О вспененном битуме и льготных тарифах на электроэнергию
Чаще всего мы оцениваем эффективность работы дорожных организаций протяженностью отремонтированных и построенных за определенный промежуток времени автодорог, не задумываясь о том, насколько эффективной была в этот период их деятельность с точки зрения расхода энергетических ресурсов. Иными словами, дорожный объект введен, но каким был общий расход ГСМ, электроэнергии на всех стадиях реализации этого проекта? Между тем сокращение энергозатрат при строительстве, ремонте и содержании автодорог может стать одним из важных направлений повышения эффективности работы подрядных организаций, утверждают эксперты.
А ЕСЛИ МЕНЬШЕ НАГРЕВАТЬ?
Взять такую важную составляющую дорожно–строительных работ как производство асфальтобетона. Какие рациональные решения могут повлиять на оптимизацию затрат? В первую очередь – применение на асфальтобетонном заводе энергоэффективного оборудования, которое снизит эксплуатационные расходы. Другой путь снижения энергозатрат – применение энергоэффективных технологий производства асфальтобетона, которые позволят снизить себестоимость смеси.
Существенная доля издержек – приготовление асфальтобетонных смесей на АБЗ и их транспортировка к месту дорожно–строительных работ. Анализ, проведенный доктором технических наук, академиком Академии военных наук Андреем Руденским, показал, что на производство стройматериалов, их подготовку и транспортировку к месту ведения работ расходуется 25–45% от суммарных энергозатрат.
Затраты электроэнергии на технологические операции по приготовлению асфальтобетонных смесей складываются из затрат на подготовку, нагрев материалов и перемешивание компонентов смеси.
СЕБЕСТОИМОСТЬ СНИЖАЕТСЯ
О возможностях теплого асфальтобетона (ТАБ) стоит рассказать подробнее, так как эта технология позволяет добиться улучшения сразу нескольких параметров при устройстве дорожного покрытия. Существует несколько технологий производства ТАБ, и все они в основном связаны со снижением вязкости битума, что позволяет снизить температуру выпуска асфальтобетона.
В России один из первых участков дорожного полотна, где применялся вспененный битум, появился еще в 2012 году на участке трассы Р–120 Орел – Брянск – Смоленск – граница с Белоруссией (42–68 км). По результатам эксплуатации дороги продольных трещин не образовалось, а поперечных было меньше, чем при применении горячей смеси. Помимо улучшения качественных показателей производство асфальта при невысоких температурах дает ощутимую экономию топлива и, соответственно, сокращение затрат на производство. По данным ряда экспериментов, при использовании технологии механического вспенивания экономия топлива может составлять до 12–13% на тонну произведенного асфальтобетона. В некоторых подрядных организациях отмечают снижение расхода топлива при производстве ТАБ до 20%.
ДРУГАЯ СФЕРА ЭНЕРГОЗАТРАТ
Важное направление весьма значительных энергозатрат в отрасли связано с освещением автодорог. Государство тратит на это довольно большие средства, потому что плохая видимость на трассах в темное время суток нередко становится причиной дорожно–транспортных происшествий, оборачивается человеческими жертвами. Одна из целей нацпроекта «Безопасные качественные дороги» – снизить смертность на трассах от ДТП по сравнению с 2017 годом в 3,5 раза – до четырех человек на 100 тыс. населения к концу 2024 года. Достичь этой цели без увеличения протяженности освещенных автодорог невозможно.
На федеральных трассах ситуация по этому показателю в последние годы улучшилась: если в начале 2000 годов освещенными были лишь около 3,5 тыс. км таких дорог, то по состоянию на начало апреля прошлого года общая протяженность линий электроосвещения на федеральной дорожной сети составляла 9510 км, то есть освещено было примерно 18% трасс. На 2020–2022 годы запланировано устройство электроосвещения на 2854 участках федеральных дорог.
ГДЕ СТАНЕТ СВЕТЛЕЕ
Довольно активно работа в этом направлении продолжается и в текущем дорожном сезоне. К примеру, на 45 км должна увеличиться в ближайшее время протяженность линий электроосвещения вдоль шести федеральных трасс юга и центра России.
На региональных и муниципальных дорогах ситуация с освещенностью хуже, чем на трассах федерального значения. Изменить ее призван нацпроект БКД, в рамках которого ведется установка осветительных приборов на территориальных трассах и улицах населенных пунктов.
ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ
При росте протяженности освещенных участков и тарифов на электроэнергию на первый план выходит поиск эффективных решений, позволяющих экономить на освещении без ущерба для безопасности. Здесь дорожникам помогают как новые типы световых приборов, оснащенных, как правило, светодиодными лампами, так и интеллектуальные системы управления дорожным освещением. Их внедрение предусмотрено нацпроектом БКД.
Такие интеллектуальные системы не просто помогают уйти от ситуаций, когда освещение на трассе «забыли» выключить днем, но и могут регулировать работу осветительных приборов на отдельных отрезках дороги в зависимости от времени дня, погодных условий и даже загруженности самой трассы.
Проблемой более рационального использования финансовых ресурсов, выделяемых на освещение автодорог, озабочены руководители многих подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждений, дорожных организаций.
СВЕТОДИОД СОКРАЩАЕТ ЗАТРАТЫ
Определить, применяется ли на конкретном участке дороги современное светодиодное освещение, можно по его цвету. В связи с постоянным ростом стоимости электроэнергии все актуальнее встает вопрос внедрения энергосберегающих технологий. Стоимость светодиодных светильников обычно в два–три раза выше натриевых ламп. Но за счет экономии электроэнергии окупаются они уже через три–четыре года и имеют, как правило, срок службы не менее 50 тыс. часов, что в три раза больше срока службы светильников старого поколения.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД
Для модернизации систем уличного освещения в небольших российских городах все чаще используются энергосервисные контракты. Суть этой формы государственно–частного партнерства заключается в том, что для освещения улично–дорожной сети сервисная компания за свой счет внедряет энергоэффективное оборудование, а затраты ей возмещаются муниципалитетом в течение 2–5 лет за счет достигнутой экономии расходов на электроэнергию.
Один из первых подобных контрактов по модернизации системы уличного освещения города Пугачев несколько лет назад был заключен в Саратовской области. В 2020 году реализован энергосервисный контракт по освещению региональных автодорог в Ивановской области. Работы по модернизации дорожного освещения были проведены на мосту через Волгу в городе Кинешма, на дорогах в аэропорт Иваново и на трассе Иваново – Кохма, а также в населенных пунктах Богородское, Ново–Талицы, Буньково и других в Ивановском и Шуйском районах. Реализуются энергосервисные контракты и в ряде других субъектов РФ. К примеру, на участках дорог Сергеевского сельского поселения Томской области, в городах Кирсанов, Мичуринск, Моршанск Тамбовской области.
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ?
И все–таки, считают дорожники, плата за освещение автодорог чересчур высока, ночные льготные расценки для этих целей не предусмотрены. В дорожном сообществе разговор о льготных тарифах на электроэнергию, используемую для освещения автотрасс, идет давно. И вот весной 2021 года приказом Минэкономразвития России были утверждены методические рекомендации по выбору в субъектах РФ и муниципалитетах оптимальной ценовой категории для расчетов с поставщиками за потребленную электроэнергию для освещения автодорог. С одной стороны, принятие такого документа, дающего возможность дорожным организациям снизить затраты на освещение автодорог, радует.
Однако согласно методрекомендациям назначение поставщиками электроэнергии оптимального ночного тарифа сопряжено с многочисленными оговорками. С другой стороны, названный документ – всего лишь рекомендации. Будут ли они учитываться поставщиками электроэнергии при расчетах за освещение автодорог? Хочется верить, что да, и названный документ станет реальным инструментом снижения затрат на электроэнергию, используемую для освещения трасс.
Полностью статью «Дорога в свете энергозатрат» можно прочитать в №33 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.