Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Не просто формальность

Рынок инженерных изысканий в России переживает подъем

Инженерные изыскания являются одним из самых ответственных этапов жизненного цикла объекта капитального строительства. Наиболее масштабные, наукоемкие и дорогостоящие работы проводятся в интересах строительства линейных объектов – автомобильных дорог, железнодорожных линий, объектов подземного строительства.

В последние годы появилось новое направление, связанное с перспективами освоения новых месторождений на Арктическом шельфе и на побережьях северных морей.

ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС

В настоящее время рынок инженерных изысканий России переживает подъем после заметного спада в 2020 году, вызванного последствиями пандемии и внутренними проблемами отрасли.

«Текущий год показал огромный спрос на изыскания уже в первом квартале, и мы ожидаем еще больший рост запросов на выполнение инженерных изысканий. По нашим наблюдениям, в пандемийный год организации, которые действительно чего–то стоили в своей сфере деятельности, даже нарастили клиентскую базу, а те, кто и до пандемии еле–еле сводил концы с концами, были вынуждены полностью приостановить деятельность».

Начальник отдела топографо–геодезических работ ЗАО «ЛенТИСИЗ» Владимир Усов

Сокращение количества участников рынка повысило шансы тех предприятий, которые сохранили способность активно работать, и, возможно, именно это обеспечило относительную стабильность спроса для оставшихся на рынке игроков.

СОСТОЯНИЕ РЫНКА

Если оценивать рынок инженерных изысканий России в целом, то по состоянию на начало 2019 года у саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий насчитывалось почти 11 тыс. членов.

Согласно результатам исследования аналитической службы издания «ГеоИнфо», самостоятельных изыскательских предприятий в России на сегодняшний день практически не осталось. Уместнее говорить не об изыскательской отрасли, а о специфической сфере профессиональной деятельности, которая не обладает каркасом основополагающих бизнес–единиц и научно–исследовательских организаций, однако имеет большое значение с точки зрения обеспечения безопасности объектов капитального строительства. Тем не менее в течение последних нескольких лет наблюдалась тенденция к повышению роли инженерных изысканий в процессе градостроительного освоения территорий. Это нашло свое отражение в Градостроительном кодексе РФ, где появились важные положения, касающиеся использования материалов инженерных изысканий на стадии разработки генеральных планов развития городов и проектов планировки территорий.

ПРОБЛЕМЫ РОСТА

В то же время на существующем этапе развития рынок инженерных изысканий характеризуется рядом проблем, от решения которых зависят как строительство отдельных объектов инфраструктуры, так и реализация нацпроектов. Так, в России, в отличие от зарубежного опыта, на изыскания и проектирование отводится незначительный промежуток времени. Это следствие существующей системы госзакупок, когда бюджетный цикл просто не позволяет выполнять работу не то что с запасом времени, но и просто с учетом технологических процессов. С этим же связано и существенное занижение стоимости изысканий, в том числе в результате недобросовестной конкуренции, использования в торгах критерия цены как образующего. Все это приводит к тому, что работы выполняются не профессиональными коллективами (которые запросят реальную цену за свою работу с учетом всех затрат), а фирмами–однодневками, которые, конечно, выполнят изыскания, но «на коленке».

Есть и еще одно обстоятельство, существенно влияющее на картину в целом. После перехода государства на рыночные рельсы оказалась полностью разрушена цепочка изыскатель – проектировщик – строитель. Нередки ситуации, когда проектировщик получает данные изысканий, выполненные фирмой–однодневкой, а строителю передается рабочая документация, которая не имеет никакого отношения к действительности и которой он не может воспользоваться.

ТОНКОСТИ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ

Как отмечает генеральный директор группы компаний «Петромоделинг» Алексей Бершов, современные изыскания – это высокотехнологичный, дорогостоящий процесс, требующий от исполнителя и опыта, и ресурсов, и времени.

Самый сложный и самый дорогой раздел изысканий связан с описанием гидрогеологических условий и их изменений – создание специальных скважин и проведение опытно–фильтрационных работ для оценки системы подземных вод и фильтрационных параметров.

ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ

Участники рынка отмечают, что в условиях жесткой конкуренции особо важными для деятельности компании становятся такие факторы, как высокое качество и скорость предоставляемых услуг, которые невозможно предоставлять без использования современных, в том числе цифровых технологий. Для успешного включения в процесс реализации планов государства по обеспечению устойчивого развития страны изыскательскому сообществу предстоит решить целый ряд задач в ближайшее время, уверен заместитель генерального директора по реализации крупных градостроительных проектов АО «Мосинжпроект» Андрей Антипов.

Полностью статью «Не просто формальность» можно прочитать в №24 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

386

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться