На вопросы корреспондента «ТР» отвечает начальник ФКУ «Центравтомагистраль» Игорь Астахов
– Игорь Георгиевич, одна из ключевых задач ФКУ «Центравтомагистраль» связана с увеличением пропускной способности находящихся под его управлением участков федеральных автодорог, модернизация которых увязана с программами развития дорожной сети Московской области и мегаполиса. На какой стадии находится масштабная реконструкция вылетных магистралей? Какие объекты введены в последние годы?
– ФКУ «Центравтомагистраль» – одно из крупнейших учреждений–заказчиков, отвечающее за развитие федеральных автодорог в Центральном регионе России и конкретно в Московской области. На балансе нашего ФКУ 1872 км автодорог федерального значения. Наиболее значимый и масштабный проект, реализуемый учреждением, – это реконструкция федеральной трассы М–5 «Урал». Работы ведутся в рамках федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети» нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
Реконструкция стартовала в 2019 году. Реализация I этапа позволила увеличить количество полос движения с шести до десяти на участке с 22 по 26 км в районе Люберец, разделить автомобильные потоки за счет строительства боковых проездов для местного транспортного сообщения, возвести надземный и 5 подземных пешеходных переходов, установить освещение.
Открытие в декабре 2021 года движения по новому мосту через Москву–реку с подходами позволило обеспечить проезд по Новорязанскому шоссе из близлежащих населенных пунктов (Жуковский, Заозерье, Островцы) в сторону области и увеличить пропускную способность участка трассы с интенсивностью движения более 80 тыс. автомобилей в сутки.
Сейчас продолжаются работы по возведению левого моста через Москву–реку и строительство обхода п. Октябрьский. В перспективе движение на этом участке будет осуществляться по четырем полосам в каждом направлении, что позволит увеличить пропускную способность трассы и перенаправить транзитный транспорт в обход поселка. Набранные темпы работ, мощности и ресурсы подрядчиков, которые сосредоточены на этом объекте, дают основания полагать, что движение там будет запущено к концу 2023 года.
Кроме того, в стадии активного строительства находится участок дороги М–5 «Урал» от с. Ульянино до с. Непецино. Это будет новая четырехполосная дорога протяженностью более 20 км с разделением встречных потоков и освещением, она позволит вывести транзитное движение из населенных пунктов Раменского и Воскресенского муниципальных округов Подмосковья. Завершить строительство планируем также в конце 2023 года.
Не менее важный объект – реконструкция подъезда к г. Одинцово. Проектом предусмотрено строительство 10–километрового участка, который обеспечит связь федеральных дорог А–106 Рублево–Успенское шоссе и М–1 «Беларусь», позволит, не выходя на МКАД и ЦКАД, осуществлять прямое сообщение. В этом году планируем завершить подготовительные работы и после выделения финансирования приступить к строительству.
Еще один проект, направленный на увеличение пропускной способности, реализуется в настоящее время на трассе М–8 «Холмогоры». Это строительство транспортной развязки на 19–м километре. Новый дорожный объект значительно разгрузит выезд из подмосковных Мытищ на М–8 «Холмогоры». Завершим строительство в конце текущего года. В планах также продолжить расширение трассы М–8, в частности, увеличить количество полос с 4 до 8 на участке от Пушкино до ЦКАД. Рассчитываем провести проектно–изыскательские работы к 2024 году.
– Насколько успешным было выполнение прошлогодней программы дорожных работ?
– В прошлом году на нашей сети различными способами работ (капитальный ремонт, ремонт, восстановление слоев износа) мы привели в порядок 277 км автодорог.
В 2022–м намечены работы на более чем 200 км дорог. Эти объемы позволяют поддерживать в нормативном состоянии всю нашу сеть.
– Что делается для продления срока службы дорожных конструкций?
– В первую очередь это устройство слоев износа (защитных слоев). Данная технология позволяет восстановить изношенное покрытие, устранить дефекты, улучшить качество сцепления, продлить срок службы конструктивных слоев дорожной одежды. В прошедшем дорожно–ремонтном сезоне с помощью устройства защитных слоев мы обновили 186 км, в текущем году планируем еще более 100 км.
– Могут ли санкционные ограничения повлиять на корректировку планов на нынешний год?
– Те решения и шаги, которые предпринимаются в последнее время на уровне Правительства РФ по повышению устойчивости развития российской экономики, как раз говорят об обратном: снижать темпы и объемы работ на дорожных объектах не планируется. Ведь инфраструктурное строительство решает задачи не только развития дорожных коммуникаций, но и поддержания экономики страны в целом. В сегодняшних условиях оно обеспечивает занятость специалистов дорожной сферы и смежных отраслей экономики: производителей щебня, цемента и битума, транспортников, которые перевозят большие объемы материалов для дорожных работ, и других.
В этой связи совершенно логично, что меры, предпринимаемые руководством страны в этом и других сегментах экономики, направлены не на сокращение работ, а, наоборот, на увеличение темпов и объемов. В частности, в дорожно–транспортной сфере создана рабочая группа, которая постоянно мониторит и анализирует ситуацию в регионах и обсуждает меры, которые необходимо принять, чтобы подрядные организации могли уверенно выполнять стоящие перед ними задачи.
– Какие меры принимаются для того, чтобы рационализировать производственный процесс, повысить эффективность расходования бюджетных средств?
– Самый значимый шаг, который был сделан в этом направлении в дорожной отрасли за последние годы, связан с актуализацией нормативно–технической документации. Одними из основополагающих стали нормативные требования к асфальтобетонным смесям. Прежние нормативы, разработанные еще в 30–е годы прошлого столетия и с незначительными изменениями дошедшие до начала ХХI века, в новых дорожных условиях окончательно устарели. Им на смену пришли новые стандарты для системы объемного функционального проектирования асфальтобетонных смесей.
Особенностью такого проектирования является возможность подобрать оптимальное сочетание материалов, чтобы получилось покрытие, которое прослужит в течение ожидаемого срока в конкретных природно–климатических условиях при определенной интенсивности движения. То есть с учетом всех нагрузок и условий эксплуатации. Методология позволяет контролировать качество выпускаемого на заводе асфальта и производить контроль уплотнения смеси в процессе производства работ.
Переход в предыдущее десятилетие на новые нормативы в настоящее время дает ощутимый результат. Продолжительность жизни дорожных покрытий, несмотря на возросшие нагрузки и интенсивность движения, значительно увеличилась как на федеральных, так и на региональных и муниципальных трассах, которые приводятся в порядок в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Именно широкое использование новых принципов проектирования и испытания асфальтобетонных смесей при строгом соблюдении технологии укладки дает возможность увеличить межремонтные сроки эксплуатации автодорог.
– Многим мостовым сооружениям на дорогах ФКУ «Центравтомагистраль» уже более полувека. В какой последовательности происходит их реконструкция, замена?
– Мосты и путепроводы – это те составные части элементов автодорог, без которых проезд по ним был бы невозможен. На дорожной сети ФКУ «Центравтомагистраль» более 500 искусственных сооружений. Из них 431 – мосты и путепроводы, 97 – надземные и 14 – подземные пешеходные переходы. Среди мостовых сооружений есть такие, которые построены недавно, и те, что служат довольно долго. Из них 48 мостов построены до 70–х годов. Залог нормальной работы искусственных сооружений – своевременное их обслуживание, выполнение профилактических и ремонтных работ.
Все искусственные сооружения находятся под нашим неусыпным контролем. Проводятся их своевременное обследование и диагностика. Специалисты следят за динамикой изменений на этих объектах, и, исходя из них, назначаются те или иные виды работ. В этом году в наших планах отремонтировать (включая капремонт) 17 мостов и путепроводов.
Наиболее крупный объект – капитальный ремонт моста через Оку на подъезде к Кашире. Там было старое монолитное арочное пролетное строение, которое утратило свою несущую способность, и поэтому было принято решение о его полной замене. Завершить ремонт и открыть движение по обновленному мосту планируем до конца года.
Значительные объемы выполним на трассе М–7 «Волга». Участок этой дороги до границы с Тверской областью перешел в ведение ФКУ «Центравтомагистраль» в начале 2021 года и требует особого внимания в части приведения в нормативное состояние. С наступлением благоприятного периода приступим к активным ремонтным работам на пяти объектах.
– Повлияло ли строительство ЦКАД на перераспределение транспортных потоков на трассах Центравтомагистрали?
– Мы анализируем этот вопрос. Поскольку ЦКАД вводилась поэтапно, пользователи переключались на нее тоже постепенно, не сразу. В общем, отмечая рост транспортных потоков на автодорогах региона в целом, мы не увидели каких–то резких изменений на наших дорогах в связи с вводом ЦКАД.
– Игорь Георгиевич, как развивается придорожный сервис на трассах ФКУ «Центравтомагистраль»?
– На нашей сети насчитывается 1054 объекта дорожного сервиса (ОДС). Это АЗС, пункты питания (придорожные кафе, столовые), кемпинги, гостиницы, станции техобслуживания и газозаправочные станции. Поскольку интенсивность движения транспортных средств на дорогах Подмосковья очень высокая, в регионе высока и востребованность ОДС. Поэтому они здесь так широко развиты. Потребность в новых ОДС в перспективе небольшая. Вспомните, какие заправочные станции, кафе и гостиницы были 20–30 лет назад и какие сейчас. Возможно, в будущем с изменением запросов автомобилистов потребуются и другие ОДС. Уже сегодня можно спрогнозировать развитие электрозарядных станций для электротранспорта.
Модернизация придорожных объектов сервиса, повышение их безопасности, доступности идет постоянно. Владельцы и инвесторы готовы вкладываться в модернизацию, чтобы не только соблюсти требования надзорных органов, но и повысить уровень сервиса, поскольку конкуренция высока. Они заинтересованы, чтобы их объекты соответствовали нормативным требованиям: имели переходно–скоростные полосы, освещение, безопасные съезды. И здесь мы находимся в постоянном контакте с владельцами ОДС. Поэтому наша задача сейчас заключается не в увеличении количества объектов сервиса на дорогах, а в приведении их в нормативное состояние.
– Расскажите о мероприятиях, направленных на повышение уровня безопасности движения на дорогах Центравтомагистрали.
– Обеспечение и повышение безопасности на наших дорогах – это одна из ключевых задач. Мы реализуем ряд программ, связанных с разделением встречных транспортных потоков, освещением автодорог, использованием износостойкой разметки, устройством пешеходных переходов в разных уровнях. И вот результат: показатели аварийности за истекшие три месяца текущего года демонстрируют снижение количества ДТП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 30%. Почти на 40% снизилось за этот же период количество погибших на наших дорогах в результате аварий. Это наглядно доказывает, что те меры, которые мы принимаем для повышения безопасности движения, приносят свои плоды. Добиваться положительных результатов в этом направлении помогает и совместная работа с муниципалитетами, коллегами–транспортниками Московской области, ГИБДД, Ространснадзора и активными пользователями наших дорог. В текущем году реализация мероприятий по повышению безопасности и уровня обустройства продолжится на всей сети подведомственных дорог.
Беседовал Сергей Озун,
обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.