Скоростная трасса даст импульс развитию прилегающих территорий
На территории Нижегородской области полным ходом идет строительство трех этапов скоростной автомагистрали М–12 Москва – Нижний Новгород – Казань (суммарно – 277 км из общей протяженности трассы более 800 км). Современная освещенная дорога без светофоров и с многоуровневыми развязками позволит передвигаться по ней со скоростью 110 км/ч. Одним из главных плюсов проекта станет экономия времени. Так, жители области смогут добираться до Москвы или Казани за 3–4 часа, в то время как сейчас на поездку от Нижнего Новгорода до столицы требуется не менее 6 часов. При этом за пределы областного центра будет выведена значительная часть транзитного автотранспорта. Это положительно скажется на экологической обстановке, снизит число дорожно–транспортных происшествий, сделает приволжскую столицу комфортнее и безопаснее для проживания.
Местные власти рассчитывают, что открытие нижегородского участка М–12 даст толчок экономическому развитию районов, по которым проляжет трасса. Ведь автомагистраль – это огромные перспективы для развития малого бизнеса в сфере обслуживания автозаправок, ремонта транспорта, общественного питания, гостиничных услуг и т. д. Речь идет о восьми муниципалитетах, в числе которых Навашинский, Арзамасский и Перевозский городские округа, Ардатовский, Вадский, Бутурлинский, Сергачский и Пильнинский районы.
Ряд инвесторов выразили намерение реализовывать в южных районах Нижегородской области крупные сельскохозяйственные проекты, поскольку прокладка трассы М–12 значительно улучшит транспортную доступность этих территорий. Только до 2024 года здесь планируется реализация нескольких инвестпроектов с объемом вложений свыше 35 млрд руб. В частности, речь идет о модернизации свеклоперерабатывающего завода в Сергаче, создании пенькоперерабатывающего предприятия в Пильнине, обновлении оборудования на судостроительном заводе в Навашине и других проектах.
Южные районы имеют особое значение в развитии регионального агропрома. На их долю приходится пятая часть всего сельскохозяйственного производства области. По прогнозам экспертов, строительство новой автомагистрали ускорит развитие южных территорий, увеличив их вклад в ВВП региона примерно на 30%.
Кроме того, у территорий вдоль новой скоростной дороги есть огромный потенциал для формирования логистического центра национального уровня. Уже сегодня крупные транспортные компании планируют размещать свои мощности на данных территориях либо на дорогах, связанных со строящейся трассой.
Строительство М–12 будет способствовать увеличению туристического потока в Нижегородскую область. У туристов из Москвы или Казани появится возможность быстро добраться до Нижнего Новгорода на автомобилях. А это, в свою очередь, скажется на развитии туристических центров всего региона. Создание скоростной трассы как нельзя лучше согласуется с перспективными нижегородскими проектами в сфере туризма, опыт реализации которых может быть тиражирован в других субъектах РФ.
Использование инфраструктуры маршрута как рекламной площадки будет способствовать продвижению местного туристского потенциала. Трасса пройдет рядом с привлекательными для туристов местами и объектами Нижегородской области, в том числе вблизи паломническо–туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров», Ичалковских пещер, Большого Болдина, индустриального парка «Баташев» в Выксе.
Согласно первоначальному варианту проекта строительства магистрали М–12 на территории Нижегородской области предусматривалось два съезда: на пересечении с автодорогой Р–158 Нижний Новгород – Саратов и с трассой Работки – Порецкое. Расстояние между данными транспортными развязками составляет 103 км. По просьбе областного правительства для увеличения количества точек «подключения» скоростной магистрали к опорной сети региональных дорог было решено спроектировать дополнительную развязку на 300–м км трассы М–12 (на пересечении с дорогой Павлово – Саконы), что позволит сократить маршрут до ПТК «Арзамас – Дивеево – Саров». Предполагается, что благодаря комплексу планируемых мероприятий к 2030 году турпоток здесь достигнет 1,8 млн человек.
В зоне тяготения будущей трассы М–12 также находится Большое Болдино – одно из самых знаменитых пушкинских мест России, единственная сохранившаяся в период революций и войн родовая усадьба поэта А.С. Пушкина. Прогнозируется, что к 2025 году туристический поток сюда увеличится до 250 тыс. человек, сейчас он составляет около 70 тыс. гостей ежегодно.
Промышленный туризм планируют развивать в Выксе. Здесь будет создан индустриально–туристский парк «Баташев» – в честь братьев Баташевых, которые в середине XVIII столетия создали здесь передовое металлургическое производство. Именно тогда началась история Выксунского завода как одного из ведущих мировых центров инноваций в металлургии. Реализация данного проекта должна принести трехкратное увеличение туристского потока: с 28,47 тыс. человек в 2019 году (до пандемии) до 86,3 тыс. – в 2025 году. Создание парка потребует примерно 900 млн частных инвестиций.
Успешная интеграция магистрали М–12 и областной дорожной сети позволит снять многие инфраструктурные ограничения. Областные власти со своей стороны активно развивают региональную транспортную систему. Так, в прошлом году была построена двухуровневая развязка в районе деревни Ольгино, которая является южными воротами областной столицы. Завершается строительство южного обхода Арзамаса, одного из старинных и красивейших городов региона, который полностью интегрирован с М–12, что позволит вывести транзитный транспорт из центра города. Начато строительство путепровода в районе поселка Выездное – близ Арзамаса. Таким образом, обеспечивается комплексное развитие транспортной инфраструктуры, что в целом повысит инвестиционную и туристическую привлекательность региона, подчеркнул заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов.
Сергей АЛЕКСЕЕВ
Фото: russianhighways.ru