Как ускорить восстановление ветхих искусственных сооружений на дорогах страны
В Совете Федерации состоялся «круглый стол» по вопросам развития мостостроения в России. За довольно короткий промежуток времени это уже третье обсуждение проблем мостового хозяйства в верхней палате парламента РФ.
По словам председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрея Кутепова, по результатам предыдущего «круглого стола», состоявшегося в октябре 2020 года, были подготовлены предложения по включению мероприятий по ремонту и реконструкции мостов и путепроводов на региональных дорогах, приведению их в нормативное состояние в нацпроект БКАД (ныне «Безопасные качественные дороги»).
«Мы получили поддержку Минтранса России и всех субъектов РФ. На 2022–2024 годы выделено финансирование, в течение следующих трех лет предполагается направить на эти цели 205 млрд рублей».
Андрей Кутепов
ДЕНЕГ МНОГО НЕ БЫВАЕТ
Однако, учитывая количество аварийных мостов и одноуровневых пересечений автомобильных и железнодорожных дорог, эксперты понимают, что этих средств для решения всех проблем мостового хозяйства недостаточно. Обеспечить потребности экономики страны в современной транспортной инфраструктуре только за счет бюджетных средств невозможно, считает Андрей Кутепов. Нужно привлекать частные инвестиции, в том числе в рамках государственно–частного партнерства.
Финансовое обеспечение мероприятий по приведению в нормативное состояние искусственных сооружений планируется за счет дополнительных доходов регионов, которые будут поступать на реализацию нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в связи с поэтапным повышением нормативов зачисления акцизов на нефтепродукты.
В настоящее время в Правительство РФ направлен на согласование проект закона о внесении изменений в бюджетное законодательство, предусматривающий увеличение ассигнований Федерального дорожного фонда на указанные мероприятия в виде иных межбюджетных трансфертов. Ожидается его рассмотрение на заседании правительства и внесение в установленном порядке в Госдуму РФ.
А ЕСЛИ МОСТ ДЕРЕВЯННЫЙ?
Вопрос о дополнительной финансовой поддержке поднял в своем выступлении заместитель министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края Сергей Кривощеков–Баженов. В сформированном при взаимодействии с Росавтодором перечне проблемных искусственных сооружений подтверждено строительство в регионе 11 путепроводов через железнодорожные пути, объем выделяемого финансирования составляет 4 млрд 819 млн руб. А по расчету специалистов возведение этих объектов обойдется в 6 млрд 700 млн. Потребность в их строительстве в регионе большая, так как места пересечения автомобильных и железных дорог отличаются повышенной аварийностью.
Вариант решения проблемы восстановления небольших мостов предложил сенатор РФ Ленар Сафин. По его словам, в случае, когда речь идет о переправах через малые реки (они, как правило, находятся на балансе муниципалитетов), целесообразнее по примеру Минстроя России разработать недорогие проекты, утвердить их в РосдорНИИ и Росавтодоре с тем, чтобы потом тиражировать на всю Россию.
ПОДКЛЮЧАЙСЯ, БИЗНЕС!
А как быть с внеклассными мостами, имеющими стратегическое значение для социально–экономического развития регионов? На их модернизацию и строительство требуются огромные средства. Никакая госпрограмма не потянет такую финансовую нагрузку.
ОПЕРЕТЬСЯ НА ЯКОРНЫЕ КОМПАНИИ?
Генеральный директор ПАО «Мостотрест» Леонид Рыженькин предложил создать в регионах так называемые якорные мостостроительные компании, обладающие достаточными ресурсами, компетенцией и опытом.
ИСКЛЮЧИТЬ ХОЖДЕНИЕ ПО КРУГУ
О том, что в последнее время предпринимается для ускорения проектирования и строительства объектов на магистральной сети дорог, рассказала заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Ольга Дашкова. По ее словам, упрощает работу в магистральном строительстве Федеральный закон № 254 от 31.07.2020 года об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Одним из его плюсов, в частности, являются изменения, согласно которым экологическая экспертиза проектной документации объекта капитального строительства, предназначенного для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, не проводится. По мнению Ольги Дашковой, это довольно прогрессивное изменение исключит бесконечное хождение по кругу и упростит работу в магистральном строительстве.
НЕ ЖДАТЬ МАННЫ НЕБЕСНОЙ
Если смотреть шире, то в Росавтодоре завершается защита опорной дорожной сети регионов, рассказал Андрей Костюк. Это те маршруты, по которым идет основной трафик, связанный с развитием бизнеса, и которые обеспечивают социально–экономическое развитие регионов. Этим направлениям, как и мостовым сооружениям на них, в перспективе будет уделяться повышенное внимание. Какие дополнительные средства можно будет вложить в развитие мостового хозяйства региональной опорной сети, станет окончательно ясно, когда будет принят федеральный закон об акцизах. И хотя деньги со стороны государства выделяются, ждать манны небесной регионам, разумеется, не стоит, отметил Андрей Костюк. К восстановлению мостовых сооружений нужно привлекать частных инвесторов, используя их заинтересованность в развитии бизнеса. Планируя строительство крупных капиталоемких объектов, иногда не лишне вспомнить, что за те же средства в регионе порой можно построить несколько мелких мостов, которые намного улучшат транспортную доступность населенных пунктов территории.
Полностью статью «Неотложка для моста» можно прочитать в №27 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.