В ее рамках планируется построить 46 обходов населенных пунктов
В рамках пятилетнего плана дорожной деятельности, одобренного Президентом РФ Владимиром Путиным, предусмотрены масштабные работы по строительству и реконструкции участков федеральной магистральной сети. Их цель – повышение уровня экономической связанности территорий страны. Для этого возводятся обходы крупных городов, транспортные развязки, искусственные сооружения. В программу дорожных работ пятилетнего плана включено строительство 46 обходов населенных пунктов, в том числе федеральные обходы Твери, Саратова, Волгограда, Гудермеса, Владикавказа, Набережных Челнов, Саратова. Также планируется завершить строительство региональных обходов Кемерова, Калуги, Липецка, Лобни, Пскова, Калининграда, Астрахани, Майкопа, Тольятти, Перми.
Потенциал маршрута
Особое внимание – транспортным коридорам, которые могут обеспечить прорыв торговой блокады со стороны стран Запада. Их строительство решено форсировать, чтобы по ним перенаправить логистические маршруты в сторону предсказуемых партнеров. Одним из ключевых в этом плане может стать МТК «Север – Юг», у которого в перспективе, по мнению экспертов, большой потенциал.
Напомним: межправительственное соглашение о его создании Россия, Индия и Иран подписали более двадцати лет назад. Логистическая цепочка тут такая. По замыслу экспертов, из индийских портов по МТК «Север – Юг» грузы отправляются в иранскую гавань Бендер–Аббас в Персидском заливе, далее по суше в иранский каспийский порт Энзели, а затем морским либо железнодорожным и автомобильным транспортом до потребителей в России.
По одной из версий, участком МТК «Север – Юг» становится автомобильный маршрут вдоль западного побережья Каспийского моря. В этом случае транзитные грузовые потоки через города Махачкала и Дербент (Дагестан, Россия) резко возрастут. Вот почему строительству обходов этих городов в настоящее время придается большое значение.
Минувшей весной власти Дагестана представили в Совете Федерации проект строительства дороги в обход Махачкалы. В составе транзитного транспорта, следующего через этот город, большое количество грузовых автомобилей, в том числе осуществляющих международные перевозки по транспортному коридору «Север – Юг». Это обстоятельство наряду с большой экологической нагрузкой негативно влияет на городскую улично–дорожную сеть. В качестве перемычки между двумя федеральными дорогами Р–22 «Каспий» и Р–217 «Кавказ» предлагается строительство нового участка четырехполосной дороги протяженностью 14 км технической категории 1Б. По оценке экспертов, среднесуточная интенсивность движения по новому участку дороги составит около 27 тыс. автомобилей в сутки.
С текущего года открыто финансирование на разработку проектно–сметной документации на строительство дороги, сообщила пресс–служба министерства транспорта и дорожного хозяйства региона. Строительство дороги в обход Махачкалы поменяет транспортную схему соединения федеральных трасс Р–215 Астрахань – Кизляр – Кочубей – Махачкала и Р–217 «Кавказ» без прохождения по улично–дорожной сети города. Благодаря новой магистрали значительно увеличится средняя скорость транспортного потока, снизится количество ДТП, улучшится экологическая обстановка в Махачкале и возрастет пропускная способность федеральных трасс в границах Махачкалинской городской агломерации. Кроме того, от транзитного транспорта будут разгружены пригородные поселки Красноармейск и Семендер.
В настоящий момент разрешены и проблемы, которые раньше препятствовали прокладке автодороги в обход Дербента. Строительство объездной автодороги с путепроводом, начатое в 2016 году, вскоре из–за необходимости выкупа земель было приостановлено. И вот, наконец, все спорные моменты урегулированы. С начала строительства на обходе уложено 1,1 тыс. кубометров бетона, установлено восемь монолитных ригелей путепровода и 54 свайных фундамента. Строительство магистрали позволит улучшить транспортную ситуацию в городе за счет перенаправления потока грузового транспорта за пределы жилых кварталов, это значительно улучшит экологическую обстановку в Дербенте. Кроме того, реализация проекта позволит разгрузить федеральную трассу Р–217 «Кавказ» в узловых точках на въезде и выезде из города.
Сократятся издержки
Задачу по развитию Астраханского транспортного узла и повышению эффективности МТК «Север – Юг» поможет решить строительство северного обхода Астрахани. В настоящий момент область готова приступить к работам по проектированию этого объекта. Замечу, что речь об этой автодороге идет больше десяти лет, но стройку так и не начали. По информации областного министерства строительства, проектирование трассы велось в 2007 году. Спустя семь лет планировалось начать строительство, прорабатывались вопросы, касающиеся государственно–частного партнерства. Но вместо партнеров пришел экономический кризис, и планы были заморожены до лучших времен. О северном обходе вновь активно заговорили в 2019 году.
Безусловно, новая дорога нужна. Грузовики давно теснят легковой транспорт в центре Астрахани. Два имеющихся моста через Волгу в часы пик не справляются с потоками автомобилей. Когда один из них закрывают на ремонт, движение по городским трассам застывает в километровых пробках. По словам первого заместителя председателя комитета областной думы по промышленной политике, предпринимательству, торговле, транспорту и связи Ларисы Мироненко, региональный транспортный узел давно нуждается в модернизации. Обход позволит организовать перевозку грузов, минуя областной центр. А для астраханцев объездная дорога станет хорошей альтернативой при перемещении между районами области.
Здесь уместно напомнить, что простои в пробках при въезде в населенные пункты увеличивают транспортные издержки перевозчиков. Заторы удлиняют время доставки грузов, отчего возрастает стоимость услуг транспортных компаний. Дополнительные транспортные издержки ложатся на себестоимость продукции, а это в итоге сказывается на цене товаров. Сократить такие издержки и помогут обходы городов, многие из которых проектируются как дороги первой технической категории. Расчетная скорость движения по ним – до 120 км в час. На это ориентирует и Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года.
Скорость удвоится
Вы только представьте мытарства жителей Волгограда и водителей автомобилей, следующих транзитом через вытянувшийся почти на сотню километров город–миллионник! Сколько сил и времени они тратят, простаивая в автомобильных пробках! Транспортные потоки нескольких федеральных трасс вливаются в улично–дорожную сеть мегаполиса с разных сторон, и движение по одной из немногих продольных улиц может продолжаться часами. Но в перспективе ситуация должна измениться. Несколько лет назад дорожники приступили к реализации первого этапа проекта строительства дороги в обход Волгограда, крупнейшего транспортного узла федерального значения.
Объездная дорога необходима, чтобы разгрузить дорожную сеть Волгограда. По подсчетам специалистов, скорость движения большегрузов, идущих по 2–й Продольной улице, увеличится вдвое. Город освободится от пробок и загазованности. В настоящее время продолжается формирование основного хода трассы. На новом четырехполосном участке дороги протяженностью 12 км будут возведены три транспортные развязки, которые обеспечат выезд на федеральную трассу Р–22 «Каспий» (астраханское и элистинское направления) и на региональную автодорогу Волгоград – Котельниково – Сальск, а также въезд в областной центр.
Строительство обхода Волгограда, которое пройдет в три этапа в Городищенском и Светлоярском районах области, а также в Красноармейском районе города, свяжет три федеральные трассы за границами мегаполиса: Р–22 «Каспий», А–260 Волгоград – Каменск–Шахтинский – граница с Украиной и Р–228 Сызрань – Саратов – Волгоград. Все они входят в состав евразийских маршрутов. Обход Волгограда станет важной частью международного транспортного коридора «Север – Юг» и обеспечит более комфортный проезд к морским портам Каспийского бассейна.
Самый масштабный и технологически сложный объект в составе обхода – мост через Волго–Донской канал им. Ленина. Строительство нового сооружения даст возможность разгрузить существующий мост через этот канал в черте города. Полностью завершить работы первого этапа строительства обхода Волгограда, реализуемого в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети»), планируется к 2024 году.
Реальностью в ближайшие годы может стать и строительство обхода города Волжского. Новый дорожный проект поддержан на федеральном уровне, начались предпроектные изыскания и поиск оптимальных вариантов прокладки трассы. Необходимость еще одной объездной дороги в регионе назрела давно. Волжский также перегружен транзитным транспортом. Большегрузы идут круглосуточным потоком прямо через центр города.
Волжский – один из промышленных центров юга России. Предприятия машиностроительного, химического, металлургического комплексов ежедневно отправляют автотранспортом тысячи тонн продукции. Специалисты единодушны: объездная дорога даст возможности для новых логистических схем, Волжский сможет вздохнуть свободнее. Кроме того, строительство обхода города станет еще одним звеном в реализации проекта по созданию транспортного коридора «Север – Юг».
Этап за этапом
Важный этап развития федеральной автодороги Р–228 Сызрань – Саратов – Волгоград – реконструкция обхода Саратова на участке с 291–го по 325–й км. Из–за высокой интенсивности движения на трассе, особенно в сезон отпусков, на двухполосном участке часто образуются пробки и возникают аварийные ситуации. После окончания реконструкции объездную дорогу расширят до четырех полос движения с разделением транспортных потоков, что положительно скажется на транспортной доступности. Работы на объекте идут с опережением графика. Принято решение о досрочном вводе первых 11 км трассы в 2022 году вместо 2024–го (I и II этапы).
На очереди реализация III–VI этапов строительства, которая позволит привести весь участок объездной трассы в нормативное состояние, а также соединить федеральные автодороги Р–22 «Каспий», Р–228 Камышин – Волгоград с трассой А–298 Энгельс – Ершов – Озинки, которая является частью международных маршрутов (европейского Е38 и азиатского АН61) и выходит на границу с Казахстаном.
Еще один перспективный проект, который будет реализован в Саратовской области в ближайшие годы, – строительство участка автодороги Р–229 Самара – Пугачев – Энгельс – Волгоград в обход города Пугачева протяженностью 14,7 км. Как отмечают эксперты, в настоящее время используется только незначительная часть транзитного потенциала региона. Более полная реализация возможна при строительстве крупного транспортного автодорожного коридора, который бы оптимальным образом связывал Саратовскую область с другими субъектами России. Строительство обхода Пугачева – четырехполосной дороги с тремя развязками и путепроводом через железнодорожные пути – позволило бы решить эту задачу.
…И тысячи рабочих мест
А в Самарской области ускоренными темпами ведется строительство обхода Тольятти с мостовым переходом через Волгу. Трасса войдет в состав международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай».
Концессионное соглашение сроком на 20 лет о строительстве платной объездной автодороги в октябре 2019 года заключили Самарская область и концессионная компания «Обход Тольятти». В соответствии с контрактом после завершения строительства тольяттинцев ждет современная четырехполосная трасса протяженностью 99,3 км категории IБ. Заказчиками проекта выступили Росавтодор и правительство Самарской области, а генеральным подрядчиком стал строительно–инвестиционный холдинг «Автобан». Инвестиционный проект «Обход Тольятти» – это 98 км магистрали и 3,7–километровый мост через Волгу в районе села Климовка. По предварительным расчетам, интенсивность трафика составит 60 тыс. автомобилей в сутки.
Пропускная способность трассы М–5 «Урал», проходящей через город, полностью исчерпала свой потенциал еще более десяти лет назад. На плотине Жигулевской ГЭС можно встать в многочасовую пробку даже глухой ночью, что неудивительно, поскольку на 12 млн транзитных автомобилей в год при проектировании трассы никто не рассчитывал. Поэтому новая магистраль – это в первую очередь избавление и плотины, и жилых кварталов Тольятти от постоянных пробок. Благодаря обходной дороге будут созданы тысячи новых рабочих мест, улучшатся логистика и деловые связи региона, будут развиваться придорожная инфраструктура и компании, расположенные на близлежащих территориях. Обход Тольятти повысит транспортную доступность и инвестиционную привлекательность особой экономической зоны «Тольятти», технопарка «Жигулевская долина», АО «АВТОВАЗ». Ввод в эксплуатацию объекта запланирован до 31 декабря 2023 года.
Объект такой величины одним взглядом не окинешь – это почти сотня километров. На каждом участке круглосуточно идут работы: где–то продолжается устройство земляного полотна, на других участках идет укрепление откосов, насыпей и выемок, переподключение газопроводов, укладка слоев дорожной одежды и бортового камня. Ежедневно на стройплощадку выходят около 5000 человек и более 600 единиц техники.
Ключевой объект обхода – строительство мостового перехода через Волгу. К началу лета специалисты погрузили последнюю трубосваю опоры моста на глубину почти 40 метров. Вес сваи составляет 35 тонн. Всего в рамках возведения переправы будет устроено 26 опор и 25 пролетных строений. Несколько опор мостовики построят с помощью так называемых опускных ящиков: на берег завезут металлические детали, которые соберут в единую конструкцию – ящик и каркас. После этого по специальному пирсу ее выкатят над водой при помощи катамарана и отвезут на опору.
Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»
На снимках: (вверху) строительство обхода Волгограда; (внизу) строительство обхода Астрахани
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.