Как прирастает сеть скоростных дорог России
Скоростные автомобильные дороги плотно вошли в жизнь россиян. Все больше пользователей предпочитают скорость и безопасность передвижения, в том числе когда отправляются в дорогу с туристическими целями. Как будут развиваться платные магистрали? Когда граждане смогут добраться до Черноморского побережья без пробок и даже без единого светофора? Как будет прирастать сеть скоростных автотрасс в России? На эти и другие вопросы ответил председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко.
– Вячеслав Петрович, каковы итоги работы Государственной компании «Автодор» в минувшем году?
– Могу сказать, что результаты работы Госкомпании по итогам 2022 года стали, пожалуй, самыми значительными за всю историю Автодора.
В первую очередь мы сдали первые 107 км трассы М–12 Москва – Нижний Новгород – Казань. И уверены, что благодаря опережающему финансированию в 2023 году достроим все 811 км и доедем до Казани. Сейчас на первых сданных участках фиксируется активное движение. В частности, на 80 километрах от Петушков до окончания Южного обхода Владимира в первые дни интенсивность движения составила тысячу автомобилей в сутки, а в конце года – уже 4 тыс. Сегодня до Владимира можно доехать на час быстрее. Недавно я сам проехал до Арзамаса по этой трассе по вновь строящимся участкам и могу подтвердить, что там степень готовности очень высокая. После завершения строительства от Москвы до Владимира можно будет добраться всего за полтора часа. Напомню, что это – маршрут Золотого кольца, а сегодня интерес к внутреннему туризму заметно возрастает: граждане ездят, чтобы посмотреть красивейшие исторические места нашей страны.
Кроме того, мы создали серьезный задел и надеемся, что на год раньше срока сдадим в эксплуатацию обходы городов Аксая и Краснодара. Также в 2022 году была проделана очень большая работа по территориям, которые вошли в состав Российской Федерации, – ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областям, где капитально отремонтированы 587 км и 18 мостов. Сегодня это новая жизнь, новые возможности, которые предоставляются людям.
– Давайте вернемся к трассе М–12. Завершение строительства запланировано в декабре 2023 года, но ряд участков «поедут» быстрее?
– Действительно, 436 км до Арзамаса мы планируем сдать 9 сентября 2023 года, включая выезд из Москвы. Наши коллеги из столицы достроят Северо–Восточную хорду, дотянут до стыка нашего этапа. Оттуда 45 км – до ЦКАД, затем 22 км, которые мы уже сделали, потом – 32 км дотянем до уже готового участка, далее – от Владимира до Мурома и Арзамаса. Останется лишь участок от Арзамаса до Казани. В конце года по всем участкам будет запущено движение.
– Не боязно называть конкретную дату?
– Когда ставишь конкретную задачу, появляются и четкие планы. Правительство Российской Федерации нас поддерживает, деньги на строительство трассы выделяются. Да, дорога требует денег и много труда, но бездорожье гораздо дороже. К примеру, о строительстве дороги от Мурома до Нижнего Новгорода (тогда это был город Горький) власти задумывались еще в 1940 году. Благодаря скоростной магистрали Муром будет развиваться более активно, будет увеличиваться численность населения, потому что люди станут меньше уезжать в центр. Другие исторические города – Тверь, Арзамас, Саров, Дивеево и другие, где расположены наши святыни, получат новый толчок для развития, в том числе за счет внутреннего туризма. Экономисты посчитали, что после завершения строительства трассы М–12 и с учетом развития многофункциональных зон сервиса (МФЗ) только на участках Госкомпании будут дополнительно созданы 4,5 тыс. новых рабочих мест, а частные инвестиции достигнут 60 млрд руб.
– Благодаря чему удалось так оперативно привлечь инвесторов для строительства МФЗ?
– Мы долго к этому шли. До сих пор инвесторам приходилось преодолевать несколько кругов ада, чтобы войти в такой проект. Необходимо было выкупить земельный участок, выполнить технические условия для присоединения к инженерным сетям, при этом строго соблюдая все нормативы. Сейчас понятно, что это должны делать дорожники. Первым толчком стала скоростная автодорога М–11, где уже построены МФЗ. Можно сказать, мы учились на своих ошибках. Например, после открытия одной из МФЗ выяснилось, что угол поворота при заезде был выбран неверный: грузовики заезжали на бордюры и газон. Мы учли все подобные нюансы в собственных проектах, подготовили инженерные сети, предварительно подготовив территорию, и только на этом этапе пригласили инвесторов. Благодаря такому подходу на трассу М–12 инвесторы охотно пришли, быстро построили свои объекты и начали возвращать вложенные инвестиции. Всего на М–12 имеются 32 локации под МФЗ. На Владимирском участке торги выиграла компания «Лукойл». Я надеюсь, что там будет одна из лучших заправок в стране. В случае положительного результата холдинг планирует распространять такую практику и на других трассах.
Кроме прочего, Госкомпания договорилась с КамАЗом о строительстве минимум двух больших площадок для сервисных центров на строящейся М–12. Они будут располагаться перед городом Владимир и на территории Республики Татарстан. На трассе водители должны быть уверены, что смогут и заправиться, и машину отремонтировать в случае необходимости. Ведь уже сейчас протяженность транспортного коридора от Петербурга до Казани составляет 1500 км, а в 2024 году, когда доедем до Екатеринбурга, получится больше 2 тыс км.
– Изначально крайней точкой этого направления была Казань, потом – Екатеринбург, теперь – Тюмень, а дальше?
– Президентом России была поставлена задача построить транспортный коридор от Санкт–Петербурга до Владивостока. На открытии участка 13 декабря 2022 года трасса была обозначена как «Россия». Трафик постепенно увеличивается, потребительские требования повышаются. Но для того чтобы доехать до Владивостока, предстоит сделать обходы городов, а на некоторых участках дороги увеличить число полос с двух до четырех. Эта работа поручена Госкомпании совместно с Росавтодором.
– А что касается краткосрочных задач – каковы планы Госкомпании на 2023 год?
– Продолжим строительство обхода Твери на М–11, а также планируем завершить участок Дюртюли – Ачит на М–12, что позволит к концу года сдать половину этой дороги, и в 2024 году, с окончанием строительства моста через Волгу, точно поедем до Екатеринбурга.
На июнь 2023 года запланирован ввод в эксплуатацию обхода Аксая, а также Дальнего западного обхода Краснодара. Кроме того, продолжаются работы в Геленджике, которые мы хотим завершить также к первому летнему месяцу. Этот срок вполне объясним: с середины июня трафик заметно возрастает, поэтому мы стремимся, чтобы к этим датам пользователи автодорог имели возможность быстрее доехать до Черного моря. Ввод этих двух участков позволит сократить время в пути до Черноморского побережья как минимум на час–полтора.
Кроме того, в 2023 году мы планируем представить подробный проект первого этапа «Южного кластера». Сегодня существующие 170 км от Джубги до Сочи по побережью Черного моря мы едем шесть часов со средней скоростью 30 км в час. Также начнем проектирование обхода города Адлер протяженностью 8 км. Он поможет разгрузить движение в Сочи, а также направления в сторону Красной Поляны и аэропорта. Через пять лет, после завершения всех проектов, от Москвы и Петербурга до Красной Поляны можно будет добраться по магистрали без единого перекрестка и не имея ни одного пересечения в одном уровне.
– До Сочи без пробок? Даже не верится.
– По большому счету мы во многое не верили. Десять лет назад было трудно представить, что до Питера будем ездить за 4 часа. Вот и до Казани поедем за 6 часов. Когда есть бизнес и воля регулятора – все получается. Не могу не отметить хорошую работу дорожных строителей – они научились строить быстро и качественно.
– Не влияет ли скорость на безопасность движения?
– На дорогах Государственной компании наблюдается устойчивая тенденция снижения дорожно–транспортных происшествий. В 2022 году снизилось количество ДТП и ДТП с тяжелыми последствиями, при том что трафик вырос в целом на 16%. Это происходит благодаря предпринимаемым мерам: возведению барьерных ограждений и шумовых полос, организации освещения на всем протяжении дорог, слаженной работе службы аварийных комиссаров. Мы и в дальнейшем будем прилагать все усилия, чтобы сохранить позитивную тенденцию. При этом отмечу, что все больше участков скоростных дорог имеют разрешенную скорость 130 км в час. Пользуясь случаем, призываю водителей соблюдать допустимые законодательством скоростные режимы – это обязательное условие предотвращения ДТП.
– Государственная компания «Автодор» показала хорошие результаты работы «в километрах», а каковы финансовые показатели?
– Госкомпания была создана для того, чтобы в отсутствие достаточности средств федерального бюджета привлекать деньги с рынка для строительства скоростных дорог. Поэтому пользование ими является платной услугой. Эти средства идут на строительство новых магистралей. По итогам нашей работы за счет привлеченных средств мы построили дополнительно 500 км. Если бы мы их не смогли привлечь, то до сих пор бы не доезжали до Питера или не строили обходы городов. 2022 год стал рекордным с точки зрения объемов привлечения внебюджетного финансирования. С рынка облигационного займа мы выпустили чуть больше 40 млрд руб., а кроме того, 237 млрд руб. государство дает нам на возвратной основе под льготные проценты (средства Фонда национального благосостояния). Эти средства идут на строительство М–12, а также строительство третьего участка трассы Москва – Санкт–Петербург – обхода Твери.
Конечно, ушедший год для всех был нелегкий. Но наши коллеги и подрядные дорожные организации с достоинством преодолевают все тяготы и успешно решают поставленные задачи. Испытываешь чувство гордости за людей, которые делают большое дело. Хочу всем пожелать воплощения мечтаний, безаварийных поездок и сил для новых побед.
Подготовила
Людмила ИЗЪЮРОВА, обозреватель «ТР»
На снимке: строительство трассы М–12
просмотры:
Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14
© Газета "Транспорт России". Все права защищены.