Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Дорожный марафон продолжается!

В приоритете – социально значимые объекты

С весьма внушительными результатами подошла отрасль к очередному профессиональному празднику дорожников. Они – в каждодневных сводках о вводе очередного объекта строительства, реконструкции и ремонта автодорог. Таких объектов, значимых для страны, регионов и муниципалитетов, на территории России сотни и даже тысячи. За ними – напряженный труд дорожников, которые, несмотря на внешнее санкционное давление на экономику отрасли, в ненастье и знойную пору выполняют свой профессиональный долг. От того, как они делают свою работу, зависит не только транспортная доступность населенных пунктов, качество и безопасность передвижения граждан, но и темпы развития экономики страны.

Сегодня в первую очередь им, простым дорожникам, мы благодарны за то, что автодорожные коммуникации, связывающие регионы, города и поселки, становятся лучше. А некоторые участки дорог, по которым можно без риска для жизни передвигаться с высокой разрешенной скоростью, по транспортно–эксплуатационному состоянию уже не уступают лучшим автомагистралям мира.

Задачи на пять лет

Пятилетний план дорожного строительства (2023–2027 годы), одобренный Президентом России Владимиром Путиным и утвержденный Правительством РФ, поставил перед отраслью амбициозные задачи. Программа дорожных работ направлена на опережающее достижение заявленных показателей. Так, ранее планировалось привести в нормативное состояние 85 % автодорог в 105 крупнейших агломерациях и более половины дорог в регионах до конца 2024 года. Однако опережающее финансирование и системная работа, развернутая в последние годы, позволят реализовать планы (за исключением восьми субъектов РФ) уже в 2023 году.

Еще одна задача, поставленная Правительством РФ: к 2027 году привести в нормативное состояние 85% опорной сети дорог России, составляющей 138 тыс. км (из них 63 тыс. ? федеральные трассы, 75 тыс. ? региональные). Она включает основные магистрали, по которым доставляются грузы, и охватывает более 100 млн россиян. Таким образом, будет достигнута основная цель пятилетнего плана – обеспечить качественными дорогами жителей всех субъектов РФ. Это даст возможность увеличить скорость движения пассажиров и грузов по всей опорной сети автодорог, что станет дополнительным импульсом для развития экономики страны и приведет к значительному снижению аварийности на трассах.

Пятилетняя программа дорожных работ предусматривает строительство и реконструкцию более 4 тыс. км автодорог, еще 3 тыс. км трасс расширят с двух до четырех полос. Планируется также ремонт 110 тыс. км дорог, включая 650 мостовых сооружений общей протяженностью 125 тыс. пог. м. Общий объем финансирования программы составит 13,2 трлн руб., из которых 5,4 трлн – средства Федерального дорожного фонда, 7,2 трлн – региональные. Еще 436 млрд выделены Фондом национального благосостояния на строительство маршрута Казань – Екатеринбург и обхода Твери.

В пятилетнем плане большое внимание уделяется развитию стратегических транспортных коридоров «Север – Юг» и «Запад – Восток», скоростного маршрута Казань – Екатеринбург, которые позволят в условиях внешнего давления перенаправить логистические маршруты в сторону предсказуемых торговых партнеров. Так, продолжатся активные работы, связанные с развитием МТК «Север – Юг». Федеральные дорожники капитально отремонтируют и расширят до четырех полос участки трассы Р–22 «Каспий» в Волгоградской и Астраханской областях. Аналогичные работы проведут на автодороге Р–215 Астрахань – Кочубей – Кизляр – Махачкала в Астраханской области и Республике Дагестан. До конца 2027 года планируется открыть движение по транспортному коридору Абхазия – Новороссийск – Крым. Его общая протяженность составит 480 км.

Масштабная работа продолжится на одном из самых загруженных транспортных узлов нашей страны – Московском. Всего здесь планируется модернизировать 355 км автодорог. В частности, будут расширены участки трасс М–8 «Холмогоры», М–3 «Украина» и М–1 «Беларусь». Предусмотрено развитие транспортной системы Санкт–Петербурга и Ленинградской области. В программу включены 30 федеральных и региональных объектов строительства и реконструкции, в том числе Широтная магистраль в Санкт–Петербурге, участки второй Кольцевой автодороги (КАД–2) и другие.

Грядущая пятилетка предусматривает модернизацию дорожных коммуникаций Дальнего Востока. Основной акцент сделан на обеспечении кругло-

годичной связи для жителей всех субъектов РФ, входящих в ДФО. Всего будет модернизировано 675 км автодорог, из которых

245 км – федерального значения, 430 км – регионального.

Добавит скорости обход

Одним из ключевых направлений развития дорожно–транспортного комплекса страны в ближайшие 5 лет будет продолжение строительства автодорог в обход городов и других населенных пунктов. Планируется завершить строительство 46 таких объездных дорог, в том числе обходы Твери, Саратова, Волгограда, Гудермеса, Владикавказа, Набережных Челнов. Строительство объездных дорог повысит транспортную доступность и связанность районов внутри субъектов РФ, укрепит торгово–экономические связи с соседними регионами, перенаправит транзитный транспорт и выведет его за пределы городов, а также улучшит экологическую обстановку.

Так, один из крупнейших подобных объектов ? обход Волгограда протяженностью более 70 км. На четырехполосной трассе предусмотрено возведение восьми новых транспортных развязок, 23 мостов и путепроводов, в том числе через Волго–Донской канал. Обход Волгограда станет частью международного транспортного коридора «Север – Юг», а также обеспечит доступ к морским портам Каспийского бассейна. Всего по итогам строительства за городскую черту будет выведено почти 30 тыс. автомобилей в сутки, что улучшит экологию в городе и экономику перево-

зок. Строительство будет осуществляться в три этапа, сейчас специалисты работают на I и II этапах. Второй этап транспортного обхода Волгограда соединит московское направление Р–22 «Каспий» с другой федеральной трассой А–260 Волгоград – Каменск–Шахтинский и с региональной дорогой Качалино – Степной – аэропорт Гумрак.

В Татарстане ведутся строительно–монтажные работы на обходе Нижнекамска и Набережных Челнов. Реализация проекта будет выполнена в три этапа. В декабре 2021 года началось строительство на II этапе, после заключения контракта в июне этого года приступили к работам и на III этапе. Главгосэкспертизой согласован проект строительства I этапа и моста через Каму протяженностью 1,3 км. Обход протяженностью 81 км станет частью маршрута Казань ? Екатеринбург.

В этом году намечено завершение строительства обхода Анапы протяженностью 13,5 км, благодаря чему будет создан единый скоростной транспортной коридор, связывающий федеральную трассу М–4 «Дон» с полуостровом Крым через Крымский мост. Реализация проекта будет способствовать сокращению времени в пути по трассе А–290. Сейчас работы ведутся в рамках завершающего этапа строительства на участке 47–52 км.

В активную фазу вошло строительство обхода Владикавказа в Северной Осетии – Алании, которое должно вывести транзитный транспорт за пределы города, повысить уровень безопасности движения и улучшить экологическую обстановку. К концу 2024 года 15–километровый участок трассы Р–217 «Кавказ» (10–25 км) в обход рес-

публиканской столицы введут в строй. Осенью 2022 года на подъезде к Владикавказу планируют открыть бесплатную стоянку для отдыха водителей, рассчитанную на 650 машиномест.

Важное событие нынешнего дорожного сезона – открытие в Череповце на три года раньше запланированного мостового перехода через р. Шексну в створе ул. Архангельской. Мост протяженностью 1132 м станет частью инфраструктурного каркаса Северо–Западного и Центрального федеральных округов и позволит расширить транспортно–логистический коридор в южном направлении, увеличить транзитные перевозки и укрепить связь Череповецкой городской агломерации с центральными регионами страны. Это один из самых протяженных вантовых мостов в стране.

Нацпроект: движение к нормативу

Геополитические вызовы не отразились на темпах реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». В ряде регионов дорожно–строительный сезон стартовал досрочно. Этому способствовало заблаговременное проведение аукционов по выбору подрядных организаций, а также благоприятные погодные условия.

Всего в этом году благодаря нацпроекту в 84 субъектах РФ планируется привести в нормативное состояние более 16,5 тыс. км трасс и городских улиц. На эти цели в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть», являющегося составной частью нацпроекта, из бюджетов всех уровней направлено более 338 млрд руб. Кроме того, предусмотрены масштабные работы по другой составляющей нацпроекта – проекту «Развитие федеральной магистральной сети». Его основная цель – повышение уровня экономической связанности территорий страны. В план работ текущего года включены 68 объектов Росавтодора общей протяженностью 211,2 км, а также 5 объектов Госкомпании «Автодор» длиной 20,7 км.

Во многих субъектах РФ, несмотря на сложности, в короткий срок был набран высокий темп работ, строительство и ремонт автодорог ведутся по графику и даже с его опережением. Третий квартал года субъекты РФ пересекли с внушительными показателями: общая площадь укладки асфальтобетона и других типов дорожного покрытия по состоянию на 28 сентября составила 100,8 млн кв. м – это 76,5% от запланированного объема на текущий год.

В числе лидеров – Белгородская область и Ингушетия, где дорожные мероприятия из основного плана работ были завершены уже в третьей декаде августа, а также Пензенская область, Краснодарский край и Ненецкий автономный округ. Так, Белгородская область уже четвертый год подряд становится первым субъектом в стране, где досрочно завершаются мероприятия по реализации нацпроекта. В этом году в регионе в нормативное состояние приведено 97 объектов, из которых 83 участка муниципальных дорог, 14 – региональных. Ингушетия также досрочно завершила весь объем мероприятий, запланированных на 2022 год по нацпроекту. В нормативное состояние приведено 41,1 км региональных трасс и улично–дорожной сети агломерации. Работы проведены на 14 объектах. Один из социально значимых объектов – улица Рабочая, расположенная в городе Сунжа. Дорога ведет к районной больнице, школе и железнодорожной станции.

В Самарской области, где в момент пересечения общего для всех субъектов РФ экватора дорожных работ специалисты уложили более 70% асфальтобетонного покрытия от объема текущего года, работы ведутся на 88 объектах общей протяженностью 321,7 км. Из них более 248 км составляют региональные автодороги. Завершен самый протяженный по площади укладки асфальтобетонного покрытия объект 2022 года – участок трассы Кошки – Романовка – Ерандаево – Андреевка – граница с Татарстаном. Протяженность укладки верхних слоев дорожной одежды составила 26 км, а площадь – 185 тыс. кв. м.

В Республике Татарстан в этом году в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» планируется привести в нормативное состояние 91,3 км трасс и магистралей в Казанской, Набережночелнинской и Нижнекамской агломерациях, а также на региональной сети. К 2024 году поставлена задача увеличить долю региональных дорог, соответствующих нормативным требованиям, с 46,3% до 50%, автодорог городских агломераций – с 80,47% до 85 %. Например, работы уже завершены на участках трасс Муслюмово – Саклов–Баш – Юлтимерово, Алексеевское – Высокий Колок, Казань – Шемордан и других.

Связать территории

Текущий сезон отмечен примерами успешного ввода дорожных объектов, в том числе крупных, позволяющих разгрузить городские магистрали, обеспечить связанность территорий и развитие экономического потенциала регионов. В их числе обходы крупных городов, транспортные развязки и искусственные сооружения. В настоящее время работы ведутся на 120 таких региональных и местных объектах, ввод которых намечен до конца 2024 года.

К примеру, в начале сентября было запущено движение по заключительному участку Екатеринбургской кольцевой автодороги протяженностью 11,4 км, построенному по нацпроекту на два года раньше запланированного. Работы финансировались из федерального и областного бюджетов. На новом участке Южного полукольца ЕКАД шесть полос, две эстакады, один путепровод и одна клеверная развязка из восьми съездов с федеральной трассы М–5 «Урал». ЕКАД позволит вывести за пределы городской черты десятки тысяч автомобилей в сутки, а также поможет развитию крупных транспортно–логистических центров.

В начале августа, с опережением, запущено рабочее движение по участку II этапа строительства Самарского мостового перехода. Магистральная дорога общегородского значения будет иметь выход на федеральные трассы в направлении Оренбурга и Казахстана, а также на региональную дорогу Самара – Волгоград и обеспечит транспортную доступность микрорайона «Южный город» и Новокуйбышевска.

Досрочно в октябре намечен ввод третьей очереди строительства обхода Майкопа протяженностью 7,5 км от автодороги Майкоп – Гиагинская – Псебай – Зеленчукская – Карачаевск до трассы Р–217 «Кавказ». Открытие объекта планируется приурочить к столетию государственности Адыгеи. Новый участок дороги разгрузит республиканскую столицу от транзитного транспорта, повысит ее инвестиционную привлекательность и улучшит экологию города.

К концу 2022 года в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в субъектах РФ планируется привести в нормативное состояние 37 км мостов и путепроводов. Ремонтные работы ведутся на 482 мостовых сооружениях, не только крупных, но и небольших, значимых для местных жителей. На эти цели в 2022 году предусмотрено 32,4 млрд руб., из которых 21,5 млрд – средства федеральной поддержки.

Год качества

К концу сезона только в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» планируется отремонтировать более 4,7 тыс. объектов дорожной сети, площадь укладки верхних слоев покрытия в 2022 году достигнет более 105 млн кв. м. Возможности для освоения таких объемов есть: финансовых и технических ресурсов у специалистов отрасли достаточно. Тем более что используются в ходе работ на объектах федеральной, региональной и местной дорожной сети в основном материалы российского производства, в том числе песок, щебень, асфальтобетон и битум.

В нашей стране есть множество карьеров по добыче песка и нерудных материалов, успешно работают предприятия по производству минеральных порошков. Битумные материалы производятся на НПЗ из нефти, добываемой также в России. Что касается доли импортных материалов, применяемых при строительстве и ремонте автодорог, то она, по словам специалистов, предельно мала. К таковым относятся только отдельные марки добавок и модификаторов, часть из которых может быть заменена отечественными аналогами. Поэтому невозможность применения тех или иных добавок не оказывает влияния на ход дорожных работ.

Началу дорожного сезона предшествовала серьезная подготовка: своевременно были заключены госконтракты, заготовлено необходимое количество материалов, отремонтирована дорожная техника. Важную роль сыграла проверка готовности асфальтобетонных заводов к производству смесей по новым ГОСТам. Переход на новые асфальтобетонные смеси позволяет получать высококачественный материал, соответствующий современным транспортным нагрузкам и требованиям к дорожному полотну. Благодаря этому эффективность выполнения строительно–монтажных работ возрастает. На это нацеливает нацпроект «Безопасные качественные дороги».

Из почти тысячи АБЗ, производящих материалы для объектов нацпроекта, около 200 были построены или модернизированы специально для реализации его задач. Текущий год объявлен в дорожной отрасли годом качества, поэтому повышенное внимание уделяется контролю качества выполняемых работ, а также применяемых дорожно–строительных материалов, конструкций и изделий. Ведь от этого зависит эффективность реализации нацпроекта. Большую роль в этом вопросе играет отказ от устаревших материалов и переход на современные инженерные решения.

Анализ по итогам 2021 года показал, что в регионах наиболее востребованы технологии применения асфальтобетонных смесей, позволяющие повысить потребительские свойства покрытий и обеспечить нормативные сроки службы. Это системы проектирования состава асфальтобетонных смесей по методологиям Маршалла и объемно–функционального проектирования, технология холодного ресайклинга, устройство тонких слоев износа, использование геосинтетических материалов и другие.

Дороги к больницам и школам

Повышение безопасности дорожного движения – одна из ключевых задач нацпроекта. Особое внимание субъекты РФ уделяют ремонту трасс, ведущих к социально значимым объектам. Так, в текущем году в ходе реализации нацпроекта в 84 регионах страны к нормативу приведут более 677 участков улиц и трасс, ведущих к медицинским учреждениям. Их общая протяженность составит более 3,3 тыс. км. В этом сезоне также планируется отремонтировать 976 участков дорог вблизи образовательных учреждений общей длиной более 3,2 тыс. км. Помимо этого, будет отремонтировано около 673 км дорог, ведущих к стадионам, спортивным школам, физкультурно–оздоровительным комплексам. В нормативное состояние также приведут 392 участка туристических маршрутов общей протяженностью почти 2 тыс. км.

Основные меры, принимаемые дорожниками, направлены на предупреждение ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения, наездом на пешеходов, а также с превышением установленного скоростного режима. Улучшение транспортно–эксплуатационного состояния дорожной сети существенно снижает количество аварий. К ликвидации мест концентрации ДТП приводит разделение встречных транспортных потоков на федеральных трассах, расширение проезжей части дорог до четырех и шести полос движения, установка комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, строительство пешеходных переходов и устройство линий стационарного электроосвещения. Так, к началу 2022 года на федеральной сети дорог было установлено около 1000 км осевого барьерного ограждения, а до 2024–го планируется оснастить системами разделения транспортных потоков все федеральные трассы.

Системная работа в этом направлении продолжается и в текущем сезоне. В рамках программы дорожных работ на федеральных трассах специалисты наметили выполнить устройство линий искусственного электроосвещения общей протяженностью 194 км, установить 86 комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, 163 светофора. Планируется строительство 23 пешеходных переходов в разных уровнях и комплексное обустройство 35 пешеходных переходов. Также на федеральных трассах будет установлено свыше 3000 дорожных знаков и 640 Г–образных опор дублирующих дорожных знаков «Пешеходный переход».

Комплексный подход при реализации дорожных программ и слаженная работа подведомственных Росавтодору ФКУ и территориальных подразделений Госавтоинспекции МВД России способствуют снижению аварийности на трассах и тяжести их последствий. В первой половине 2022 года на дорогах Росавтодора по сравнению с аналогичным периодом 2021–го количество ДТП сократилось на 8,9%, число пострадавших – на 8,6%, погибших – на 10,8%.

Аналогичная работа ведется в 2022 году и в регионах – участниках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Там продолжается не только обновление трасс, но и обустройство элементов инфраструктуры, повышающей безопасность на дорогах. В этом году в российских регионах по нацпроекту запланирована установка более 174 тыс. новых дорожных знаков, около 967 тыс. пог. м барьерного и 256 тыс. пог. м пешеходного ограждения, более 2,1 тыс. светофоров. На проезжую часть нанесут около 20,3 млн пог. м разметки, а вдоль дорог появятся более 1,2 млн пог. м тротуаров. Планируется смонтировать свыше 429,4 тыс. пог. м стационарного освещения. В первую очередь линиями освещения обустраивают аварийно опасные участки автодорог, остановочные павильоны, пешеходные переходы на региональных дорогах вблизи населенных пунктов. За счет возросшего количества освещаемых участков на трассах стабильно снижается аварийность в темное время суток.

Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»


просмотры:

1707

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться