Как вдохнуть новую жизнь в малые города России
Улучшение условий жизни людей в малых городах, включая развитие транспортной инфраструктуры, приобретает статус стратегического приоритета. Из 1116 российских городов более 70% относят к малым. Их роль мы привыкли оценивать исключительно с позиции экономической эффективности. А ведь они являются, прежде всего, носителями нашей самобытности, национальной культуры, традиций и обычаев русского и других народов страны.
Базовый подход к пространственному развитию страны уделяет больше внимания крупным городским центрам. Вместе с тем важно выделить стратегическую роль малых поселений, особенно не включенных в агломерации, в обеспечении пространственной связанности страны и национальной безопасности.
ДОРОГИ К ХРАМАМ
Классический пример подобного населенного пункта — Великие Луки, что в Псковской области. Это древний русский город со славным военным прошлым и непростой судьбой. После распада СССР в регионе начался экономический и демографический кризис. Население города сократилось почти на четверть. В двухтысячные годы Великие Луки приобрели репутацию города пенсионеров и захолустья, в котором непомерно высокие цены на коммунальные услуги, низкая зарплата и плохие дороги. Впрочем, в отношении автодорог в последние годы наметились позитивные перемены.
Еще один городок, через который в свое время пролегала железная дорога Полоцк — Псков — Гдов, — это Опочка. В настоящее время в городе сохранились старинные постройки, представляющие историческую ценность. В постсоветский период население Опочки сократилось почти в два раза.
Богатую историю имеет и город Порхов, До наших дней в Порхове сохранилась уникальная древнерусская крепость с четырьмя башнями и церковью Св. Николая внутри. В своем естественном окружении до наших дней дошли несколько православных храмов. Примечательный объект для промышленного туризма — остатки старой гидроэлектростанции. За последние два десятилетия население города сократилось. Молодежь покидает родные места, так как, кроме маслосыродельного завода и свиноводческого комплекса, устроиться на работу в Порхове негде.
КАК ОСТАНОВИТЬ ОТТОК НАСЕЛЕНИЯ?
Есть только один способ остановить отток населения из стремительно пустеющих малых городов с их богатым, но невостребованным сегодня историко-культурным наследием — связать их надежными транспортными коммуникациями с сетью магистральных дорог страны. Тогда и будет выгодно предпринимателям вкладывать средства в создание новых производств в таких исторических поселениях.
ГОРОД СПАСЛА МЫШЬ
Ну а как помочь тем, кто остается в глубинке? В первую очередь, утверждают эксперты, надо создавать условия для развития бизнеса в небольших городках, где прежние градообразующие предприятия позакрывались, а для открытия новых производств в местной казне просто денег нет. А ведь, как показывает опыт ряда подобных исторических поселений, выход местным властям могут порой подсказать сами жители. Вот, скажем, как сумел подняться из запустения старинный город Мышкин, что в Ярославской области. Благодаря местным энтузиастам, создавшим там народный музей мыши, он постепенно превратился в крупный туристический центр с 20 музеями, в том числе — истории города, лоцманов, валенок, водки.
Можно назвать не один десяток городов, которые выбрали главным направлением развития туризм. В их числе Боровск, Тобольск, Азов, Тутаев, Калязин, Губаха и многие другие.
Бесспорно одно: реанимировать затухающую жизнь малых городов поможет развитие коммуникаций. По мнению экспертов, возрождению малых городов во многом бы способствовало упрощение системы налогообложения для местных предпринимателей. Немалые надежды они также связывают с реализацией нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
ЛЕД ТРОНУЛСЯ?
Согласно опросу, проведенному три года назад, подавляющее число псковичей оценивало качество автодорог областного центра как крайне низкое. На тот момент только четвертая часть региональных трасс соответствовала нормативу. И вот с приходом нового губернатора Михаила Ведерникова, похоже, лед тронулся. Повышение качества дорожной сети стало для региональных властей приоритетом. Инструментом для этого стал нацпроект БКАД.
Положительная динамика в приведении в порядок дорожной сети малых городов наблюдается и во многих других регионах страны.
Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»
На снимке: строительство дорог в Тверской области
Полностью статью «Опочка, Мышкин и другие» можно прочитать в №14 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.