В 2021 году национальный проект «Безопасные качественные дороги» трансформировался: расширилась его география, в структуру вошли два новых федеральных проекта, но неизменной осталась главная цель — повышение качества жизни россиян.
«В 2021 году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» мы комплексно обновили порядка 16,5 тыс. км дорог в 84 субъектах страны. Это, безусловно, отличный результат. О высоких темпах строительства свидетельствует и то, что в этом году мы получили опережающее финансирование в размере более 400 млрд руб. Сейчас уже готовимся к новому сезону — работы предстоит много. Формируем с коллегами пятилетнюю программу. Ключевой вопрос, который предстоит проработать, — приведение в нормативное состояние опорной сети дорог с учетом связанности проектов по муниципальным, региональным и федеральным трассам. Реализация национального проекта обеспечит достижение главной цели в сфере дорожного строительства, поставленной Президентом России, — создать в российских регионах качественную и надежную транспортную инфраструктуру», — отметил куратор нацпроекта, заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин.
В программу федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» 2021 года вошли более 6 тыс. объектов. На сегодняшний день уложены порядка 141 млн кв. м дорожного покрытия в пределах городских агломераций, а также на автомобильных дорогах регионального значения. В целях повышения уровня экономической связанности территорий страны с 2021 года в обновленную структуру нацпроекта включен новый федеральный проект — «Развитие федеральной магистральной сети». В 2021 году в программу работ вошли 250 км федеральных трасс. Финансирование мероприятий нацпроекта из федерального бюджета составило более 362 млрд руб.
При формировании перечня объектов, которые должны быть отремонтированы в первую очередь, учитывалось мнение местных жителей. В городах и районных центрах были организованы общественные слушания, проводились опросы в СМИ и социальных сетях. Также уделялось внимание техническому состоянию участков и их социальной значимости.
Срок службы новых и обновленных дорожных участков напрямую зависит от качества работ. Из-за возрастающих нагрузок на трассы меняются сами принципы их проектирования, а также технологии производства дорожных покрытий. Большую роль в этом вопросе играют отказ от устаревших материалов и переход на современные решения. В 2021 году более 71,3% всех контрактов по нацпроекту предусматривали использование современных технологий.
Помимо этого, в регионах все чаще стали заключать контракты на принципах жизненного цикла, когда подрядчик не просто проводит ремонт, но и обязуется содержать участок в должном состоянии в течение нескольких последующих лет. Именно поэтому такие контракты для дорожников — мотиватор для выполнения качественного ремонта, который впоследствии не придется переделывать. В 2021 году доля контрактов, заключенных на принципах жизненного цикла, составила 31,2%.
Безопасность участников дорожного движения — важнейшая составляющая нацпроекта. Так, в 2021 году в программу нацпроекта включены мероприятия по установке более 226 тыс. новых дорожных знаков, свыше 3,1 тыс. светофоров и 1481 тыс. пог. м стационарного освещения, обустройству порядка 1755 тыс. пог. м барьерного и 290 тыс. пог. м пешеходного ограждения, нанесению более 28,6 млн пог. м разметки, а также по устройству более 1,6 млн пог. м тротуаров.
Обеспечение сохранности существующих дорог — задача не менее важная, чем строительство новых. По словам специалистов, одним из самых разрушительных для дорожного покрытия факторов является высокая нагрузка на поверхность трассы. Это приводит к разрушениям асфальтобетона, образованию колеи и трещин. В рамках реализации федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» на региональных трассах до конца года будут установлены 197 автоматических пунктов весогабаритного контроля. Новые комплексы способны автоматически взвешивать и определять размеры транспортного средства без его торможения или полной остановки. Также они вычисляют скорость движения машины и проводят фотофиксацию.
Еще одной важной социальной задачей нацпроекта является обновление пассажирского общественного транспорта. Эти мероприятия реализуются с 2020 года, с 2021 года федеральный проект «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» вошел в обновленную структуру «Безопасных качественных дорог».
Федеральная поддержка осуществляется с применением механизма лизинга, а именно путем предоставления перевозчикам права приобретения транспортных средств со скидкой 60% от их стоимости. На конкурсной основе были отобраны 14 городских агломераций, которые в 2021 году получили 477 новых транспортных средств — 324 автобуса и 153 троллейбуса.
Дорожный национальный проект ориентирован на достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни». Основной целевой показатель проекта — обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85% к 2024 году.
Наш корр.