В ходе прямой линии 30 июня Президентом была озвучена цель по приведению не менее 50% региональных трасс в нормативное состояние к 2024 году.
Уровень развития и состояние автодорожной инфраструктуры в России традиционно являются предметом критики и обсуждений. В ходе прямой линии 30 июня Президентом была озвучена цель по приведению не менее 50% региональных трасс в нормативное состояние к 2024 году. Федеральные трассы уже на 85% приведены в нормативное состояние.
Дороги делятся на федеральные, региональные и местные. На первом этапе государство занималось федеральными трассами, это каркас всей транспортной сети. В этом сегменте дорожной сети за последние пять лет произошли разительные изменения. В период с 2016 по 2020 год доля федеральной автодорожной сети, соответствующая нормативным требованиям, выросла с 36,4 до 85,0 %, в сегменте региональных дорог ситуация пока не столь позитивна. Так, по данным Росстата на конец 2020 года доля региональной дорожной сети в нормативном состоянии составляет 45,8% (214,2 тыс. км от общей протяженности региональных дорог общего пользования с твердым покрытием).
Региональная автодорожная сеть характеризуется пространственной неравномерностью развития, что помимо прочего связано с разными географическими и геоклиматическими условиями, различиями в застройке городов и плотности населения внутри регионов. Несмотря на относительно равномерные показатели подушевой протяженности автодорог (км / 1000 чел.), показатели обеспеченности региональными автодорогами в нормативном состоянии в субъектах СЗФО, ПФО, СФО и ДВФО значительно уступают среднероссийским. В разрезе городских агломераций состояние региональной сети автодорог в Московской агломерации, которая является крупнейшей, заметно лучше (97,5% в г. Москве и 67,9% в Московской области в 2020 году), чем в таких сравнительно малых городских агломерациях, как Ярославская (40,1%) и др. Кроме неравномерности развития существует также проблема выбытия (износа) существующих автодорог в нормативном состоянии.
Следует отметить и особенности текущей конфигурации автодорожной сети: распространенность объездных путей*, разную степень связности городов внутри регионов, наличие узких мест (преимущественно Юг России) и перегрузок улично-дорожной сети крупных городов.
В ходе прямой линии 30 июня Президентом была озвучена цель по приведению не менее половины региональных трасс в нормативное состояние к 2024 году. Аналогичные параметры (обеспечение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям (с учетом Москвы и Санкт-Петербурга) на уровне 50,9 процентов до 2024 года), предусмотрены в обновленном паспорте национального проекта «Безопасные качественные дороги». Документ пока официально не утвержден.
Учитывая опыт приведения федеральных автодорог в нормативное состояние, а также высокий в отдельных субъектах РФ уровень региональной и межмуниципальной дорожной сети в нормативном состоянии, достижение обсуждаемой цели с высокой вероятностью может быть обеспечено. Так, при дальнейшем росте в среднем не менее чем на 1.1 п.п. ежегодно к 2024 году доля дорожной сети регионального или межмуниципального значения в нормативном состоянии достигнет целевого значения. Это в целом согласуется с фактической динамикой показателя последних лет, а именно - ростом с 38,1% в 2015 году до 45,8% в 2020 году (в среднем на 1,5 п.п. ежегодно).
Для повышения доли региональных и межмуниципальных дорог в нормативном состоянии, в том числе автозимников, необходимо обеспечить достаточный уровень финансирования, повысить эффективность механизма доведения финансирования в региональные бюджеты, а также усилить контроль за эксплуатацией дорожной сети для снижения ее износа. Важно также учитывать возможные корректировки сроков выполнения и объемов ресурсов, выделяемых на «дорожные программы», в связи с текущей эпидемиологической ситуацией, создающей социально-экономические и технологические риски.
* По нормированному показателю степени центральности (более 0,6) для большинства городов, что означает, что из большей части городов России можно добраться в более чем 60% других российских городов напрямую.
Юрий Пономарев,
заведующий Лабораторией инфраструктурных
и пространственных исследований
Института отраслевых рынков и инфраструктуры (ИОРИ) РАНХиГС,
кандидат экономических наук.