Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

От Чикаго до Лос-Анджелеса

Интересные факты о дороге американской мечты

Мать дорог, Большая диагональ, Главная магистраль Америки, Дорога американской мечты — так называют в США трассу 66, протянувшуюся на 2500 миль от Чикаго до Лос-Анджелеса.

«Это путь беглецов, путь тех, кто спасется от пыли и оскудевшей земли, от грохота тракторов и собственного обнищания, от медленного наступления пустыни на север, от сокрушительных ветров, дующих из Техаса, от наводнений, которые не только не обогащают землю, но крадут у нее последние силы. От всего этого люди бегут, и на трассу 66 их выносят… узкие проселки, изрезанные колеями дороги в полях. 66 — это главная трасса, это путь беглецов», — писал о легендарном шоссе Джон Стейнбек в романе «Гроздья гнева».

ТРОПОЙ ИРОКЕЗОВ
В 1925 году Конгресс США принял судьбоносное решение о создании сети федеральных трасс (до этого каждый штат строил дороги по своему усмотрению). И самой значимой из них стало трансконтинентальное шоссе 66, Route 66, проложенное от Чикаго до Лос-Анджелеса, через восемь штатов — от Иллинойса до Калифорнии. Новой магистрали надлежало не просто соединить два крупнейших города Востока и Запада, но связать в единую сеть, в единую инфраструктуру разрозненные местные дорожные артерии, большей частью грунтовые и гравийные, и тем самым дать толчок к экономическому и культурному развитию американской глубинки. В том числе штатов Техас и Нью-Мексико, сравнительно недавно вошедших в состав США.

Показательно, что инициатором строительства выступил Сайрус Эйвери, инженер-дорожник и предприниматель из Оклахома-Сити — города, который расположен в самом сердце страны, аккурат посередине будущей трассы. Одержимый идеей поднять свое родное захолустье до уровня крупного промышленного центра, он правдами и неправдами добился того, чтобы работы велись за государственный счет, а сам объект был внесен в реестр федеральных маршрутов. По его же инициативе к стройке века были привлечены тысячи молодых безработных мужчин. Наконец, ему, Сайрусу Эйвери, принадлежит авторство названия шоссе. Поначалу он хотел окрестить его Route 60, но, по американским законам, номера, оканчивающиеся на ноль, присваиваются только дорогам, идущим параллельно экватору. А новая трасса резала страну по диагонали. Шестьдесят пятое шоссе уже имелось, и Сайрус, недолго думая, дал своей трассе имя Route 66 — это звучало мелодичнее, ритмичнее, нежели Route 60. Как будто в простенькую мелодию добавили джазовую синкопу.

Подминая под собой древние индейские тропы и маршруты, выстраданные жертвами первой золотой лихорадки, Route 66 «стартовала» из Спрингфилда, штат Миссури, и строилась одновременно в двух направлениях: на северо-восток, в сторону города Сент-Луис в том же штате, и на юго-запад — к городу Талса в Оклахоме. Начало строительства датировано 30 июня 1926 года, а 11 ноября того же года были открыты первые участки трассы. Но должно было пройти еще долгих двенадцать лет, прежде чем Route 66 полностью оделась в асфальт.

Чтобы привлечь внимание общественности к своему детищу, Сайрус Эйвери учредил «Ассоциацию содействия развитию Route 66». Благодаря усердию его членов в американской прессе запестрели статьи, призывающие путешествовать по новой дороге. Реклама сработала: летом 1927 года на трассе был проведен грандиозный забег «Баннион Дерби» — через всю страну, от Лос-Анджелеса до Чикаго и далее до Нью-Йорка. В мероприятии участвовал знаменитый в то время шоумен, уроженец все той же Оклахомы, Уилл Роджерс — и с легкой руки миллионов его поклонников дорога получила еще одно имя: шоссе Уилла Роджерса. В июле 1932 года по Route 66, в противоположном направлении, отправились тысячи американских и заморских туристов — на Олимпиаду в Лос-Анджелес.

Но, главное, Route 66 коренным образом поменяла представление американцев о федеральных дорогах. Изменился сам их стандарт. Если до того они были гравийными, то теперь должны были обзавестись асфальтом. Route 66 стала не просто первой трансконтинентальной артерией страны, но первым в мировой практике полноценным хайвеем. Впрочем, Большая диагональ видела не только туристов и шоуменов.

В ПОИСКАХ ЛУЧШЕЙ ДОЛИ
В октябре 1929 года произошел обвал Нью-Йоркской фондовой биржи, и Америку, как саранча, накрыла Великая депрессия. Целая армия пролетариев и служащих оказались на улице. Разорялись фермеры — их владения за бесценок скупали оборотистые нувориши, буквально с оружием в руках выгоняя земледельцев с нажитых мест. Ситуацию усугубила «Пылевая чаша» — колоссальная семилетняя (!) засуха, охватившая Арканзас, Канзас, Техас и Оклахому. В этих регионах наступил голод, которого американцы не знали со времен войны Севера и Юга. При этом по стране со скоростью торнадо пронесся слух, что работу можно найти в Калифорнии — дескать, там требуются сборщики фруктов… И оказавшиеся не у дел жители промышленных полисов, равно как и труженики Великих равнин, погрузив свой скарб на раздолбанные «форды» и «шевроле», целыми семьями двинулись по Route 66 в направлении Тихого океана.

Знаменитая дорога превратилась в людскую реку — как индейские тропы в пору освоения Дикого Запада. Но Калифорния не для всех стала землей обетованной. Многие (а быть может, и большинство), пересекая русло Колорадо, по которому проходила граница Аризоны и «фруктового» штата, сразу попадали в лагеря для беженцев. Работы по сбору винограда было хоть отбавляй. Но за нее не платили ни цента. Среди мигрантов (особенно детей) участились случаи дистрофии и даже голодной смерти; росло недовольство, нередко перерастающее в конфликты, часто с применением револьвера. Говоря современным языком, Калифорния начала 1930-х представляла собой самую что ни на есть «горячую точку». Особенно калифорнийцы почему-то возненавидели оклахомцев: жители «самого» центрального штата становились изгоями в своей собственной стране. В общей сложности за период с 1929 по 1933 год к Тихоокеанскому побережью мигрировали более полумиллиона человек. 

Эти трагические страницы американской истории можно прочесть у Стейнбека в его книге. Она увидела свет в 1939-м. А уже через год на экраны вышел одноименный фильм Джона Форда «Гроздья гнева» (Grapes Of Worth) с Генри Фондой в главной роли. Картина, завоевавшая все американские кинематографические награды, считается первой «несентиментальной лентой Голливуда».

ОТТЯНУТЬСЯ ПО ПОЛНОЙ
В начале 1940-х правительство США развернуло на Юго-Западном побережье сеть военных лагерей для обучения новобранцев. Со вступлением Америки во Вторую мировую войну по изъезженному двухполосному шоссе нескончаемым потоком двинулась военная техника в поддержку Тихоокеанского фронта. С завершением боевых действий поток двинулся вспять, развозя по домам демобилизованных. Впрочем, интенсивное движение в юго-западном направлении вскоре возобновилось: сотни тысяч ветеранов с семьями или просто с подругами устремились по Route 66 на отдых в сухую и теплую Калифорнию.

Тридцать первый, «фруктовый», штат США, еще недавно бывший яблоком раздора американской нации, становился местом престижного отдыха и синонимом высокого качества жизни: сюда, поближе к Санта-Монике, Санта-Барбаре, к Голливудским холмам перебирались преуспевающие политики и бизнесмены, артисты и музыканты, шоумены и просто богатые ребята.

В 1946-м 28-летний ветеран Тихоокеанской кампании, офицер, актер и джазовый пианист Бобби Трауп (чьи «безделки», между прочим, удостаивались внимания Бинга Кросби и Гленна Миллера) решил прокатиться из Пенсильвании к Западному побережью. Рядом, в кабриолете, была молодая красавица-жена Синтия. Добравшись до Аризоны, чета зарулила к Большому каньону. У Бобби выросли крылья, и он решил написать песню о легендарном шоссе. В голове постоянно вертелась фраза Get Your Kicks On Route Sixty Six («Оттянись по полной на шоссе шестьдесят шесть»), но дальше этого дело не шло. Тогда Синтия, нежно обняв мужа, посоветовала ему особо не заморачиваться, а просто писать о том, что встает перед глазами. В результате родился хит, текст которого, по сути, является перечислением названий основных городов и весей, лежащих на трассе. Зато мелодия, ритм были что надо! Вещица Get Your Kicks On Route 66, или просто Route 66, в одночасье стала рок-н-ролльным стандартом. В свое время его неплохо выдавали Мик Джаггер и Ван Моррисон и совсем замечательно — Чак Берри. Но эталонное исполнение осталось за трио Нэта Кинга Коула. Собственно, Коул первым и записал эту песню на пластинку — тогда же, в 1946-м. «Послушай мой добрый совет: когда отправишься в Калифорнию, оттянись по полной на шоссе 66».

А оттянуться, в общем, было где: 4000-километровая магистраль, связующая промышленные районы Великих озер с тихоокеанскими курортами, служила главной туристической нитью страны. За пару сезонов дорога обросла мотелями, заправками, магазинами, кафе, мюзик-холлами, парками аттракционов и придорожными барами, в которые нет-нет да заглядывали (Oh, My God!) такие супермегазвезды, как Элвис и Мэрилин. К слову, первый «Макдоналдс» появился именно на 66-й трассе — в Оук-Бруке, штат Иллинойс. Да что «Макдоналдс»! — вдоль Route 66 вырастали целые поселения, города, живущие исключительно за счет туристов.    

ПРИЗРАЧНО ВСЕ
Среди дальнобойщиков, между прочим, родился своеобразный дорожный фольклор в стиле horror. На Route 66 обитают потусторонние силы! Так, например, призрак когда-то погибшей на трассе девушки в белом, Воскресшей Мэри, раз в году, в день ее смерти, подсаживается к одиноким водителям, а потом исчезает на полном ходу. Среди других персонажей — сборщик душ, голосующий на ночной дороге; охваченный пламенем грузовик без шофера, внезапно появляющийся на встречной полосе; индейский дух, насылающий на проезжую часть зверей и птиц, бросающихся под колеса; таинственный черный лимузин; рабочий, упавший в чан с бетоном при строительстве моста в Пасадене, — его не смогли спасти, и он упокоился в одной из опор моста… Все эти фантомы появляются в местах, где когда-то произошла беда, и будто норовят спровоцировать аварию.

С годами и само шоссе все больше походило на призрак. Золотой век Route 66 пришелся на 1950-1960-е годы. Но уже тогда участь трассы была решена: в конце 1950-х Конгресс США одобрил государственную программу строительства прямолинейных, скоростных и безопасных магистралей с раздельными полосами движения. Эти магистрали должны были идти в объезд больших городов, а не проходить через них. Дуайт Эйзенхауэр подписал Interstate Highway Act — федеральный Акт о транспортном сообщении между штатами. На строительство скоростных дорог из государственного бюджета была выделена фантастическая по тем временам сумма: 25 млрд долларов.

С воплощением в жизнь федерального плана закатилась звезда Route 66. 27 июня 1985 года трасса была официально исключена из Атласа автомобильных дорог США. Но она появилась в туристических справочниках: отдельные участки включены в список американского культурного наследия, они регулярно ремонтируются и поддерживаются в надлежащем состоянии.

Первая трансконтинентальная дорога страны, первая в мире скоростная трасса, по сути, стала музеем под открытым небом.

Алексей Шлыков
Фото Андрея Каменева



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться