О перспективах обеспечения дорожной отрасли техникой отечественного производства
Реализация нацпроекта БКАД вступает в новую фазу. Решение укрупненных задач, стоящих перед дорожниками в этом году, во многом зависит не только от достаточного количества квалифицированных кадров, стройматериалов, но и от обеспеченности дорожных организаций современной техникой. Отвечая на вызовы времени, несколько лет назад Правительство РФ провозгласило курс на замещение импортной продукции, используемой в разных отраслях экономики, на отечественную. Это коснулось и дорожного хозяйства.
КАК РАБОТАЕТ ПРОГРАММА
На протяжении нескольких лет Минпромторг России выделяет средства на субсидирование льготного лизинга специализированной техники, предназначенной для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Субсидии направляются российским лизинговым компаниям при условии предоставления скидки в размере до 10% от цены техники при уплате авансового платежа по договорам ее лизинга. По данным пресс–службы Минпромторга, всего с 2017 года размер предоставленных субсидий составил 8 млрд руб.
Для сегмента дорожно–строительной и снегоболотоходной техники у Минпромторга есть и отдельная программа, действующая с 2018 года. По ее условиям заемщики получают скидку на уплату первоначального взноса по кредиту в размере до 10% стоимости транспортного средства. Скидка субсидируется производителю при условии ее трансляции на конечного потребителя, которым может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, пояснили в Минпромторге. Разработчики программы господдержки рассчитывают, что субсидирование выпуска спецтехники позволит повысить уровень загрузки существующих мощностей российских предприятий, обеспечить сохранение кадрового и технического потенциала отрасли, а также будет способствовать более интенсивному обновлению парка. К участию в программе допускается отечественная техника, а также зарубежная, собранная в России.
Вопрос обеспечения дорожной отрасли российской продукцией по–прежнему стоит довольно остро. Выявлено, что во многих регионах страны отсутствуют промышленные производства отечественной техники либо их официальные представительства, центры сервисного обслуживания.
КОНКУРЕНТЫ НЕ ДРЕМЛЮТ
Импортозамещение в отрасли началось еще до 2014 года. Закупка российской техники велась преимущественно компаниями с госучастием, хотя она и там не превышала 30%. А для частных предприятий важна не только цена, но и экономичность, производительность, удобство, оперативная поставка запчастей и наличие ряда других факторов. С иностранными компаниями, отмечают многие специалисты, пока что может успешно конкурировать отечественная коммунальная техника.
В свое время зарубежные производители спецтехники создали собственные производственные мощности в России.
Многие отечественные дорожно–строительные машины, к сожалению, пока не дотягивают до импортных по техническим характеристикам и надежности, считают эксперты.
Вот и получается, что быстро и качественно автодорогу первой категории с использованием исключительно отечественной техники построить невозможно. Ведь применение многих современных технологий модернизации и строительства автодорог предполагает наличие дорожных машин импортного производства.
УКРЕПЛЯЯ ПОЗИЦИИ
Проигрывая в одном, отечественные производители дорожно–строительной техники удерживают довольно устойчивые позиции в ряде других сегментов – автогрейдеров, асфальтовых катков, автопогрузчиков, бульдозеров, экскаваторов. Традиционно востребованы внутренним рынком российские самосвалы, автобетоносмесители и автокраны.
Российские компании модернизируют свою продукцию, привнося в конструкцию дорожных машин инновационные технические и дизайнерские решения.
Из российских компаний, специализирующихся на выпуске дорожно–транспортной продукции, в кризисные годы на рынке уцелели в основном крупные предприятия, способные к активной конкуренции. Расположены они преимущественно в Центральном, Приволжском и Уральском федеральных округах.
Несмотря на все сложности, курс на импортозамещение, безусловно, сработал.
АРГУМЕНТЫ СКЕПТИКОВ
Однако не все производители оказались охвачены программой субсидирования. Если бы государство более точечно оказывало помощь уникальным предприятиям отрасли (скажем, производителям силовой гидравлики), то они могли бы стать ключевыми точками роста для российской промышленности. Такое мнение разделяют некоторые эксперты.
ПАНДЕМИИ ВОПРЕКИ
Конечно, рынок строительной и специальной техники серьезно пострадал от последствий пандемии COVID–19. Весной 2020 года, в разгар распространения коронавирусной инфекции, деятельность производителей дорожных машин была частично приостановлена, объемы выпускаемой продукции на непродолжительное время снизились. В результате за первое полугодие производство российской дорожно–строительной техники сократилось на 8%. Дополнительным негативным фактором стало падение цен на нефть, что привело к ослаблению курса рубля и росту стоимости металла на отечественном рынке, а также увеличению цены импортных комплектующих для дорожной техники. Ее производители столкнулись с проблемой нехватки компонентов, не имеющих аналогов на территории России, в связи с приостановкой производства на предприятиях Европы и Азии. Ограничение в перевозках готовой продукции и их компонентов между субъектами РФ также оказало негативное влияние на положение дел в отрасли.
Несмотря на такие неблагоприятные условия, по итогам 2020 года российские профильные предприятия оказались в заметном плюсе. По информации интернет–портала «Росспецмаш–Стат» (объединяет данные компаний, суммарная доля которых в общем объеме производства российской дорожно–строительной техники достигает 80%), выпуск продукции такими предприятиями в денежном выражении вырос на 6% (до 43,5 млрд руб.), а отгрузки – на 11% (до 42,5 млрд). 70% компаний, данные которых отражены в отчете, смогли увеличить объемы реализации в прошлом году.
НЕ ПЕРЕГНУТЬ ПАЛКУ
Госсубсидии производителям спецтехники на компенсацию предоставленных покупателям скидок продолжают действовать и в текущем году. За счет предоставленной скидки покупатель получает не только выгоду, но и приобретает качественную технику с оперативным сервисным обслуживанием и доступными запасными частями, отмечают в Минпромторге России.
В ближайшей перспективе дорожникам предстоит строительство крупнейших дорожных объектов. Чего стоит создание скоростной автомагистрали Москва – Нижний Новгород – Казань! Она будет включена в международный транспортный коридор «Европа – Западный Китай» и потребует выхода на стройплощадку большого количества экскаваторов, бульдозеров, грейдеров, погрузчиков и прочей дорожно–строительной техники. В этой связи спрос на нее в дальнейшем будет только возрастать. Поэтому в политике переоснащения подрядных организаций российской продукцией главное – не перегнуть палку. Чтобы механизм импортозамещения не перекрыл поставки тех зарубежных моделей дорожных машин, которые пока превосходят наши образцы по ключевым параметрам.
Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»
Полностью статью «Надо бы пройтись катком по ухабам рынка» можно прочитать в №23 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.