Эксперты обсудили итоги реализации и корректировку паспорта нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев провел в режиме видеоконференции «круглый стол», посвященный обсуждению хода реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
В дискуссии приняли участие представители Министерства транспорта РФ, Министерства строительства и жилищно–коммунального хозяйства РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федерального дорожного агентства, Счетной палаты РФ, органов государственной власти субъектов РФ, Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и экспертного сообщества.
Состоялось обсуждение проблем и промежуточных итогов реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», а также вопросов корректировки паспорта нацпроекта в соответствии с Указом Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Акцент на проблемах
«Согласно опросам общественного мнения, россияне заметили улучшение качества дорог в столицах субъектов РФ. Несмотря на распространение коронавирусной инфекции, дорожники не сбавили темпов и даже перевыполнили планы. В 2020 году в большинстве регионов были заключены контракты на дорожные работы. Это значит, что в этом году подрядные организации смогут своевременно приступить к работам».
Валерий Васильев.
Сенатор отметил, что в крупных городах с населением свыше 300 тыс. человек внедряются интеллектуальные транспортные системы, которые позволяют автоматизировать процесс управления дорожным движением и повысить безопасность на дорогах.
По мнению сенатора, остаются риски недостижения показателей национального проекта: «Мы наблюдаем рост стоимости работ и строительных материалов, недостаточность рычагов влияния на подрядчиков. Как результат, имеем снижение качества строительства и ремонта из–за нарушения технологий. В последнее время участились случаи выполнения работ недобросовестными организациями. Регионы предлагают при проведении конкурентных процедур учитывать опыт исполнения государственных либо муниципальных контрактов, заключенных на территории РФ».
Кроме этого, субъекты РФ не обладают достаточным количеством специализированной техники, на местах нередки случаи низкой квалификации проектировщиков, специалистов дорожных организаций, особенно в части выполнения работ на искусственных сооружениях.
Что нового?
Директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Андрей Шилов проинформировал об итогах дорожно–строительного сезона 2020 года. Федеральная поддержка в рамках реализации нацпроекта БКАД составила 158 млрд руб., кассовое освоение – 98,7%. При этом кассовое освоение средств резервного фонда Правительства РФ составило 99,5%.
В 2020 году завершены работы на более чем 7 тыс. линейных объектов общей протяженностью 16 тыс. км. На дорогах регионального и муниципального значения размещены 193 пункта весогабаритного контроля в 42 субъектах РФ, что обеспечило достижение планового результата – 138 пунктов в 25 субъектах РФ. До 2024 года планируется установка еще 366 пунктов весогабаритного контроля.
В прошлом году в регионы были поставлены почти 4 тыс. патрульных автомобилей для сотрудников МВД. С начала реализации нацпроекта установлены более 6 тыс. камер фото–видеофиксации правонарушений, что позволило увеличить количество камер до 167% при плане 133%.
Большое внимание уделяется подготовке кадров в сфере дорожного хозяйства. По итогам 2020 года прошли обучение более 3 тыс. работников.
Во исполнение Указа Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 Минтрансом России скорректирован и утвержден паспорт национального проекта, а также паспорта федеральных проектов в его составе. Количество федеральных проектов увеличилось с четырех до шести. Появились два новых проекта: «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» и «Развитие федеральной магистральной сети».
В федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети» из комплексного плана перенесены все объекты вместе с финансированием по строительству, реконструкции федеральных автомобильных дорог. Финансовое обеспечение федерального проекта в 2021–2030 годах составит 4 трлн 400 млрд руб., что позволит увеличить протяженность построенных и реконструированных федеральных автомобильных дорог до 2900 км.
Изменилась и география нацпроекта: с 2021 года участие в его реализации принимают 84 субъекта и 105 агломераций.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 26 февраля 2021 года № 475–р в ближайшие два года на ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог будут направлены 100 млрд руб., из которых 53 млрд 850 млн руб. предлагается предоставить 69 регионам в рамках реализации БКАД.
Также премьер–министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение Правительства РФ от 26 февраля 2021 года № 481–р, которым дополнительно выделяются 10,5 млрд руб. на ремонт автомобильных дорог в Крыму.
Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко подчеркнул, что в 2020 году субъектам РФ в целях дорожного строительства была оказана беспрецедентная федеральная поддержка, в общем – порядка 255 млрд руб., в том числе по федеральному проекту «Дорожная сеть» – почти 135 млрд руб.
В то же время в прошлом году остались неиспользованными 2,7 млрд руб., 11 субъектов не достигли целевого показателя: Пермский край, Крым, Карелия, Мордовия, Смоленская, Астраханская, Ростовская, Липецкая, Мурманская, Рязанская, Еврейская автономная области.
Аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов отметил, что установленные на 2020 год цели и показатели нацпроекта БКАД достигнуты в полном объеме.
Заместитель начальника ГУОБДД МВД России Олег Понарьин выразил обеспокоенность тем, что из нацпроекта исключен показатель снижения количества мест концентрации ДТП, в связи с чем МВД России планирует более плотно работать по направлению совершенствования организации дорожного движения.
Что предлагается?
Генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин привел цифры обеспеченности финансовыми ресурсами региональных дорог: по содержанию – 44%, по ремонтам – 55%, по капремонту – 5,4%. Он призвал уделить пристальное внимание работам по капитальному ремонту.
Также в РАДОРе предлагают совершенствовать антидемпинговые механизмы при проведении конкурса на право проводить проектные работы.
Законодательные инициативы
В части совершенствования нормативно–правовой базы Минтрансом России готовятся предложения по внесению изменений в бюджетное законодательство в целях реализации мероприятий по опорной сети с 2035 года.
Минтрансом внесен в Правительство РФ ряд законопроектов, предусматривающих внедрение системы взимания платы «свободный поток» и контроль за внесением платы на платных автодорогах, внедрение системы контроля дорожных фондов, расширение практики внедрения автоматизированной системы весогабаритного контроля, заключение контрактов жизненного цикла, использование реестра наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения.
По результатам «круглого стола» будет утвержден итоговый документ, в который войдут прозвучавшие предложения и рекомендации.
Татьяна ЛАРИОНОВА, обозреватель «ТР»
Полностью статью «Нацпроект: стратегия действий» можно прочитать в №17 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.