возвращается инфраструктурное финансирование
Инфраструктурная отрасль и национальные проекты уже больше года находятся в новых и непростых условиях экономики, когда планы по реализации проектов и объемы выделяемых средств регулярно пересматриваются, что затрудняет долговременное планирование. О том, как шло финансирование комплексного плана и национальных проектов в первой половине 2021 года, говорится в исследовании, проведенном аналитическим подразделением инвестиционной компании InfraOne.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
По данным Минфина России на 1 июля 2021 года, бюджетное исполнение Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) на период до 2024 года составило 30%. За это время до федеральных проектов, входящих в его состав, довели 67,9 млрд руб. Расходы за первое полугодие 2021 года были заметно меньше, чем за аналогичный период в прошлые годы.
В 2021 году изменилась помесячная динамика расходования федеральных средств на комплексный план. В прошлом году в первом полугодии наибольшие вложения произошли в апреле, когда было доведено 52,5 млрд руб. (или почти 45% федеральных средств за этот период). Расходы росли постепенно, и максимальные были в июне: 20,8 млрд руб., или 31% за полгода. Схожая динамика наблюдалась в 2019 году. «Значит, можно говорить о возвращении федеральных вложений к ритмам финансирования допандемического периода», – делают вывод аналитики.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
Наиболее активная работа в рамках комплексного плана ведется по проекту «Европа – Западный Китай» (ЕЗК), он же является самым капиталоемким. Бюджетное освоение в первом полугодии у ЕЗК самое высокое: почти 59,8%. На реализацию проекта поступило 42,2 млрд руб. из предусмотренных 70,6 млрд руб.
Традиционно вторым как по уровню освоения, так и по объему доведенных федеральных средств в этом году остается федеральный проект «Развитие Северного морского пути». По итогам полугодия на его реализацию поступило 21,3 млрд руб., что обеспечило бюджетное исполнение на 36,2%.
Что касается федерального проекта «Развитие региональных аэропортов» (до 2021 года – «Развитие региональных аэропортов и маршрутов»), то его профинансировали на 12,1%, вложив 3,6 млрд руб. В прошлые годы показатели были заметно выше: в первой половине 2020 года до федерального проекта довели 27,8% средств (7,9 млрд руб.), а 2019–го – 17,5% (4,1 млрд руб.). Такое замедление темпов финансирования специалисты связывают с тем, что власти пока не утвердили концепцию развития аэродромной сети до 2035 года, а также с более поздним обновлением целевых показателей этого проекта.
Исполнение трех оставшихся федеральных проектов (из числа тех, на которые в 2021 году запланировано выделение бюджетных средств) по итогам полугодия оказалось менее 4%, а общий объем вложений в них составил лишь 0,73 млрд руб. Основная часть этих средств приходится на проект «Развитие морских портов» (0,7 млрд руб.). За шесть месяцев 2021–го так и не начали направлять средства на проект «Транспортно–логистические центры», а также на новые федеральные проекты «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Северо–Западного бассейна» и «Развитие железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла».
Из–за того, что часть проектов комплексного плана, касающихся развития автомобильных дорог, была перенесена в национальный проект «Безопасные качественные дороги», влияние КПМИ на инфраструктуру будет по–прежнему понижено по сравнению с предыдущими годами. Скорее всего, в ближайшие годы расходы на комплексный план будут производить по существующему или даже сокращенному перечню направлений: ЕЗК, Северный морской путь, аэропорты и железнодорожные проекты в центре и на юге страны, считают аналитики.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ
Бюджетное исполнение национальных проектов (без комплексного плана) в первом полугодии 2021 года, по данным Минфина России, составило 38,9%. До 13 национальных проектов (с учетом нового – в сфере использования атомной энергии) довели 836,2 млрд руб. Фактический объем расходов на них и темпы финансирования выросли.
Плановые расходы на комплексный план и нацпроект «Безопасные качественные дороги» в 2021 году несколько превысили аналогичный показатель конца прошлого года: почти 551 млрд руб. против 542 млрд руб. Аналитики отмечают, что интерес к отрасли вырос: в марте 2020 года на эти же проекты собирались потратить 486 млрд руб.
Таким образом, несмотря на пересмотры финансирования, инфраструктура в рамках майского указа во время кризиса не пострадала, а, напротив, получила возможность для дополнительных вливаний.
Освоение средств по БКД в 2021 году хоть и отстает от среднего по национальным проектам, но происходит заметно быстрее, чем годом ранее. Так, на БКД за шесть месяцев перечислили 110,1 млрд руб., или 33,9% от плановых, против 27,1 млрд руб. и 26,5% за аналогичный период 2020–го. Наименьший уровень бюджетного исполнения по итогам двух кварталов – у национального проекта атомной тематики: по данным единого портала бюджетной системы России, до него доведено лишь 0,04% средств, или 7,9 млн руб.
Подготовила Людмила ИЗЪЮРОВА, обозреватель «ТР»
Полностью статью «К допандемийным ритмам» можно прочитать в №32 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.