Подорожание стройматериалов может повлиять на исполнение госконтрактов
Государство тратит триллионы рублей на строительство объектов инфраструктуры и автомобильных дорог. Однако нацпроекты и программы рискуют быть не реализованными полностью из–за несовершенства системы ценообразования и повышения стоимости на основные строительные материалы.
В числе факторов, влияющих на рост цен, специалисты называют введение ограничительных мер в связи с распространением коронавируса и дефицит рабочей силы («ТР» № 7 за 2021 год). Что это означает для реализации нацпроектов в части возведения объектов капитального строительства?
ЦЕНЫ ИДУТ В РОСТ
Началось все с подорожания металла в прошлом году. Суммарный рост по году составил от 50 до 80%. Максимальные цены на металл для строительства были зафиксированы в конце января 2021 года. С учетом принятых государством мер ситуация была ненадолго скорректирована: цены на арматуру упали на 12% за полтора месяца. Но уже с середины марта текущего года снова еженедельный рост на металл возобновился.Следом подорожали и другие виды материалов и металлозависимых ресурсов.
По оценке Главгосэкспертизы России, за год на 45–50% подорожали кабель, пролетные строения автодорожных и железнодорожных мостов (а это очень большая доля инфраструктурного строительства), до 60% выросли в цене стальные трубы, а также битум, минераловатные материалы, полиэтиленовые трубы. С разворачиванием работ в летнем сезоне специалисты ждут подорожания бетона и портландцемента, нерудных материалов. По некоторым данным, подорожание строительных материалов на 60–70% привело к увеличению стоимости реализации проектов от 1% до 18% в зависимости от объекта капитального строительства.
О серьезности ситуации говорит тот факт, что эта проблематика в настоящее время находится на особом контроле Президента России и Председателя Правительства РФ. Минстрой России совместно с Минтрансом России, ФАУ «Главгосэкспертиза России» и Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) осуществляет еженедельный мониторинг цен по 16 ценообразующим строительным ресурсам. Результаты этих исследований регулярно направляются в Минпромторг России и в ФАС для последующей выработки комплекса мер регулирующего воздействия.
ЧТО В РЕГИОНАХ?
«Рост цен по отдельным позициям по отношению к ноябрю 2020 года доходит до 90%. Еще в декабре прошлого года можно было закупить трубы по 57–76 тыс. руб., но сегодня цена уже 82–90 тыс. руб. В структуре прямых затрат на строительство объекта зарплата составляет 5%, эксплуатационные расходы – 10%, стройматериалы – 85%. В итоге практически все строительные компании региона имеют рентабельность 1–7% и только единицы – 10%. Но именно начиная с минимальных 10% рентабельности можно говорить о том, что предприятие будет развиваться, внедрять информационные технологии, формировать штат грамотных профессиональных рабочих с достойной зарплатой».
Руководитель Ассоциации СРО «Главкузбасстрой» (Кемеровская область) Ирина Кузеванова
Счетная палата также обеспокоена складывающейся ситуацией в сегменте строительства. Некачественно разработанная проектная документация наряду с неправильным выполнением работ – самый распространенный недостаток, с которым сталкиваются надзорные органы в ходе проверок, отметил начальник инспекции Счетной палаты по контролю за ходом развития приоритетных геостратегических территорий РФ Павел Лучников.
«УДЕРЖАТЬ» МЕТАЛЛ
В декабре 2020 года было принято постановление Правительства РФ, которое устанавливало ставку вывозной таможенной пошлины на отходы и лом металлов. В 2021 году Минпромторг России предложил радикальное решение – установить так называемую индикативную цену для металлургов. Если инициативу реализуют на практике, у компаний, которые начнут продавать металлопродукцию дороже индикативной цены, начнут изымать часть маржи. Для реализации этой идеи необходимо внести изменения в Налоговый кодекс.
В качестве другой меры регулятор предлагал прямые долгосрочные договоры с производителями, а также работу на электронной торговой площадке Газпромбанка по заключению сделок купли–продажи металлоизделий.
Минпромторг России вышел с новым предложением, которое заключается в том, чтобы внедрять механизм совместных закупок внутри субъекта Российской Федерации.
НОВЫЕ ИНДЕКСЫ
Еще одна мера, предложенная государством, – это расчет индексов изменений сметной стоимости.
Замруководителя Главгосэкпертизы России (осуществляет методологическую работу по перерасчету индексов) Сергей Лахаев отметил: «Мы пересчитали индексы изменения сметной стоимости, понимая, что многие субъекты не готовы к тому, чтобы на регулярной основе давать данные вместе с обосновывающими материалами о стоимости строительных ресурсов. Была принята отдельная методика – временная, на I квартал 2021 года, которая позволила пересчитать по отдельному алгоритму индексы изменения сметной стоимости именно в части ценообразующих металлозависимых изделий. Также по отдельным субъектам пересчитывались индексы на автомобильные и железнодорожные мосты. Подобная работа продолжится в II квартале текущего года».
МЕНЯТЬ ЗАКОН
Наконец, еще одну меру предложило само профессиональное сообщество в лице Национального объединения строителей. Это очередные изменения в ФЗ № 44, которые позволят в текущем режиме актуализировать стоимость контракта с учетом изменений стоимости материалов, оборудования и заработной платы. Минстрой России поддержал эту идею.
«Важно поддержать строительную отрасль по тем контрактам, которые уже заключены. Реализация этого законопроекта позволит не нарушать и без того сжатые сроки строительства в рамках национальных проектов. Документ уже разместили на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, чтобы собрать замечания и предложения экспертов рынка. Затем он будет направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти и правительство. Предположительно к маю законопроект будет принят».
Директор департамента ценообразования и градостроительного зонирования Минстроя России Ирина Тютьмина
Но есть еще один важный нюанс. Чтобы в контрактах отражалась объективная стоимость объекта, необходимо, помимо всего прочего, обеспечить местный бюджет источником средств.
Полностью статью «Строители бьют тревогу» можно прочитать в №21 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.