Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Звенья одной сети

Завершилось формирование опорной сети автодорог России

«Основным механизмом обеспечения связанности территорий страны для повышения скорости и надежности перемещения пассажиров и доставки грузов является формирование единой опорной транспортной сети и снятие на ней существующих инфраструктурных ограничений. Развитие опорной дорожной сети Российской Федерации предусматривается как за счет строительства новых участков федеральных автомобильных дорог, так и за счет принятия около 20 тыс. км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения в федеральную собственность». (Из Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года.)

В Росавтодоре завершилось поэтапное рассмотрение программ дорожной деятельности субъектов РФ на 2022–2024 годы.

КРИТЕРИИ ОТБОРА

Еще совсем недавно стратегию развития региональных дорог на своих территориях определяли сами субъекты РФ. Такое «островное видение» иногда приводило к тому, что качественная региональная трасса на границе с другим субъектом РФ вдруг обрывалась, поскольку в перспективных планах соседей не было предусмотрено развитие автодорожного маршрута в этом направлении. Теперь подход стал иным.

С учетом названных критериев опорная сеть сформирована из магистралей, которые связывают Москву и столицы субъектов РФ, города с населением более 100 тыс. жителей, городские агломерации – центры экономического роста, опорные узлы железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, а также автомобильные пункты пропуска через государственную границу.

Критерии отбора дорог сформированы по требованиям, которые проработаны Росавтодором со специалистами НИУ «Высшая школа экономики». Они одобрены на рабочей группе Минтранса России, которая занимается проработкой транспортной стратегии в рамках общей стратегии государственного развития России.

В состав опорной сети вошли все трассы федерального значения, а также наиболее востребованные региональные дороги.

ВЫХОД К ОКЕАНУ

С учетом географического положения Дальневосточного региона и возрастающей роли его магистральной дорожной сети в обеспечении транзита грузов по маршруту международного транспортного коридора «Восток – Запад» попробуем более пристально взглянуть на эту часть территории России. Хабаровский край там занимает особое место. По его территории проходят федеральные трассы А–375 «Восток» Хабаровск – Находка, А–370 «Уссури» Хабаровск – Владивосток, А–376 Хабаровск – Лидога – Ванино – Комсомольск–на–Амуре, Р–297 «Амур» Чита – Хабаровск и другие. Именно они являются звеньями международных транспортных маршрутов.

Поскольку автодорога А–376 обрела федеральный статус лишь в 2019 году, расскажем о ней подробнее. За два года до этого состоялся ввод в эксплуатацию заключительной части этой трассы – между селом Лидога и портом Ванино. Таким образом дорога обеспечила прямой выход России к Тихому океану, который намного короче, чем до океанских ворот на побережье Приморья.

Прямое автомобильное сообщение дало дополнительный импульс социально–экономическому развитию прибрежных районов Хабаровского края.

Трасса Хабаровск – Лидога – Ванино – Комсомольск–на–Амуре в новом статусе объединила в одну транспортную сеть ведущие российские порты на побережье Татарского пролива, промышленную столицу ДФО и административный центр самого крупного на Дальнем Востоке субъекта РФ.

С передачей автодороги Хабаровск – Лидога – Ванино с подъездом к Комсомольску–на–Амуре в федеральную собственность у Хабаровского края появляются возможности, в том числе финансовые, для дальнейшего развития дорожной сети в регионе.

ЗАГЛЯНУТЬ ЗА ГОРИЗОНТ

Но есть и более масштабные планы. Если продолжить грунтовую дорогу Аян – Нелькан по маршруту легендарного Аяно–Майского тракта, то появится реальная возможность соединить новую трассу с открытой в ноябре 2018 года на территории Республики Саха (Якутия) круглогодичной автодорогой Амга – Усть–Мая. В нынешнем виде трасса республиканского значения «Амга» оканчивается тупиком на границе с севером Хабаровского края. И если продолжить ее южнее, она пройдет как раз по тем местам, где сейчас хабаровские предприниматели наматывают километры по бездорожью, чтобы доставить грузы в дальние села на севере своего региона.

Еще один весьма актуальный региональный проект – реконструкция автодороги Селихино – Николаевск–на–Амуре – нацелен на обеспечение автомобильной связью Хабаровска и крупнейшего промышленного центра Комсомольска–на–Амуре с населенными пунктами в нижнем течении р. Амур, а также с международными портами на Тихоокеанском побережье – Де–Кастри и Николаевском-на-Амуре.

Важен в социально–экономическом плане и проект строительства автодороги Комсомольск–на–Амуре – Березовый – Амгунь – Могды – Чегдомын. Трасса строилась в рамках Федеральной программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», но после окончания ее действия из–за отсутствия финансирования проект вынужденно остановлен.

Начало строительства этой дороги как технологической было положено в период строительства БАМа. Тогда построили 272 км. С 2001 года введены в эксплуатацию 97 км. Общая протяженность сейчас составляет 503 км. Для завершения работ по приведению автодороги к параметрам IV технической категории необходимо выполнить реконструкцию 177 км трассы. Дорога Комсомольск–на–Амуре – Березовый – Амгунь – Могды – Чегдомын свяжет 17 населенных пунктов вдоль Байкало–Амурской железнодорожной магистрали и обеспечит выход Верхнебуреинского, Солнечного и имени Полины Осипенко районов в общую сеть автодорог Дальнего Востока.

В РАМКАХ ТРЕХЛЕТНЕЙ ПРОГРАММЫ

А вот какие работы, в том числе на региональной опорной сети автодорог, предусмотрены программами дорожной деятельности на 2022–2024 годы в других субъектах РФ Дальневосточного федерального округа.

3 2

В Камчатском крае, где протяженность федеральных автодорог составляет 38 км, а региональных и межмуниципальных – 1407 км, в рамках трехлетних программ планируется выполнить работы на 277 км региональных дорог опорной сети, в том числе 93 км по проекту «Безопасные качественные дороги».

В Бурятии до конца 2024 года запланированы работы на 128 км дорог.

Центром экономического роста в Забайкальском крае является столица региона Чита, где расположен аэропорт. Опорные точки – город Краснокаменск с численностью населения более 100 тыс. человек, поселок Карымское, где находится опорная железнодорожная станция, город Сретенск с опорным речным портом. Также в регионе расположены четыре автомобильных пункта пропуска. До конца 2024 года в Забайкалье намечено выполнение строительно–монтажных работ на 1760 км дорог.

В Амурской области, где протяженность федеральных автодорог составляет 1494 км, региональных и межмуниципальных – 5727 км, в течение следующих трех лет планируется выполнить объем работ на 388 км сети.

В Сахалинской области уделят особое внимание городу Южно–Сахалинску, подъездам к морским портам Шахтерску, Поронайску, Холмску и Невельску, а также аэропортам Менделеево, Буревестник, Итуруп.

В Приморском крае, где протяженность федеральных дорог составляет 562,5 км, региональных и межмуниципальных – 6770 км, до конца 2024 года планируется выполнить работы на 909 км.

В рамках трехлетней программы дорожной деятельности в Чукотском автономном округе (ЧАО) намечено выполнение работ на 231 км.

В Еврейской автономной области, где протяженность федеральных автодорог составляет 354 км, региональных и межмуниципальных – 479,5 км, до конца 2024 года планируется выполнить работы на 77 км трасс.

На снимках: (вверху) трасса А–375 «Восток»; (внизу) трасса Хабаровск – Лидога

Полностью статью «Звенья одной сети?» можно прочитать в №31 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

573

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться