Ими становятся федеральные магистральные трассы
Помню, лет 12 назад на одной из дискуссий по развитию автодорожных сетей в регионах России, состоявшейся в рамках Транспортной недели, эксперт употребил термин «островное видение» по отношению к тем руководителям субъектов РФ, которые развивают дорожную сеть на своих территориях без оглядки на то, как планируют свои аналогичные действия по развитию дорог власти сопредельных регионов. Понятное дело, что такие разобщенные действия приносили вред общему делу создания магистральных дорожных сетей, связывающих субъекты РФ.
К счастью, за минувшее десятилетие многое в этом плане изменилось, и теперь региональные власти, отвечающие за развитие автотрасс на своих территориях, руководствуются в этой сфере федеральными документами стратегического планирования, которые предполагают согласованные действия в этом направлении сопредельных субъектов РФ. Так, один из ключевых моментов Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года – создание опорной сети автомобильных дорог России. Важный этап ее формирования – развитие федеральной магистральной сети. Проект с таким названием в прошлом году был включен в нацпроект «Безопасные качественные дороги».
Основная цель проекта «Развитие федеральной магистральной сети» – повышение уровня экономической связанности территорий страны. Строятся обходы крупных городов, возводятся транспортные развязки и искусственные сооружения. До конца года намечено реконструировать и построить более 270 км федеральных трасс. Общее финансирование мероприятий проекта в 2022 году превышает 240 млрд руб. Эти средства выделены не только для проведения строительно–монтажных работ, но и на обустройство всей необходимой современной дорожной инфраструктуры. Масштабные работы в рамках проекта велись в минувшем дорожном сезоне.
К примеру, в начале августа было открыто движение на участке реконструкции трассы Р–255 «Сибирь» (149–158–й км) в Кузбассе на границе Кемеровской и Новосибирской областей. Это стало возможным после завершения строительства путепровода через железную дорогу. Новый путепровод длиной 88 пог. м построен на 153–м км взамен аналогичного сооружения с истекшим сроком эксплуатации. Кроме него на объекте возведена двухуровневая транспортная развязка на 150–м км, построено 3,5 км новой дороги и реконструировано 5,5 км существующей. Это позволит повысить техническую категорию 9–километрового участка. Федеральные дорожники выполнили укрепление конусов путепровода и переустройство линий электроснабжения железной дороги, устройство водоотводных лотков и демонтаж старого путепровода. Эти работы не препятствовали движению транзитного транспорта.
Один из значимых объектов этого года – строительство нового этапа третьей очереди обхода Гудермеса в Чеченской Республике (31–34–й км трассы Р–217 «Кавказ»). Работы на первых двух этапах третьей очереди общей протяженностью почти 9 км стартовали в 2019 году. Итогом станет разделение потоков автотранспорта по федеральным и региональным маршрутам Ростов–на–Дону – Баку и Ахмат–Юрт – Ойсхара.
В рамках третьего этапа работ будут построены 4 км автодороги категории IБ, возведены две транспортные развязки близ села Нойбера и три путепровода. Для пропуска дождевых вод под дорогой устроят 8 водопропускных труб общей протяженностью 300 м. Сейчас дорожники занимаются переустройством коммуникаций и устройством путепроводов. Параллельно на других этапах устраивают дорожную одежду и транспортные развязки близ с. Ахмат–Юрт, а также ведут земляные работы.
По Гудермесу проезжают до 30 тыс. автомобилей в сутки. Строительство объездной дороги освободит городские улицы от транзитного транспорта и повысит уровень безопасности движения. Увеличится пропускная способность участка трассы Р–217 «Кавказ», которая обеспечивает транспортную связь России со странами Закавказья. Комфортное вождение будет обеспечено как в дневное, так и в ночное время. Для этого на транспортных развязках и путепроводах устроят электроосвещение, на всем протяжении объекта разделят встречные потоки бетонным ограждением с противоослепляющими экранами. Кроме того, дорожники установят краевое металлическое ограждение с катафотами, новые дорожные знаки и нанесут разметку из термопластика с высоким уровнем светоотражения. Участок автотрассы в объезд Гудермеса (27–34–й км) с четырьмя полосами движения в составе федеральной трассы Р–217 «Кавказ» планируется полностью ввести в строй в 2024 году. В итоге общая протяженность объездной дороги составит 36 км.
В конце августа открыто рабочее движение по первому участку восточного обхода Новосибирска. Речь идет о путепроводе в составе строящейся транспортной развязки на пересечении восточного обхода с региональной автодорогой Новосибирск – Ленинск–Кузнецкий. Теперь проезд транспорта осуществляется не по временному объезду, а по новому участку дороги. Путепровод над автодорогой входит в состав I этапа восточного обхода Новосибирска протяженностью 20 км. Длина сооружения – 114 пог. м, покрытие проезжей части выполнено из щебеночно–мастичного асфальтобетона, на подходах общей длиной 1,6 км – из цементобетона. Устройство цементобетонного покрытия запланировано на всем протяжении строящейся дороги за исключением мостовых сооружений, его толщина – 24 см, общая высота дорожной одежды – более метра.
В сентябре строительные работы были развернуты на участках I этапа восточного обхода Новосибирска общей протяженностью более 10 км. Подрядная организация продолжала устройство слоев дорожной одежды и цементобетонного покрытия. Ввод в эксплуатацию I этапа планируется осенью 2024 года. Одновременно ФКУ «Сибуправтодор» ведет работу над проектом III этапа (34–49–й км), чтобы в максимально короткий срок приступить к строительно–монтажным работам.
Строительство восточного обхода Новосибирска, четырехполосной дороги I технической категории с разделительным барьерным ограждением, ведется в рамках проекта «Развитие федеральной магистральной сети». В составе I этапа три транспортных развязки и семь мостовых сооружений длиной 1189 пог. м, в том числе эстакадная часть над рекой Иня, автодорогой и железнодорожными путями общей длиной 677 пог. м. Общая протяженность обхода составит около 80 км. Он обеспечит выход с трассы Р–256 «Чуйский тракт» на северный обход Новосибирска, а вместе с этим – на трассы Р–255 «Сибирь» и Р–254 «Иртыш». Это позволит разгрузить участки трассы Р–256 на подъезде к областному центру, где интенсивность движения достигает 60 тыс. автомобилей в сутки, и вывести транзитный транспорт с городских дорог.
Еще один пример – открытие в конце сентября движения по транспортному обходу двух населенных пунктов на трассе Р–255 «Сибирь» в Приангарье. Речь идет о 15–километровом участке, построенном в рамках проекта «Развитие федеральной магистральной сети» в объезд с. Тулюшка и д. Трактовая в Иркутской области. Благодаря выполненным работам участок трассы «Сибирь» (1524–1538–й км) переведен из IV и III технических категорий в II. Проект предусматривал возведение моста через реку Ия, кольцевой развязки в направлении п. Уховский, а также путепровода через Восточно–Сибирскую железную дорогу. Последний позволил исключить одноуровневое пересечение автомобильной и железной дорог и избавил водителей от постоянно образовывавшейся здесь пробки. Пропускная способность участка федеральной трассы увеличилась в два раза.
На объездной дороге выполнен полный комплекс работ по обеспечению безопасности движения: установлено 7 км линий электроосвещения, около 10 км барьерного ограждения и нанесено свыше 15 км разметки. Кроме того, обустроена площадка для стоянки автомобилей и четыре автобусные остановки. Разведение транспортных потоков в разные уровни – одна из задач федеральных дорожников. Сегодня на трассе «Сибирь» остался лишь один железнодорожный переезд в районе с. Шерагул. Сейчас ведется разработка проектной документации на строительство путепровода. Реализовать проект планируется до 2027 года.
Работы по строительству обходов городов ведутся не только на федеральной сети дорог, но и на региональной. Так, в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть», также входящего в состав нацпроекта «Безопасные качественные дороги», в этом году завершено строительство северного обхода Калуги протяженностью 21,7 км. Реализация проекта позволит ввести в эксплуатацию Калужскую кольцевую автодорогу общей протяженностью 84 км и перераспределить поток транзитного грузового автотранспорта на участках федеральных трасс М–3 «Украина», Р–132 «Золотое кольцо» и Р–92 Калуга – Орел, работающих в режиме перегрузки. Новая магистраль обеспечит поперечный транзитный коридор между этими федеральными дорогами с дальнейшим выходом на международный транспортный маршрут «Европа – Западный Китай».
В Астраханской области идет строительство восточного обхода Астрахани. Протяженность новой магистрали превысит 7,5 км. Проектом предусмотрено обустройство 300–метрового моста через реку Царев, строительство транспортных развязок, переходов, линии освещения, остановок. Ввод обхода в эксплуатацию даст выход грузопотокам на региональную трассу Астрахань – Камызяк, минуя столицу региона, и обеспечит транспортную связь Володарского, Приволжского и Камызякского районов.
В Республике Мордовия продолжается строительство обхода Рузаевки. В настоящий момент идут активные работы на участке протяженностью 4,1 км в рамках II этапа. Строительство объездной дороги предусматривает также возведение трехпролетного путепровода длиной 74 м. Реализация проекта даст многим предприятиям выход на федеральную трассу в обход Саранска, при этом снизится транспортная нагрузка на Рузаевку.
В рамках проекта «Развитие федеральной магистральной сети» велись работы по реконструкции участка трассы Р–257 «Енисей» (389–397–й км) в Хакасии. Движение по автодороге было открыто в середине октября. Этот участок связывает три региона: Красноярский край, Хакасию и Тыву. Реконструкция и усовершенствование его до I технической категории позволят снизить коэффициент аварийности, время в пути и себестоимость доставки грузов, а автомобилистам будет обеспечен комфортный и безопасный проезд. Для устройства покрытия специалисты использовали износостойкий ЩМА. Установлена автоматизированная система управления наружным освещением, которая позволяет экономить до 30% электроэнергии за счет оптимизации графика включения и отключения, а также дистанционно управлять освещением с учетом метеорологических факторов, интенсивности движения и состояния дорожного полотна.
Еще одна заметная веха этого года – открытие во второй декаде октября движения по двум участкам трассы Р–242 в Пермском крае и Свердловской области. Один из объектов – участок реконструкции автодороги Пермь – Екатеринбург с 47–го по 58–й км. В рамках проведения работ дорога расширена до четырех полос, федеральные дорожники построили двухуровневую транспортную развязку на деревню Байболовка, два моста через реку Юмыш и два надземных пешеходных перехода, а также шесть остановочных комплексов с заездными карманами для безопасной посадки пассажиров и тротуарами. Второй объект на трассе Р–242 – участок капитального ремонта в Свердловской области, являющийся продолжением трассы М–12 Казань – Екатеринбург. Вдобавок к запланированному в этом году по контракту 9–километровому отрезку дорожники досрочно отремонтировали еще 6 км трассы Р–242.
Также досрочно было открыто движение по реконструированному участку федеральной трассы А–181 «Скандинавия» (80–100–й км). Модернизация отрезка трассы от пересечения с дорогой Рощино – Цвелодубово до поворота к поселку Кирилловское началась весной 2020 года. По проекту на участке возвели три развязки на 82–м, 86–м и 100–м км, два надземных пешеходных перехода, два скотопрогона на путях миграции диких животных в насыпи дороги, а также провели реконструкцию моста через реку Великая. Главным итогом реконструкции стало увеличение числа полос с двух до шести и значительное повышение уровня безопасности движения за счет ликвидации левых поворотов, разделения встречных потоков бетонным парапетным ограждением и устройства освещения.
Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»
На снимке: строительство восточного обхода Новосибирска
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.