Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Совет главных инженеров

В Вологде проходит Совет главных инженеров структурных подразделений Федерального дорожного агентства

Первое в 2022 году заседание подобного формата проходит с 18 по 22 апреля на площадке ФКУ Упрдор «Холмогоры». Основными темами встречи стали особенности проектирования, строительства и реконструкции искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, а также организация дорожного движения при реализации объектов капитального строительства, сообщается на сайте Росавтодора.

В мероприятии принимают участие начальник Управления строительства автомобильных дорог Росавтодора Кайрат Турсунбеков, заместитель губернатора Вологодской области Антон Стрижов, президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ», председатель Технического комитета по стандартизации № 418 «Дорожное хозяйство» Николай Быстров, профильные специалисты госкомпании «Автодор», начальники и главные инженеры подведомственных Федеральному дорожному агентству учреждений (ФКУ), а также представители крупных отраслевых компаний и научно-исследовательских институтов.

В своем приветственном слове к участникам Совета главных инженеров Росавтодора Кайрат Турсунбеков сделал акцент на тех мерах поддержки дорожной отрасли, которые оказывает в настоящий момент Правительство Российской Федерации: «В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.03.2022 № 292-р уже выделено 26,9 млрд рублей (в том числе на 2022 год – 7,5 млрд рублей) для компенсации существенного увеличения стоимости строительных ресурсов. Также в настоящее время проводится работа по дополнительному выделению средств на эти цели в размере 9,6 млрд рублей. Кроме того, распоряжением от 10 марта 2022 года № 471-р на вновь начинаемые объекты выделено 55,3 млрд рублей: 9,4 млрд рублей на этот год, 18,9 млрд – на 2023-й и 27 млрд – на 2024-й. Это говорит о большом доверии к нашей с вами работе. Дорожная отрасль была и остаётся важным драйвером отечественной экономики».

Отдельно был упомянут программный комплекс «Эталон», который разработан с целью мониторинга и контроля сроков проведения работ на объектах строительства и реконструкции федеральных трасс. В настоящий момент осуществляется модернизация данной электронной платформы. Завершить работы по актуализации данных планируется в ближайшее время.

В свою очередь президент Ассоциации производителей и потребителей асфальтобетонных смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ» Николай Быстров обратил внимание участников семинара на необходимости консолидированного поиска оптимальных технических решений, связанных с работами на искусственных сооружениях: «Это касается, например, и замены дорожного покрытия, и устройства гидроизоляции. Мы имеем огромное количество наработок, но довольно разрозненных. Я уверен, что к данному вопросу всем нам нужно подойти более системно. Тогда мы действительно сможем выработать наиболее эффективные решения, в том числе для разных типов сооружений и для разных климатических условий».

Заместитель губернатора Вологодской области Антон Стрижов отметил, что данный субъект не случайно выбран в качестве места проведения Совета главных инженеров, поскольку регион имеет одну из наиболее развитых и разветвлённых дорожных сетей: «По общей протяженности автомобильных дорог мы занимаем первое место в Северо-Западном федеральном округе и семнадцатое – по всей России. Это в общей сложности более 28 500 км федеральных, региональных и местных дорог. По территории Вологодской области проходят шесть федеральных трасс, что делает её важным транспортным узлом для нашей страны. Надо сказать, что вологодским дорожникам в последние годы удалось совершить серьезный прорыв в приведении автомобильных дорог к нормативному состоянию. Так, за минувшие три года в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» было приведено в порядок более 1 100 км дорог. Кроме того, в 2020-м мы завершили строительство обхода города Вологды – одного из крупнейших инфраструктурных проектов. Сейчас запланированы работы на федеральных трассах А-215, А-122 и А-123. Всё это благодаря поддержке Минтранса России и Федерального дорожного агентства».

В первый день научно-практического семинара участники обсудили особенности проектирования искусственных дорожных сооружений. Так, главный инженер ФКУ Упрдор «Черноморье» Андрей Сек рассказал о той подготовительной работе, которая была проведена в рамках строительства III очереди обхода г. Сочи на автомобильной дороге А-147 Джубга – Сочи – граница с Республикой Абхазия. «В соответствии с техническим заданием на разработку «Обоснования инвестиций» специалистами было выполнено проектирование объекта с учётом нескольких важных ограничений – например, полное исключение прохождения трассы по территории Сочинского национального парка, учёт расположения других особо охраняемых природных территорий и санитарно-защитных зон. Кроме того, район проектирования располагался в горной местности – в зоне повышенной тектонической активности. В результате объект был спроектирован как магистральная городская дорога I класса – скоростного движения. Участок нового строительства имеет протяженность 13,7 км, при этом только 3 км расположено на земляном полотне, а всё остальное – это искусственные сооружения: тоннели, эстакады или припортальные участки, которые находятся под защитой подпорных и удерживающих конструкций».

Своими практическими знаниями в данной области поделились и специалисты ФКУ Упрдор «Прибайкалье». «В оперативном управлении нашего Учреждения находится 1 560 км федеральных автомобильных дорог с 141 искусственным сооружением на них. С 2020-го по 2021 год у нас в проектировании было 17 объектов, из которых 10 – объекты капитального ремонта. Сейчас крайне важно проработать возможность увеличения сроков проектирования объектов капитального ремонта и ремонта. Кроме того, необходимо возобновить институт типовых проектов и серий по аналогии с ранее существовавшими с привязкой к нынешним условиям и придать юридическую силу данным типовым проектам», – отметил заместитель начальника ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Алексей Пригорнев.

Стоит добавить, что действующей программой работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства Федеральным дорожным агентством предусмотрена реализация 97 контрактов, из которых 9 – это реконструкция искусственных сооружений. При этом практически в каждом действующем контракте предусмотрены работы по таким сооружениям, как мосты и путепроводы (в составе развязок или через железные и автомобильные дороги), в том числе с пролетным строением более 100 метров. В число ключевых реализуемых объектов входят мосты через реки Волга, Кама, Свияга, Сура, Вилюй, Сим, а также через Волго-Донской судоходный канал.

Ещё одной важной темой семинара стал поиск конструктивных решений, которые направлены на повышение надёжности, долговечности и сокращение сроков строительства мостовых сооружений. Так, в своём докладе заместитель начальника технического отдела департамента строительства и реконструкции ГК «Автодор» Павел Гуйдов рассказал о практике крепления барьерного и перильного ограждений, а также стоек шумозащитных экранов с помощью химических анкеров. Кроме того, речь зашла о современных мастичных деформационных швах закрытого типа и о применении композитных материалов при покрытии ступеней лестничных сходов мостовых сооружений, элементов водоотвода и водосбросов.

Участники семинара также обсудили опыт применения монолитных сооружений, особенности конструкции сопряжения интегральных устоев, преимущества и недостатки рамных мостов в сравнении с балочными.

Активную дискуссию вызвали вопросы экспертизы расчетов предполагаемой (предельной) стоимости строительства и проведения контроля искусственных сооружений. «Хотелось бы акцентировать внимание на том, что рассмотрение расчета стоимости работ не нацелено на максимальную минимизацию затрат. Главная цель – достоверно определить необходимый объём финансирования. А для этого необходимы, разумеется, внушительный объём предпроектной подготовки и должный уровень квалификации специалистов», – прокомментировал заместитель начальника ФКУ «Центрдорразвития» Алексей Пчелин.

Также в завершение первого дня семинара участники обсудили динамику изменения средних отпускных цен индикативных материальных ресурсов (арматурная сталь, битум БНД, песок, асфальтобетонные смеси и тяжелые бетоны) и в связи с этим – реализацию Постановления Правительства Российской Федерации № 1315 (от 09.08.2021). Напомним, что 23 марта этого года были внесены изменения в данный документ. Принятые поправки закрепили дополнительные меры поддержки строительных организаций в связи с удорожанием материалов и услуг.  

Второй день Совета главных инженеров был посвящен организации дорожного движения при реализации объектов капитального строительства. В частности, доцент кафедры строительной механики МАДИ Бека Тавшавадзе представил новые нормативные требования к дорожным ограждениям на основе виртуальных испытаний. В том числе была проанализирована текущая ситуация с системами анализа, с помощью которых осуществляется валидация цифровых моделей элементов ограждений (с шагом стоек 3 м, барьерные ограждения мостовой группы).

Также на мероприятии рассмотрены вопросы применения технологий информационного моделирования в дорожной отрасли. Специалисты изучили опыт различных отраслевых компаний по внедрению данных технологий в условиях импортозамещения и обсудили перспективы внедрения отечественной мультивендорной цифровой платформы ИнфраТИМ / InfraBiM, которая будет нацелена на поддержку жизненного цикла автомобильных дорог.

В завершающие дни семинара в ходе производственной экскурсии главные инженеры подведомственных Росавтодору ФКУ посетят объект реконструкции участка км 14 – км 35 автомобильной дороги А-114 Вологда – Тихвин. Здесь предусмотрены изменение продольного профиля, расширение проезжей части до четырех полос движения и строительство транспортной развязки. Участники ознакомятся с применяемыми технологиями и обсудят специфику их использования. Кроме того, посетят многофункциональную зону дорожного сервиса, организованную на 78-м км трассы А-114.

*** Совет главных инженеров структурных подразделений Росавтодора проводится два раза в год. На каждом заседании его участники в формате широкой дискуссии обмениваются современными практиками в дорожном хозяйстве. Темы встреч ежегодно меняются – на повестку Совета организаторами выносятся наиболее актуальные отраслевые вопросы.



ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

rosdorbank w
rador w
aspor w

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться