Модернизация трассы Р–132 «Золотое кольцо» обеспечит комфортный и безопасный проезд к городам и поселкам с богатым историко–культурным наследием
Федеральная трасса Р–132 «Золотое кольцо» протяженностью 1515 км появилась на карте автодорог страны в 2020 году. Постановлением Правительства РФ № 465 в орбиту прежнего маршрута Калуга – Тула – Михайлов – Рязань было включено 995 км региональных автодорог. Символично, что в прошлом году легендарному маршруту исполнилось 50 лет: первый автобус с туристами отправился по Золотому кольцу в 1971 году.
Первоочередные меры
Сейчас качество многих участков трассы Р–132 оставляет желать лучшего. В нынешнем состоянии «Золотое кольцо» имеет по одной полосе движения в каждую сторону. Четырьмя полосами располагает только участок в районе поселка Учхоза Стенькино в Рязанской области. По оценкам автомобилистов, неплохое состояние дорожного полотна на отрезке пути от Вязьмы до Рязани. Также вполне сносное покрытие без рытвин и ухабов на участке маршрута, пролегающего по территории Калужской области до Тулы. От Иванова до Владимира качество асфальта тоже удовлетворительное, однако водители жалуются на отсутствие полос обгона на подъемах, которых на этом участке пути много. Плохое состояние дороги (сильная колейность) отмечают пользователи на отрезке трассы от Михайлова до Рязани.
Напомним, что новую трассу Р–132 сформировали из региональных дорог, переданных в федеральную собственность два года назад. Вначале специалисты оценили состояние трасс, получивших федеральный статус. Затем был составлен план первоочередных мероприятий по приведению их к нормативу. В планах Росавтодора проведение работ по реконструкции наиболее проблемных участков, создание соответствующей новому статусу инфраструктуры. То есть дорогу подтянут к более высоким стандартам: модернизируют на ней наружное освещение, кемпинги и заправки. Благодаря уже развернутым и планируемым работам на дороге Р–132 проезд к городам, входящим в Золотое кольцо России, станет безопаснее и комфортнее.
Так, в настоящее время специалисты ФКУ Упрдор Москва – Бобруйск приводят к нормативным требованиям участки трассы Р–132, переданные в федеральную собственность в 2020 году и проходящие по территории Смоленской и Калужской областей. В текущем дорожно–строительном сезоне подрядная организация, занятая на содержании данного участка, выполняет работы по фрезерованию и ликвидации дефектов дорожного покрытия площадью 82 890 кв. м. До конца 2022 года будет приведено в нормативное состояние еще 52 3313 кв. м этой автодороги. К 2023 году планируется отремонтировать 30–километровый участок трассы Вязьма – Ржев с 999–го по 1030–й км в Смоленской области. Все работы по капитальному ремонту будут вестись поэтапно, начиная с 2024 года. Пока дорожное покрытие приводится в нормативное состояние в рамках содержания.
До четырех полос планируется расширить 60 км трассы Р–132 «Золотое кольцо» от Суздаля до Иванова. Упрдор Москва – Нижний Новгород занимается разработкой проекта капитального ремонта. Проектно–сметная документация готовится по трем участкам: 196–216 км, 216–238 км, 238–256 км. Работы начнутся на подъезде к Суздалю со стороны Владимира. Завершение проектирования и получение заключения экспертизы ожидается в конце 2022 года.
Как отмечают специалисты, проект будет учитывать транспортную доступность прилегающих к трассе населенных пунктов. Примыкания от местных дорог, остановки общественного транспорта, пешеходные переходы будут приведены к нормативным требованиям. Помимо расширения проезжей части модернизируемой трассы, будет предусмотрена установка линий электроосвещения, разделительного барьерного ограждения, обустройство одноуровневых транспортных развязок.
В пиковые периоды по «Золотому кольцу» проезжают более 10 тыс. автомобилей в сутки, отметил начальник ФКУ Упрдор Москва – Нижний Новгород Сергей Карпов. Поэтому задача дорожников – сделать трассу удобной для пользователей, с высокой пропускной способностью и отвечающей современным стандартам безопасности.
Эксперты также рассматривают вопрос строительства скоростной автотрассы по Золотому кольцу на основе имеющейся сети дорог. О возможной реализации этого проекта заявляло руководство Госкомпании «Автодор» около двух лет назад. Проект подразумевает реконструкцию уже существующих участков Р–132, а также строительство новой автомагистрали от Твери до Ярославля.
Детальный маршрут
Началом автодороги федерального значения Р–132 «Золотое кольцо» можно считать поворот с трассы М–8 «Холмогоры» в Ярославле на Кострому. Маршрут Р–132 на карте проходит через крупные населенные пункты: Ярославль – Кострома – Иваново – Владимир – Рязань – Тула – Калуга – Вязьма – Ржев – Тверь. На участке дороги от Ярославля до Костромы путь лежит параллельно реке Волге и пересекает ее притоки – реки Туношонка и Солоница. Трасса огибает Кострому и уходит в сторону Волгореченска. На этом участке маршрут совпадает с трассой Р–600 Ярославль – Кострома – Иваново.
По пути из Волгореченска до Иванова автомобилистам предстоит проехать через населенные пункты Федорково (Костромская область), Приволжск, Толпыгино, Старостино, Иванково, Фурманов (в объезд), Широковское, Клевнево, Бибирево. Затем трасса Р–132 проходит через Иваново. На выезде из города маршрут пересекается с трассой Р–152 Ростов – Нижний Новгород.
Путь от Иванова до Владимира проходит по участку трассы М–7 «Волга». На этом отрезке предстоит проехать населенные пункты Лежнево, Увальево, Золотниковская пустынь, Торчино, Суздаль (в объезд), Павловское, Борисовское. От Владимира до города Спас–Клепики путь лежит по участку трассы, который частично совпадает с маршрутом Р–105 Москва – Касимов. До Рязани движение продолжается по маршруту Р–123 (автодорога Спас–Клепики – Рязань).
После Рязани трасса Р–132 уходит в сторону Тулы. На этом участке маршрута путь пролегает через следующие населенные пункты: Учхоз Стенькино, Попадьино, Захарово, Поярково (здесь дорогу пересекает река Проня), Стрелецкие Выселки, Маковские Выселки, Красный Богатырь, Пушкари, Гремячее (расположение одноименного парк–отеля), Яцкое, Савино, Холтобино, Урусово, Венев. После села Хавки Веневского района автодорога Р–132 «Золотое кольцо» пересекается с трассой М–4 «Дон». Далее до Тулы на пути располагаются населенные пункты Анишино, Волынцевский и Мыза.
Затем дорога идет в обход Тулы. За областным центром трасса пересекается с федеральной автодорогой М–2 «Крым», чуть далее – с региональной трассой Белев – Тула. По пути следования на отрезке до Калуги предстоит проехать несколько населенных пунктов: Першино, Октябрьский, Макарово, Песочня, Семеновка.
На подъезде к Калуге маршрут идет параллельно реке Оке. Город можно объехать с юга. После пересечения с трассой М–3 «Украина» дорога идет на Вязьму. В районе Юхнова трасса Р–132 пересекается с автодорогой А–130 (направление от Москвы до границы с Белоруссией).
Следующий отрезок пути – от Вязьмы до Ржева. Здесь предстоит проехать Новодугино и деревню Сычевку. В районе Зубкова дорогу пересекает трасса М–9 «Балтия», по которой можно доехать до Ржева. Если вы не планируете заезжать в Ржев, поверните в сторону Терешково. Затем маршрут идет на Тверь через Луговую Старицу, Колталово и Шалайково. Завершается «Золотое кольцо» отрезком пути Тверь – Ярославль, проходящим через Углич и Рыбинск.
Магнит для туриста
Как нетрудно заметить, в орбите автодороги Р–132 находятся десятки городов, поселков и сел, населению которых она дает тысячи рабочих мест. В случае модернизации трассы, особенно ее проблемных участков, транспортная доступность таких населенных пунктов значительно улучшится. Больше возможностей появится у местных предпринимателей, сельскохозяйственных предприятий, поскольку доставка их продукции потребителям ускорится. Это повлияет на ее себестоимость. Тогда и будет выгодно бизнесу вкладывать средства в создание новых производств в таких исторических поселениях. Ведь их экологически чистую продукцию, нередко скоропортящуюся, будет легче доставлять потребителям.
Отметим, что реконструкция отдельных участков трассы Р–132 улучшит транспортные коммуникации малых городов с сетью магистральных дорог страны. Комфортный и быстрый проезд к городкам и поселкам с их богатым историко–культурным наследием даст возможность туристам активнее посещать эти уникальные, заповедные места, чтобы прикоснуться к истокам наших традиций, самобытности, национальной культуры.
Если добраться в историческое поселение можно будет не по дороге–гребенке, которая в период дождей становится труднопроходимой, а по асфальтированному шоссе, где развит придорожный сервис и при необходимости к услугам автопутешественников современные кемпинги, тогда и поток туристов будет расти, пополняя бюджет местных поселений. К такому выводу пришли представители туристических ведомств Ярославской и Тверской областей, которые совместно с общенациональной ассоциацией автомототуризма и караванинга решили протестировать будущий межрегиональный маршрут Тверь – Ярославль. Они совершили пробег между городами Тверь, Кашин, Калязин, Углич и Ярославль на нескольких автомобилях.
Участники пробега оценили безопасность маршрута, наличие на нем безбарьерной среды, удобство мест размещения на кемпстоянках, а также перспективы интеграции нового проекта с уже существующими: «Государевой дорогой», «Заповедными землями Русского Севера», «Золотым кольцом России». По итогам экспедиции выяснилось, что именно транспортная инфраструктура на маршруте Тверь – Ярославль пока еще является слабым звеном. Дорога на всем протяжении маршрута оставляет желать лучшего. Кроме того, участники автопробега отметили отсутствие на маршруте многофункциональных придорожных комплексов, дефицит АЗС и туалетов и нестабильность на большей части пути сигнала сотовой связи.
«Перезагрузили» кольцо
С началом модернизации автодороги Р–132 власти «перезагрузили» старейший туристический супермаршрут «Золотое кольцо России». Его создание связано с именем журналиста Юрия Бычкова. Осенью 1967 года корреспондент газеты «Советская культура» на своем «Москвиче» через Владимир отправился в Суздаль за материалом о развитии туризма. Чтобы не возвращаться в столицу той же дорогой, обратно добирался через Иваново, Кострому, Ярославль. В пути созрел план прокатиться по кольцевому маршруту всех восьми городов, олицетворяющих историческую Владимирскую Русь. По возвращении журналист написал очерки о каждом из увиденных городов. Он и придумал название маршрута, ставшее одним из главных брендов страны.
«Посетить города Золотого кольца нужно потому, что именно там зарождалась история Русского государства. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо правили на территории Владимиро–Суздальского княжества. По сути, корни нашей страны здесь», – говорит экскурсовод из Владимирской области Александр Варламов.
Перечислять все уникальные места, расположенные на маршруте Р–132, можно бесконечно. Наверное, каждый экскурсовод, который вам встретится в пути, в душе считает, что его город главный в этом блестящем ожерелье. В Костроме путешественнику покажут знаменитую беседку Островского из «Бесприданницы» и расскажут легенду, связанную со своеобразной планировкой улиц города, расходящихся веером от главной площади. Жители Ростова Великого покажут сказочной красоты кремль, а для верности напомнят, что именно тут снимались кадры из фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». В Суздале наверняка будут утверждать, что именно их город самый красивый, потому что, в отличие от других, полностью сохранил исторический облик и не испорчен утилитарной архитектурой.
Маршрут «Золотое кольцо» – это не только купола и белокаменные стены величественных храмов. Многие путешественники не преминут отведать в пути блюда русской народной кухни, других привлекают местные театры, музеи и необычные развлечения, связанные с традициями древних городов. В последнее время интерес россиян к достопримечательностям Золотого кольца растет.
Туристы отмечают заметные перемены во внешнем облике объектов историко–культурного наследия. Реконструированы и отремонтированы наиболее значимые памятники. Действуют интересные экспозиции в монастырях и музеях. Радуют глаз не только исторические места, реликвии во Владимире, Плесе, Гороховце, но и дороги федерального значения.
Что касается местных дорог, то здесь картина не столь радужная. Власти некоторых городов Золотого кольца львиную долю внимания уделяют знаковым объектам, которые пополняют городскую казну, меньше заботясь о внешнем облике своей вотчины. Путешественники с огорчением отмечают непрезентабельные фасады многих жилых домов, неухоженность улиц, дворов и объектов соцкультбыта. К примеру, в Ярославле, по утверждению активистов ОНФ, десятки проблемных участков улично–дорожной сети и местных дорог.
Реальную возможность поправить положение дает национальный проект «Безопасные качественные дороги». В текущем году в Ярославской области, к примеру, в рамках нацпроекта планируется отремонтировать участки дорог общей протяженностью 200 км. На эти цели будет направлено около 6 млрд руб., из них из федерального бюджета – 1,76 млрд. Основная часть работ пройдет на региональных трассах. В том числе будет завершено строительство нового участка дороги в обход города Гаврилов–Яма. Среди социально значимых объектов ремонта – участки трасс Углич – Некоуз – Брейтово, Углич – Маймеры, Рыбинск – Арефино, Киндяки – станция Лом – Большое Село.
В Ярославле в 2022 году будет отремонтировано 27 участков улично–дорожной сети. В частности, работы пройдут на проспекте Толбухина, улице Батова, в проездах Школьном и Ухтомского, участках Тормозного шоссе. Капитальный ремонт будет организован на Ленинградском проспекте между улицами Волгоградской и Строителей и на участке улицы Пожарского. Также предусмотрено обновление восьми светофорных объектов. Комфортнее станет проезд к Ярославской областной клинической больнице со стороны Красного Бора и деревни Алешково.
…В сложное для страны время памятники историко–культурного наследия обретают для нас сакральный смысл. Этим, наверное, объясняется и возросший поток туристов по Золотому кольцу. Задача дорожников – сделать их путешествия более комфортными и безопасными.
Сергей Озун, обозреватель «ТР»
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.