Их проектированием и строительством занимаются ученые МАДИ
Ресурсный потенциал Арктической зоны, по данным Минэнерго России по состоянию на февраль 2019 года, составлял более 35 млрд тонн нефти и 210 трлн куб. м газа. Поэтому поддержка геологоразведки и добычи в регионе является залогом будущего отечественной нефтегазовой отрасли. Серьезные изыскания природных ресурсов ожидаются, в частности, в северных районах Западной Сибири, смежных районах Иркутской области, Якутии. Из всего этого следует, что освоение Арктики сегодня рассматривается как одна из приоритетных задач развития России на ближайшие годы.
В октябре 2020 года Президентом России был подписан Указ № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Среди задач развития в документе говорится о строительстве и реконструкции автомобильных дорог местного значения, а также о разработке и внедрении технологий, жизненно важных для освоения Арктики, в том числе для создания новых функциональных и конструкционных материалов, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности в арктических условиях.
МОСТА СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ
Одними из первых в России, кто вплотную занялся решением этих стратегических вопросов еще до выхода в свет указа президента, стал коллектив Малого инновационного предприятия «МАДИ Информационные проекты» (МИП МАДИ) Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. Сегодня участники группы — российские ученые, профессора, профессионалы-дорожники, прекрасно разбирающиеся в мостовом и аэродромном строительстве, вопросах дорожно-транспортного строительства, цифровизации процессов, связанных с этими видами работ. Рабочая группа была создана чуть больше года назад с целью реализации всех научных разработок, создаваемых в МАДИ, для дорожно-транспортного строительства в России. И прежде всего в ее Арктической зоне.
Учредителем МИП МАДИ является сам университет, придавая, таким образом, инновационному предприятию статус государственного учреждения. Впрочем, еще до создания предприятия на протяжении нескольких лет ученые занимались вопросами, связанными с научно-техническим сопровождением мостового перехода через реку Лена. Задача научно-технического сопровождения (НТС) — совместно с заказчиком, генеральным проектировщиком, основным концессионером решить проблемные вопросы проектирования и довести их до необходимого уровня существующих сегодня нормативных документов. Как отметил генеральный директор МИП МАДИ доктор транспорта Российской академии транспорта (РАТ) Сергей Майоров, неоднократное посещение объекта, обследование створа реки, подъездных путей дали возможность подготовить предложения к техническому заданию для представления его в правительство Республики Саха (Якутия).
— 4 сентября 2019 года в рамках Восточного экономического форума мы подписали соглашение с правительством Республики Саха (Якутия) о проведении научно-технического сопровождения по мостовому переходу через реку Лена, — пояснил Сергей Майоров. — В 2020 году по поручению министерства транспорта Республики Саха (Якутия) были проведены четыре экспертизы: по предварительным изысканиям, конструктиву, по вопросам, связанным с расчетом предварительного технико-экономического обоснования и по ряду определенных трассировок, связанных с подходом к самому мостовому переходу. Не обошлось, правда, без спорных моментов. В частности, речь о подходе к мостовому переходу через поселок Нижняя Табага. Были даже предложения снести здания в поселке. Но здравый смысл восторжествовал, удалось найти компромиссное решение в виде обхода поселка с минимальным коэффициентом удорожания, равным 0,1%.
Недавно Сергей Майоров встретился с председателем правительства Республики Саха (Якутия) Андреем Тарасенко по вопросу дальнейшего взаимодействия между инновационным предприятием и республиканским руководящим органом. Цель этой встречи — создание единой команды из числа минтранса, минстроя, министерства экономики и ряда других ведомств республики, деятельность которых была бы сосредоточена на дальнейшем строительстве моста через реку Лена и благополучном его завершении. Кстати, власти Якутии планируют завершить работы по мостовому переходу в 2024 году. Мост станет первым вантовым сооружением в России, построенным в суровых климатических условиях. Пропускная способность будущего объекта составит 7 тыс. машин в сутки, грузопоток увеличится в 2-3 раза, а перевозочные расходы могут сократиться на 30%. Все это обеспечит более комфортную жизнь в регионах Арктической зоны России.
В рамках организации единой команды была создана дирекция по строительству Ленского моста, утвержденная в середине января 2021 года. На сегодняшний день дирекция уже имеет юридический статус. Состоялось также оформление пакета документов по продолжению научно-технического сопровождения работ по мостовому переходу.
* * *
Развитие Арктики без применения инновационных технологий — дело сложное и дорогостоящее. Поэтому решения, которые генерируются сегодня в МИП МАДИ, современны, разумны и перспективны. Их надо хотя бы попробовать применить. Республика Коми для этих целей — край уникальный, поскольку территория его находится в разных климатических зонах. И если сегодня провести испытания новых технологий в реальных условиях, то уже через год-другой можно будет убедиться в их надежности.
На фото: проект моста через реку Лена
Полностью статью «Дороги жизни для Арктики» можно прочитать в №9 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.