный маршрут «Европа — Западный Китай» (МТМ ЕЗК) должен прирасти дополнительно на 826 км автодорог за счет ввода в эксплуатацию скоростной трассы Москва — Нижний Новгород — Казань (М-12) и обхода Тольятти с мостовым переходом через Волгу. Однако есть опасность, что некоторые транспортные характеристики дорожного полотна МТМ ЕЗК могут не быть достигнуты к указанному сроку. К такому выводу пришли эксперты Счетной палаты РФ, которые проанализировали расходование бюджетных средств на проектирование и строительство автомобильных дорог, включенных в МТМ ЕЗК.
Проводилось исследование в конце 2020 года, проверяемый период деятельности Государственной компании «Автодор» охватывал 2019 и 2020 годы. Целью Счетной палаты РФ было проверить использование средств федерального бюджета на проектирование и строительство (реконструкцию), а также капитальный ремонт автомобильных дорог, включенных в международный транспортный маршрут «Европа — Западный Китай».
«Ведомственной целевой программой предусмотрены дорожные работы (реконструкция) на отдельных участках маршрута для доведения их расчетной нагрузки до 11,5 т на ось, которые окончательно планируется завершить только к 2030 году. Таким образом, при вводе в эксплуатацию М-12 в 2024 году есть риски несоответствия транспортно-эксплуатационному состоянию отдельных участков международного маршрута».
аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов
Проверка показала, что на 1 октября 2020 года Автодор израсходовал на строительство трассы М-12 1,1 млрд руб., или 21% от предусмотренного на год объема субсидии из федерального бюджета. По обходу Тольятти (ответственный исполнитель — правительство Самарской области) кассовое исполнение за 2019 год и на 1 октября 2020 года отсутствовало. По данным госкомпании, строительство трассы М-12 было профинансировано на 25,6 млрд руб. по итогам 2020 года. Это 98,7% от предусмотренного на год объема субсидии из федерального бюджета. В целом плановый объем финансирования мероприятий федерального проекта «Европа — Западный Китай» составляет 655,1 млрд руб., в том числе 539,6 млрд руб. — на строительство М-12 и 115,5 млрд руб. — на обход Тольятти. Однако подтвердить достаточность предусмотренных финансовых вложений довольно сложно из-за отсутствия полного комплекта необходимой документации.
Счетная палата РФ отметила недостаточные темпы заключения и исполнения договоров на проектирование и строительство M-12. «В связи с поздним заключением договоров (в сентябре 2020 года) на момент проверки Автодор принимал работы только по договорам на подготовку территории строительства обхода Балашихи, — констатировал Валерий Богомолов. — На 1 октября 2020 года были приняты и оплачены 34% от общего объема работ, предусмотренного основным договором на подготовку территории строительства. Причина отставания — несвоевременное заключение соглашения о компенсации убытков, без которого невозможно приступить к переустройству коммуникаций». В итоге эксперты Счетной палаты РФ рекомендуют госкомпании привести в соответствие с законодательством данные бухгалтерского учета, а Минтрансу России — рассмотреть вопрос о внесении изменений в программу деятельности ГК «Автодор», а также о внесении изменений в Федеральный проект «Европа-Западный Китай».
Людмила ВЛАДИМИРОВА
На снимке: строительство обхода Тольятти с мостовым переходом через Волгу