Время навести порядок в дорожно–строительном ценообразовании
9 августа 2021 года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление № 1315, благодаря которому в России будет запущена новая мера поддержки строительной отрасли.
Речь идет о механизме, который позволит компенсировать дополнительные расходы застройщиков, связанные с существенным удорожанием стройресурсов.
В ЭПИЦЕНТРЕ ПРОБЛЕМ
Принятию документа предшествовал целый ряд важных событий. Проблемы ценообразования попали в фокус общественного внимания в июле текущего года, когда главы ведущих подрядных организаций России пожаловались Президенту РФ на кризис в инфраструктурном строительстве по госзаказу. В обращении говорилось, что ситуация в инфраструктурном строительстве, реализуемом в основном за счет государственного бюджета, характеризует состояние отрасли как кризисное, и это создает неприемлемые риски как для национальной экономики, так и для социальной сферы и безопасности страны.
Для беспокойства подрядчиков действительно есть причины. По данным Росстата, с 2015 года отрасль генерирует убытки: суммарные потери составили 137 млрд руб., объем долга предприятий отрасли превысил сумму чистых активов в 4 раза. 54% строительных компаний ликвидированы, а численность занятых в строительстве сократилась с указанного срока на 400 тыс. человек. Только по итогам 2020 года в России работали 301 дорожно–строительная компания с выручкой свыше 1 млрд руб., из них 25 закончили финансовый год с убытками.
В чем причина?
Президент России поручил профильным министерствам разобраться в причинах сложившейся ситуации и навести порядок в дорожно–строительном ценообразовании. Как отреагировали управленцы? Минстрой России ответил, что в стране утвержден план мероприятий по переходу на ресурсно–индексный метод, который должен заработать в 2022 году. И что министерство продолжает разработку нормативного обеспечения для этого перехода. В то же время Минэкономразвития России признало серьезные проблемы с ценообразованием.
Федеральная антимонопольная служба тоже встала на сторону дорожных строителей. По мнению экспертов ФАС, применяемый в настоящее время базисно–индексный метод определения стоимости строительства основан на использовании устаревшей сметно–нормативной базы 2001 года и допускает существенные погрешности при расчетах сметных цен. При этом ресурсный метод составления локальных смет основывается на реальной стоимости материалов, обеспечивая высокую точность расчетов. Однако информационной базы для ресурсной модели нет, поскольку текущая модель работы ФГИС ЦС не обеспечивает наполняемость системы актуальными и достоверными данными о стоимости строительных материалов. Причины – неисполнение компаниями обязанности по предоставлению информации в систему и отсутствие возможности администрировать эту информацию.
ВЗГЛЯНУТЬ НА ПРОБЛЕМУ ИЗНУТРИ
Чтобы понять справедливость требований участников рынка инфраструктурного строительства, необходимо взглянуть на проблему изнутри. Генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса Юрий Агафонов подробно разъяснил суть претензий подрядных организаций. Основной проблемой является дисбаланс между фактической инфляцией и индексами–дефляторами. В контрактах, заключаемых по № 44–ФЗ и № 223–ФЗ, для реализации многолетнего объекта устанавливается твердая цена с учетом только прогнозируемой Минэкономразвития РФ инфляцией (4–5%), без учета фактической (7–8%) и без индексации по факту.
Важной остается проблема учета отдельных затрат, не заложенных в сметной стоимости строительства. Кроме того, проблема заключается в изначальном определении приблизительной стоимости строительства. Дело в том, что расчет суммы затрат для включения в адресно–инвестиционную программу определяется заказчиком, исходя из стоимости строительства аналогичного объекта или по укрупненным показателям. Этот расчет носит приблизительный характер и не учитывает особенности строительства конкретного объекта. Заявленная стоимость уже является лимитом, и после проработки проектной документации стоимость строительства не должна превышать этот лимит, иначе проект не «сможет зайти в экспертизу». При прохождении экспертизы стоимость проекта снижается, а на стадии конкурса подрядчик вынужден давать еще и тендерное снижение, что в итоге приводит к снижению цены контракта до 30% от первоначальной проектной стоимости объекта. Эти затраты подрядчик оплачивает из сметной прибыли, которая теперь снижена до 5% от стоимости контракта. При переходе на новый ресурсно–индексный метод (учет рыночной стоимости материалов) со второго квартала 2022 года, исходя из сроков проектирования и разработки сметной документации, первые государственные контракты с определением сметной стоимости строительства по новой методике будут подписаны в 2024 году, а реализованы только в 2026–2027 годах.
ПЕРЕСМОТРЕТЬ ПОДХОДЫ
Еще одна особенность ведения строительно–инвестиционной деятельности заключается в том, что в России нет единого подхода при определении стадийности архитектурно–строительного проектирования, а также отсутствует самостоятельный статус рабочей документации в Градостроительном кодексе РФ. Строительство осуществляется на основании рабочей документации, при этом сдача и приемка объекта заказчику осуществляются на основании проектной документации. Это вынуждает проводить дорогостоящие повторные экспертизы проектной документации, документа, который по факту является лишь первичным. Наконец, болезненным для подрядчиков является чрезмерное банковское давление. Согласно № 44–ФЗ при заключении контракта подрядчики обязаны предоставлять банковскую гарантию на участие в конкурсе; на обеспечение исполнений обязательств; на гарантийные обязательства.
Экспертное сообщество в лице Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса предлагает концептуально пересмотреть подходы к бюджетному строительству, учитывая интересы и государства, и коммерческих структур.
Полностью статью «Стройка пересчитывает сметы» можно прочитать в №36 2021 г., оформив подписку на газету «Транспорт России» по e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.