Всероссийская транспортная еженедельная информационно-аналитическая газета — официальный печатный орган Министерства транспорта РФ

Контракт контракту рознь

КЖЦ – инструмент повышения качества дорожных работ

На вопросы газеты «ТР» отвечает генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко.

4 2 13 2023

– Александр Александрович, перевод дорожной отрасли на систему контрактов жизненного цикла (КЖЦ) – одна из задач национального проекта «Безопасные качественные дороги». Как она выполняется на региональной сети?

– Контракты жизненного цикла для дорожной отрасли – понятие относительно новое. Полноценные КЖЦ начали заключать лишь с 2021 года, поскольку ранее заключались «контракты на принципах контракта жизненного цикла» (КПКЖЦ).

По итогам 2021 года из 253 государственных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог регионального (межмуниципального) значения в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» КЖЦ составили 84 штуки. Это 33,2% в общем объеме новых госконтрактов при плановом значении 7%.

В прошлом году из 207 государственных контрактов на выполнение всех видов работ на автомобильных дорогах регионального (межмуниципального) значения в рамках нацпроекта КЖЦ составили 63 штуки. В общем объеме новых госконтрактов это 30,4% при плане на 2022 год – 15%. Данные сформированы на основании сведений, предоставленных субъектами Российской Федерации в систему оперативного управления «Эталон».

– В каких видах дорожных работ чаще всего используются КЖЦ?

– Пунктом 8.2 части 1 статьи 3 Федерального закона № 44 от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено понятие КЖЦ как контракта, предусматривающего поставку товара или выполнение работы, последующее обслуживание объекта, а при необходимости его ремонт и эксплуатацию в течение определенного срока службы. Эта универсальная форма выражается в схеме (создание объекта – его содержание – опциональные виды работ, такие как ремонт или последующая утилизация). Данная конструкция в равной мере применима как к строительству, так и к иным видам деятельности.

Федеральным законом предусмотрено, что заказчик вправе заключить КЖЦ в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных постановлением № 1087 Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года «Об определении случаев заключения контрактов жизненного цикла».

КЖЦ в сфере дорожной деятельности реализуются в отношении работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту и при необходимости по инженерным изысканиям и (или) проектированию) и содержанию и работам по ремонту участков автомобильных дорог, включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью, – защитные и искусственные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства.

Исходя из анализа информации, размещенной регионами в СОУ «Эталон», в большинстве случаев для достижения показателя в 2022 году заключались госконтракты на капитальный ремонт и содержание – 70% от общего количества заключенных КЖЦ, 27% составили контракты на реконструкцию и содержание и 3% – контракты на строительство и содержание. Данное обстоятельство обусловлено тем, что нацпроект ориентирован прежде всего на доведение сети автомобильных дорог до нормативного состояния, что в меньшей степени предусматривает проведение таких видов работ, как строительство и реконструкция.

– Приведите, пожалуйста, примеры наиболее успешного использования такого рода инструментов (КЖЦ) на участках дорожной сети разных регионов.

– В числе регионов, где с началом внедрения КЖЦ в 2022 году реализуются наиболее крупные проекты, – Челябинская область. В субъекте идет выполнение КЖЦ стоимостью более 1060 млн руб. на проектирование, строительство и содержание дороги Красное Поле – Полетаево, а также участка от автодороги Челябинск – Харлуши до трассы Шершни – Северный – обход Челябинска. Срок исполнения контракта – 8 лет.

Госконтракт стоимостью более 716,2 млн руб. на разработку проектной документации, выполнение работ по капитальному ремонту и содержанию на 12–километровом участке трассы «Вилюй» – Мирный – Удачный – Оленек – Саскылах – Юрюнг Хая («Анабар») в Мирнинском районе в рамках КЖЦ со сроком исполнения 5 лет реализуется в Республике Саха (Якутия).

Не менее значимый КЖЦ стоимостью около 860 млн руб., рассчитанный на 5 лет, реализуется в Архангельской области. Он предусматривает выполнение работ по капремонту и оказанию услуг по содержанию 16–километрового участка дороги Архангельск – Онега (между деревнями Рикасиха и Кянда) в Приморском районе.

– Расскажите, как КЖЦ влияют на качество дорожных работ?

– Контракты жизненного цикла позволяют повысить качество выполняемых работ, закрепив один объект за подрядчиком не менее чем на три года. В рамках таких контрактов подрядные организации планируют работу на долгосрочную перспективу, осваивают новейшие дорожно–строительные технологии. Кроме того, при заключении КЖЦ подрядчик не только выполняет ремонт или строительство объекта, но и содержит его в течение указанного времени.

– Какие объективные сложности тормозят более широкое внедрение контрактов жизненного цикла? Насколько влияет на использование механизма КЖЦ в регионах несовершенство нормативно–правовой базы?

– Законодательство о государственных и муниципальных закупках, в рамках которого в настоящее время развивается институт КЖЦ, содержит слишком большое количество сдерживающих факторов. В частности, одной из самых больших проблем является определение начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ). Использования стандартных методов определения НМЦ контракта, срок реализации которого будет превышать срок бюджетного планирования, может быть недостаточно прежде всего из–за отсутствия необходимого механизма расчета такой цены с учетом инфляции, изменения стоимости материалов и применяемых технологий, а также расходов на банковское сопровождение, необходимое обеспечение объема заемных средств.

Кроме того, отсутствуют меры финансового и нефинансового стимулирования для исполнителей КЖЦ, которые являются одним из наиболее эффективных способов стимулирования подобного рода отношений. И еще: в рамках действующего законодательства о закупочной деятельности не допускается множественность лиц на стороне исполнителя. В большинстве случаев закупок это оправданно. Однако такой подход абсолютно не подходит при реализации капиталоемких проектов, объединяющих в себе несколько дорогостоящих видов работ. В связи с этим наиболее перспективным представляется дальнейшее развитие законодательства о КЖЦ в рамках специального законодательства.

На сегодняшний день работы, связанные с развитием института КЖЦ в сфере дорожного хозяйства, проводятся в рамках нацпроекта. Для достижения показателя нацпроекта, а также расширения практики применения рассматриваемого вида контрактов ФАУ «РосдорНИИ» подготовлены предложения в проект постановления Правительства Российской Федерации, которые легли в основу правительственного постановления № 800 от 1 июня 2020 года, позволившие объединять работы по капитальному ремонту и содержанию автодорог.

Кроме того, предложения РОСДОРНИИ по внесению изменений в законодательство о контрактной системе Российской Федерации нашли свое отражение в Федеральном законе № 360 от 2 июля 2021 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (второй оптимизационный пакет поправок к № 44–ФЗ). Законом были введены новые требования относительно заключения КЖЦ.

Так, в соответствии с новой редакцией в части 16 статьи 34 Федерального закона № 44 в контракте должна содержаться стоимость жизненного цикла созданного в результате выполнения работы объекта, включающая: стоимость работы (в том числе при необходимости стоимость работ по подготовке проектной документации) и стоимость последующего обслуживания при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства. Случаи изменения контракта, предусмотренные пунктами 8 и 9 части 1 статьи 95 закона, а именно внесение изменений в контракт в связи с невозможностью его исполнения по независящим от сторон причинам, теперь однозначно распространятся и на контракты жизненного цикла. Это, с учетом возможных скачков цен на строительные материалы, крайне важно.

Дополнительные основания для изменения КЖЦ установлены новым пунктом 11 части 1, а также частью 12 статьи 95 закона – теперь цена КЖЦ, включающего работы по проектированию и изысканию, может быть изменена на 30% в случае, если в ходе государственной экспертизы будет установлено, что сметная стоимость больше или меньше цены контракта. Это особенно важно в связи с невозможностью достоверного определения цены контракта на момент его заключения. Согласно новой части 72 статьи 94 № 44–ФЗ оформление документа о приемке в рамках КЖЦ осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком) обеспечения исполнения контракта в части последующего содержания дороги.

Относительно обеспечения рассматриваемых контрактов необходимо отметить, что в документации о закупке, в проекте контракта и приглашении заказчик устанавливает требование об обеспечении исполнения контракта раздельно в части выполнения работ и последующего обслуживания. Это очень важное изменение, поскольку в силу большого объема выполняемых работ цена контракта также увеличивается. Обеспечение КЖЦ, если его не разделить на этапы, также будет существенно больше, нежели при любом другом контракте. В дополнение к этому устанавливаются специальные требования к определению размера этого обеспечения. Так, обеспечение самих работ устанавливается по общим правилам, в то время как обеспечение содержания не может превышать 10% от стоимости таких работ.

Также РосдорНИИ были разработаны, а впоследствии актуализированы методические рекомендации по заключению КПКЖЦ и КЖЦ. Принималось активное участие в организации пилотных проектов реализации КЖЦ в отношении региональных (межмуниципальных) автомобильных дорог или их участков с учетом вступивших в законную силу нормативно–правовых актов и сформировавшейся правоприменительной практики.

– Каковы перспективы внедрения КЖЦ в дорожной отрасли?

– В течение последних двух лет законодательство в сфере контрактов жизненного цикла существенно преобразилось. Предпринятые шаги имеют огромный потенциал, но это лишь первые шаги на пути формирования полноценной и всесторонней нормативно–правовой базы, регулирующей КЖЦ. Институт изучает практику внедрения и применения таких контрактов для более активного их внедрения в отечественное правовое поле.

Беседу вел

Сергей ОЗУН, обозреватель «ТР»

На снимке: реконструкция дороги Челябинск – Харлуши


просмотры:

1719

ИНФОРМАЦИЯ

Министерство Транспорта РФ, АО "Издательство Дороги"
При использовании материала ссылка на сайт www.transportrussia.ru обязательна.
107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 24, офис 403.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.,
тел: 8 (495) 748-36-84, тел/факс 8 (495) 963-22-14

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Get the App


© Газета "Транспорт России". Все права защищены.

Вернуться