Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

У вас, коллега, лишний вес!

Только жесткий контроль поможет обеспечить сохранность автодорог

Неспешное течение событий в один прекрасный июньский день для жителей небольшого села Колкач, что в Вологодской области, вдруг нарушилось, когда над домами поплыл нарастающий гул. На центральную улицу с грунтовым покрытием уже въезжали тяжелые грузовики. Многие из них были явно перегружены. Это были, так сказать, первые «ласточки». Они проторили пробный путь через село, в обход оборудованного совсем недавно на дороге на Белозерск пункта автоматического весового контроля. Потом по сельской трассе двинулись другие тяжеловесы. Дорожное покрытие некогда опрятной улицы теперь испещрено глубокими рытвинами и ухабами…

ХУЖЕ ДОРОГА – БОЛЬШЕ АВАРИЙ

Сейчас, когда в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» на приведение в порядок региональных и местных дорог брошены небывалые по объемам финансовые ресурсы, очень важно не допустить впоследствии их разрушения перегруженными автомобилями.

По информации автоматизированной системы мониторинга интенсивности и состава транспортных потоков, только за 9 месяцев 2020 года около 350 тысяч грузовых транспортных средств уклонились от весового и габаритного контроля. Ежегодно недоплата в бюджет от перегруженных автомобилей составляет более 40 млрд рублей – это уже данные Счетной палаты РФ. Эти деньги могли бы пойти на восстановление автодорог.

Сохранить дороги поможет жесткий контроль за передвижением ТС по дорогам, считают эксперты. Для того и совершенствуется неэффективно действовавшая несколько десятков лет система весогабаритного контроля. Вдобавок к стационарным и мобильным пунктам, где объективность контроля во многом зависит от человеческого фактора, оборудуются технологичные и беспристрастные автоматические (АПВГК).

Так, по данным Ассоциации «РАДОР», за 2018–2020 годы в рамках нацпроекта БКД на региональных и местных автодорогах размещено 193 АПВГК. В планах на 2021 год – установка еще 112 «умных весов», а к 2024 году согласно паспорту нацпроекта их количество на территориальной сети должно увеличиться до 366, на федеральной – до 387.

«РАЗРЕШИТЕ ПЕРЕГРУЗ!»

Но даже те пункты АВГК, которые уже развернуты на автодорогах страны, заставляют законопослушных перевозчиков действовать в установленных рамках. Другие грузоперевозчики, привыкнув работать втемную, не хотят работать в правовом поле. Часть из них ссылается на большую погрешность измерений используемого весового оборудования: дескать, никакого перегруза у автомобиля нет, это весы врут. Справедливости ради надо отметить, что неточности в работе «умных весов» случаются. Они могут зависеть не только от неправильной калибровки оборудования или нарушений, допущенных при его установке, но и от того, насколько равномерно размещен в кузове груз, соблюдает ли водитель правила проезда через АПВГК (о них расскажем ниже).

«ЛОВУШКА» ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ?

Впрочем, Интернет изобилует информацией, которая оправдывает и даже наставляет тех, кто разрушает дороги. К примеру, популярный портал Яндекс.Дзен, по всему видно, к нарушителям подобного рода относится с явной симпатией, а весовой контроль называет ловушкой для водителей.

Иногда для уклонения от весового контроля водители грузовиков используют радикальные методы. К примеру, в Ленинградской области в прошлом году был зафиксирован такой случай. Водитель самосвала, ехавшего из карьера по автодороге Павлово – Мга – Любань – Оредеж – Луга, не стал останавливаться по требованию инспектора УГАДН. За машиной началась погоня, и спустя полчаса ее удалось остановить. Тогда водитель поднял кузов и высыпал песок прямо на асфальт. Впоследствии было установлено, что вес нагруженной машины значительно превышал максимально допустимый и составлял около 90 тонн.

БИЗНЕС НА ВЗЯТКАХ

Традиционно в конце лета и осенью на автодорогах, особенно Центральной России, появляются перегруженные зерновозы, арбузовозы, в течение всего года по трассам с неумолимым постоянством идут тяжелые лесовозы. Вносят свою лепту в разрушение автодорог и те, кто возит щебень, песок и асфальтобетон для строительства и ремонта тех же дорог. Эксперты отмечают, что транспортные средства, перевозящие насыпные грузы, чаще других допускают перегруз, а их водители нередко решают возникающие в пути проблемы с помощью взяток.

Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс» (объединяет более ста перевозчиков, парк – свыше 10 тыс. автомобилей), однажды заявил, что в нашей стране весогабаритный контроль превратился в «бизнес, построенный на взятках».

В Грузавтотрансе считают, что, борясь с перегрузом, ассоциация не в последнюю очередь помогает самим перевозчикам. Перегруженные автомобили не только разрушают дороги, создавая аварийные ситуации, но и снижают стоимость транспортировки грузов, что приводит к банкротству добропорядочных перевозчиков из–за демпинга цен.

А ЕСЛИ ОТКАЖУТ ТОРМОЗА?

Главное преимущество АПВГК по сравнению со стационарными и передвижными пунктами – возможность контролировать транспорт без его остановки или снижения скорости, а также проверять спецразрешения без участия человека. «Умные весы» сами обрабатывают информацию и составляют акт взвешивания. Он передается в центр фиксации правонарушений, после чего собственнику машины направляется штраф. Правда, как оказалось, уплачивается он не всегда, а если быть точным, довольно редко. Вот и получается, что ощутимых успехов в борьбе с перегрузом пока не наблюдается.

На состоявшемся недавно заседании совета директоров Ассоциации «РАДОР» тема весогабаритного контроля на автодорогах активно обсуждалась. Многих представителей территориальных органов управления автодорогами волнует, что, несмотря на увеличивающееся количество АПВГК на региональных дорогах, многие перевозчики продолжают уклоняться от весогабаритного контроля и уплаты штрафов за нарушения. Позиция РАДОРа по этому вопросу такая: нужно передать полномочия по вынесению административных постановлений по результатам работы АПВГК на региональный уровень.

НОВЫЙ ПОРЯДОК

В начале текущего года вступил в силу новый порядок весогабаритного контроля на российских дорогах. Эксперты считают, что новации, содержащиеся в приказе Минтранса России № 348 от 31.08.2020 г, должны сделать систему весогабаритного контроля более объективной. Для каждого нового АПВГК, который появится на российских дорогах, будет вводиться обязательный тестовый период сроком в три месяца, в течение которого перевозчиков будут уведомлять о зафиксированных нарушениях, но штрафовать за них не будут. Это позволит устранить возможные сбои и погрешности в работе оборудования АПВГК, из–за чего прежде владельцы ТС получали несправедливые штрафы, размеры которых весьма велики.

В январе этого года вступили в силу изменения в законе, касающиеся работы пунктов весогабаритного контроля (ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…»). Поправки регламентируют процедуру взвешивания на АПВГК и устранения перегруза.

В ближайшее время должна вступить в силу новая редакция КоАП РФ. В ней изменен порядок вынесения штрафов за весогабаритные нарушения.

Еще один законопроект регламентирует правила дорожного движения для водителей грузовиков, проезжающих по территории, на которой расположен АПВГК. В зоне «умных весов» для большегрузов будет запрещена остановка и разворот, а также использование фар–прожекторов и фар–искателей. Перед рамками контроля будут установлены соответствующие дорожные знаки, предупреждающие об этом водителей. И еще, законопроект запрещает применять какие–либо приборы или материалы, препятствующие фотофиксации номерных знаков. Известно, что водители нередко используют такие хитрости, чтобы безнаказанно ездить с перегрузом.

Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»

 Полностью статью «У вас, коллега, лишний вес!» можно прочитать в №33 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


просмотры:

480

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться